Математика
Тема 8: Рациональные неравенства и их системы. Профильный уровеньУрок 5: Пересечение и объединение множеств
- Теория
Повторение знаний о множестве
Пересечение и объединение множеств – операции над множествами.
Пример на применение объединения и пересечения множеств
Пример: В классе 19 учеников: 10 девочек, 9 мальчиков.
10 девочек – это множество
.
9 мальчиков – это множество
.
Класс из 19 учеников – это множество С, которое объединяет два множества.
Пусть в классе 5 отличников – это множество D.
Из них 2 мальчика – это множество E.
Из какие элементов состоит множество Е?
Мальчики входят в множества В, так как 2 мальчика – отличники, они входят в множество D.

Рис. 1. Пересечение двух множеств
Множество Е есть пересечение двух множеств В и D(рис. 1).
Определение понятия объединение множеств
Определение: объединением множеств А и В называется новое множество, состоящее из тех и только тех элементов, которые входят хотя бы в одно из множеств А или В (рис. 3).
![]()
Рис. 2. Множества

Рис. 3. Объединение множеств
– знак объединения.
![]()
Множество
состоит из всех элементов
, которые входят или в множество
, или в множество
. Это можно записать следующим образом:
![]()
Пример № 1 на применение определения объединение множеств
Дано множество
=
и
.
Найти объединение множеств
.
Решение:
![]()
Пример № 2 на объединение бесконечных множеств
Дано множество
и
.
Найти объединение множеств
.
Решение:

Имеем совокупность неравенств:
![]()
![]()
Пример № 3. Решение квадратного неравенства
Решить квадратное неравенство
.
Решение:
Рассмотрим функцию
.
Найдём корни функции
.
По теореме Виета:
.
Имеем объединение двух множеств
.
Схематически изобразим график функции:

при
или
.
Ответ:
.
Определение понятия пересечение множеств
Пересечение множеств
Пересечением множеств Aи B называется новое множество, содержащее те и только те элементы, которые входят одновременно и в множество А, и в множество В.
– знак пересечения

Рис. 4а. Пересечение множеств
![]()
– пересечение множеств на рис. 4а
![]()
Рис. 4б. Пересечения множеств нет
![]()
На рис. 4б множества не пересекаются, их пересечение – пустое множество
Пример № 4 на применение определения пересечения множеств
Даны множества
и
. Найти пересечение множеств
.
Решение
По определению пересечения, решением будут те элементы, которые одновременно входят в оба множества:
– пересечение множеств.
Сравним с объединением:
C=
– объединение множеств.
Пример № 5 на пересечение бесконечных множеств
Найти пересечение бесконечных множеств![]()
![]()
![]()
Решение
Нужно найти такие х, которые принадлежат пересечению
:
![]()

Нужно решить систему неравенств. На оси изображаем множества и находим их пересечение
![]()
Ответ:![]()
.
Сравним с объединением множеств:
![]()
Пример № 6. Решение системы неравенств
Решить систему неравенств ![]()

Решение:
Рассмотрим ось х:
Ответ: ![]()
![]()
![]()
Пересечением множеств будет:
![]()
Итог
Мы рассмотрели объединение и пересечение множеств; решили типовые задачи.
Список литературы
- В.А. Ильин, В.А. Садовничий, Бл.Х. Сендов. Глава 2. Вещественные числа // Математический анализ / Под ред. А. Н. Тихонова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2006. – Т. 1. – С. 66. – 672 с.
- А.Г. Мордкович, П.В. Семёнов. Алгебра. 9 класс. В 2-х частях. Часть 1. Учебник. (ФГОС) 16-е издание, исправленное. – М.: Мнемозина, 2013.
- А.Г. Мордкович, П.В. Семёнов. Алгебра. 9 класс. В 2-х частях. Часть 1. Задачник. 16-е издание, исправленное. – М.: Мнемозина, 2013.
- А.Г. Мордкович, П.В. Семёнов. Алгебра. 9 класс. Методическое пособие для учителя. – М.: Мнемозина, 2013.
- А.Г. Мордкович, Н.П. Николаев. Алгебра. 9 класс. В 2-х частях. Часть 1 – учебник. (ФГОС) Учебник для классов с углублённым изучением математики. – М.: Мнемозина, 2014.
- А.Г. Мордкович. Преподавание алгебры. Методическое пособие для учителя. 8–9 класс. – М.: Мнемозина, 2014.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
Домашнее задание
- Даны множества А = {3,5, 0, 11, 12, 19}, В = {2,4, 8, 12, 18,0}. Найдите множества AU В.
- Пусть A – это множество натуральных чисел, делящихся на 2, а В – множество натуральных чисел, делящихся на 4. Какой вывод можно сделать относительно данных множеств?
- Из 29 мальчишек нашего двора только двое не занимаются спортом, а остальные посещают футбольную или теннисную секции, а то и обе. Футболом занимается 17 мальчишек, а теннисом – 19. Сколько футболистов играет в теннис? Сколько теннисистов играет в футбол?