ОГЭ Русский язык

Тема 3: Сочинение. Изложение. Говорение. Анализ текста

Урок 11: Структура говорения

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория
Заметили ошибку?

Структура говорения

Итоговое собеседование по русскому языку состоит из четырех заданий.

Задание 1 – чтение вслух небольшого текста. Время на подготовку – 2 минуты.

Вот так может выглядеть само задание:

Выразительно прочитайте вслух текст о юной советской художнице Наде Ру́шевой (1952–1969).

Надя Ру́шева – художница, прожившая всего 17 лет, но оставившая после себя огромное наследие – около 12 тысяч рисунков. Ещё при жизни её называли гением!

Рушева росла обычной московской девочкой. Её никто не обучал рисованию. Рисовала Надя необыкновенно быстро: она умела моментально передать в рисунке то, что хотела. Так, за один вечер, за время, пока отец читал вслух её любимую «Сказку о царе Салтане» Пушкина, Надя нарисовала 36 иллюстраций к сказке.

Надя Рушева любила иллюстрировать художественные произведения. Среди её работ – иллюстрации к мифам Древней Греции, произведениям Александра Пушкина, Льва Толстого, Михаила Булгакова. Всего Надей были проиллюстрированы произведения около 50 авторов. Глядя на её рисунки, кажется, что она рисовала легко и естественно. Рисунки Нади рождались без эски́зов, она всегда рисовала сразу, набело и никогда не пользовалась ластиком. Рисунки девушки любили во многих странах. На её выставку в Музее Пушкина стояли многочасовые очереди.

Жизнь Нади Рушевой трагически оборвалась в 17 лет. В истории она осталась взрослым ребёнком. В точности как её любимый персонаж – Маленький Принц.

Знаки препинания передают определенную интонацию, именно её и оценивают эксперты на экзамене

  1. Перед окончанием повествовательного предложения голос понижается (точка).
  2. Если вы видите многоточие, необходимо сделать паузу, так как автор, ставя этот знак, дает нам время на размышление.
  3. Знак восклицания или знак вопроса предполагает изменение интонации у всего предложения: необходимо вложить в его прочтение те эмоции, которые испытывал автор (гнев, восхищение, удивление и т.д.)
  4. Запятые позволяют нам взять дыхание, чтоб мы смогли дочитать текст.
  5. Также нельзя забывать о логическом ударении. Что это за ударение? Это выделение интонацией самых значимых слов в предложении: названия, цифры, значимые детали.

Эти простые правила помогут вам прочесть любой текст на максимальных 2 балла, даже если вы будете видеть его в первый раз.

В задании 2 предлагается пересказать прочитанный текст, дополнив его высказыванием. Время на подготовку – 2 минуты.

Как выглядит задание?

Перескажите прочитанный вами текст, включив в пересказ слова Нади Рушевой:

«Я свои рисунки заранее вижу. Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остаётся их чем-нибудь обвести».

Подумайте, где лучше использовать слова Н. Рушевой в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования. При необходимости используйте «Поле для заметок».

Поле для заметок

________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

Хороший пересказ содержит:

  1. все микротемы текста;
  2. ключевую информацию: названия, имена, даты, цифры, основные действия или события;
  3. информация не искажена.

Теперь поговорим о важной части этого задания: включение цитаты в пересказ. Там есть уточнение, что вы можете использовать любые способы цитирования.

  1. Прямая речь (Рисунки Нади рождались без эски́зов, она рассказывала: «Я свои рисунки заранее вижу. Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остаётся их чем-нибудь обвести».)
  2. Косвенная речь (Надя говорила, что она заранее видела свои рисунки, что они проступали на бумаге, как водяные знаки, и ей ничего не оставалось, как обвести их.)

В задании 3 нужно выбрать один из трёх предложенных вариантов беседы: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по поставленному вопросу. Время на подготовку – 1 минута.

Пример задания.

В задании 4 вам предстоит поучаствовать в беседе по теме предыдущего задания.

Общее время ответа одного экзаменуемого (включая время на подготовку) – 15 минут.

Всё время ответа ведётся аудиозапись.

Постарайтесь полностью выполнить поставленные задачи, старайтесь говорить ясно и чётко, не отходить от темы и следовать предложенному плану ответа. Так вы сможете набрать наибольшее количество баллов.