ОГЭ Русский язык
Тема 3: Сочинение. Изложение. Говорение. Анализ текстаУрок 11: Структура говорения
- Видео
- Тренажер
- Теория
Структура говорения
Итоговое собеседование по русскому языку состоит из четырех заданий.
Задание 1 – чтение вслух небольшого текста. Время на подготовку – 2 минуты.
Вот так может выглядеть само задание:
Выразительно прочитайте вслух текст о юной советской художнице Наде Ру́шевой (1952–1969). Надя Ру́шева – художница, прожившая всего 17 лет, но оставившая после себя огромное наследие – около 12 тысяч рисунков. Ещё при жизни её называли гением! Рушева росла обычной московской девочкой. Её никто не обучал рисованию. Рисовала Надя необыкновенно быстро: она умела моментально передать в рисунке то, что хотела. Так, за один вечер, за время, пока отец читал вслух её любимую «Сказку о царе Салтане» Пушкина, Надя нарисовала 36 иллюстраций к сказке. Надя Рушева любила иллюстрировать художественные произведения. Среди её работ – иллюстрации к мифам Древней Греции, произведениям Александра Пушкина, Льва Толстого, Михаила Булгакова. Всего Надей были проиллюстрированы произведения около 50 авторов. Глядя на её рисунки, кажется, что она рисовала легко и естественно. Рисунки Нади рождались без эски́зов, она всегда рисовала сразу, набело и никогда не пользовалась ластиком. Рисунки девушки любили во многих странах. На её выставку в Музее Пушкина стояли многочасовые очереди. Жизнь Нади Рушевой трагически оборвалась в 17 лет. В истории она осталась взрослым ребёнком. В точности как её любимый персонаж – Маленький Принц. |
Знаки препинания передают определенную интонацию, именно её и оценивают эксперты на экзамене
- Перед окончанием повествовательного предложения голос понижается (точка).
- Если вы видите многоточие, необходимо сделать паузу, так как автор, ставя этот знак, дает нам время на размышление.
- Знак восклицания или знак вопроса предполагает изменение интонации у всего предложения: необходимо вложить в его прочтение те эмоции, которые испытывал автор (гнев, восхищение, удивление и т.д.)
- Запятые позволяют нам взять дыхание, чтоб мы смогли дочитать текст.
- Также нельзя забывать о логическом ударении. Что это за ударение? Это выделение интонацией самых значимых слов в предложении: названия, цифры, значимые детали.
Эти простые правила помогут вам прочесть любой текст на максимальных 2 балла, даже если вы будете видеть его в первый раз.
В задании 2 предлагается пересказать прочитанный текст, дополнив его высказыванием. Время на подготовку – 2 минуты.
Как выглядит задание?
Перескажите прочитанный вами текст, включив в пересказ слова Нади Рушевой: «Я свои рисунки заранее вижу. Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остаётся их чем-нибудь обвести». Подумайте, где лучше использовать слова Н. Рушевой в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования. При необходимости используйте «Поле для заметок». Поле для заметок ________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ |
Хороший пересказ содержит:
- все микротемы текста;
- ключевую информацию: названия, имена, даты, цифры, основные действия или события;
- информация не искажена.
Теперь поговорим о важной части этого задания: включение цитаты в пересказ. Там есть уточнение, что вы можете использовать любые способы цитирования.
- Прямая речь (Рисунки Нади рождались без эски́зов, она рассказывала: «Я свои рисунки заранее вижу. Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остаётся их чем-нибудь обвести».)
- Косвенная речь (Надя говорила, что она заранее видела свои рисунки, что они проступали на бумаге, как водяные знаки, и ей ничего не оставалось, как обвести их.)
В задании 3 нужно выбрать один из трёх предложенных вариантов беседы: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по поставленному вопросу. Время на подготовку – 1 минута.
Пример задания.
|
В задании 4 вам предстоит поучаствовать в беседе по теме предыдущего задания.
|
Общее время ответа одного экзаменуемого (включая время на подготовку) – 15 минут.
Всё время ответа ведётся аудиозапись.
Постарайтесь полностью выполнить поставленные задачи, старайтесь говорить ясно и чётко, не отходить от темы и следовать предложенному плану ответа. Так вы сможете набрать наибольшее количество баллов.