Математика
Тема 9: Системы уравнений. Профильный уровеньУрок 12: Системы уравнений в текстовых задачах с алгебраическим или геометрическим содержанием
- Теория
Тема: Системы уравнений
Урок: Системы уравнений в текстовых задачах с алгебраическим или геометрическим содержанием
1. Тема урока, введение
На этом уроке мы продолжим решение текстовых задач методом математического моделирования. Здесь требуется перевести задачу на математический язык, получить математическую модель – систему уравнений – и решить ее.
2. Задача с алгебраическим содержанием
Задача 1. Сумма квадратов цифр двузначного числа равна 13. Если от этого числа отнять 9, то получится число, записанное теми же цифрами, но в обратном порядке. Найдите исходное число.
Решение:
Пусть
искомое число, где x – число десятков, y – число единиц.
(Например,
).
Мы записали искомое число с помощью двух неизвестных.
Что нам известно, чтобы найти x и y?
1.
сумма квадратов цифр равна 13.
2. ![]()
Мы получили математическую модель – систему двух уравнений с двумя неизвестными.
Далее следует работа с математической моделью, нужно решить систему:
Ответ: 32.
3. Задача на движение
Задача 2. По окружности длиной 60 м равномерно в одном направлении движутся две точки. Одна из них совершает полный оборот на 5 секунд быстрее другой. При этом совпадение точек происходит каждый раз через 1 минуту. Определите скорости движения точек.
Решение:
Пусть x м/с, y м/с – искомые скорости точек, и пусть
т.е. первая точка движется быстрее, чем вторая, тогда
время прохождения одного оборота первой точкой,
время прохождения одного оборота второй точкой.
По условию ![]()
Упростив это выражение, получим ![]()
По условию совпадения происходят через 1 минуту, это значит, что за время 1 мин = 60 с между соседними совпадениями точек первая точка пройдет на один круг – 60 м – больше, чем вторая. Со скоростью сближения
м/с расстояние в 60 м будет пройдено за 60 с, т.е.
Мы получили второе уравнение.
Мы получили математическую модель, теперь переходим ко второму этапу – работа с математической моделью.
Необходимо решить систему:
Полученную упрощенную систему решаем методом подстановки.
По теореме Виета ![]()
Третий этап: Ответ на вопрос задачи.
не подходит, т.к.
Значит ![]()
Ответ: 4 м/с; 3 м/с.
4. Задача с геометрическим содержанием
Задача 3. Гипотенуза прямоугольного треугольника равна 20 м, его периметр равен 48 м. Найдите площадь прямоугольного треугольника.
Решение:
Пусть
длины катетов (Рис.2).

Тогда ![]()
Мы получили математическую модель. Важно понять, что нам нужно найти не x и y, а
Поэтому при решении системы мы постараемся выделить xy.
Выделим во втором уравнении полный квадрат.
нам известно из первого уравнения, подставляем:
Ответ: 96
.
5. Задача с алгебраическим содержанием
Задача 4. Задуманы два натуральных числа, произведение которых равно 720. Если первое число разделить на второе, то в частном получится 3 и в остатке 3. Какие числа задуманы?
Решение:
Пусть x, y – искомые числа. Тогда по условию задачи составим систему:
Ответ: 48 и 15.
6. Вывод, заключение
Мы рассмотрели решение текстовых задач и алгебраического, и геометрического содержания. Еще раз подтвердили, что они сводятся к решению систем уравнений. На следующем уроке мы сделаем обзор по решению систем уравнений.
Список рекомендованной литературы
1. Мордкович А.Г. и др. Алгебра 9 кл.: Учеб. Для общеобразоват. Учреждений.- 4-е изд. – М.: Мнемозина, 2002.-192 с.: ил.
2. Мордкович А.Г. и др. Алгебра 9 кл.: Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, Т. Н. Мишустина и др. — 4-е изд. — М.: Мнемозина, 2002.-143 с.: ил.
3. Макарычев Ю. Н. Алгебра. 9 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, И. Е. Феоктистов. — 7-е изд., испр. и доп. — М.: Мнемозина, 2008.
4. Алимов Ш.А., Колягин Ю.М., Сидоров Ю.В. Алгебра. 9 класс. 16-е изд. - М., 2011. - 287 с.
5. Мордкович А. Г. Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, П. В. Семенов. — 12-е изд., стер. — М.: 2010. — 224 с.: ил.
6. Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, Л. А. Александрова, Т. Н. Мишустина и др.; Под ред. А. Г. Мордковича. — 12-е изд., испр. — М.: 2010.-223 с.: ил.
Рекомендованные ссылки на интернет-ресурсы
1. Раздел College.ru по математике (Источник).
2. Интернет-проект «Задачи» (Источник).
3. Образовательный портал «РЕШУ ЕГЭ» (Источник).
Рекомендованное домашнее задание
1. Мордкович А.Г. и др. Алгебра 9 кл.: Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, Т. Н. Мишустина и др. — 4-е изд. — М. : Мнемозина, 2002.-143 с.: ил. № 153 – 158.