Русский язык

Тема 2: Грамматика

Урок 3: Грамматика. Нормы образования слов. Урок 3

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория
Заметили ошибку?

Ошибки при использовании глаголов и их форм связаны с:

  • неправильным образованием,
  • незнанием стилистических различий,
  • несоблюдением чередований,
  • неправильным образованием форм повелительного наклонения,
  • неправильным образованием видовых пар глаголов.

Есть группа недостаточных глаголов. Они лишены формы 1 (иногда 2) лица единственного числа настоящего и будущего времени.

Нет форм 1 лица у глаголов: победить, убедить, очутиться, ощутить, чудить, дерзить, дудеть, гудеть, обессмертить, ерундить, шкодить. Такие формы плохо воспринимаются на слух. Следует использовать описательную форму: смогу убедить, хочу очутиться.

Нельзя употреблять формы: бегим, хочим (следует: бежим, хотим). Эти глаголы имеют свою систему спряжения, называются разноспрягаемыми.

Нельзя (если это делается без особой стилистической цели) сказать: я отпочковываюсь или ржавею. Так как обозначаются процессы неживой природы или животного и растительного мира. Сюда можно отнести действия, связанные с особенностями работы человеческого организма (рассосаться, слипнуться) и отвлеченными значениями (гласить, заключаться).

Ошибки часто возникают при образовании видовых пар глагола, когда разнокорневые видовые пары заменяются однокорневыми: класть – накласть, ложить - положить. А иногда образуется глагол, которого нет в системе языка: делить – разделивать.

Нужно использовать пару: класть и положить, делить и разделить, прокладывать и проложить.

Трудности есть и при образовании форм повелительного наклонения от глаголов ехать, поехать. Формы ехаай(те) и едь(те) не могут употребляться в литературном языке (кроме особенной цели, так как имеют просторечный характер). Нужно использовать форму – поезжай(те).

Видовой разнобой (и временной разнобой) может возникнуть при употреблении в одном предложении глаголов несовершенного и совершенного вида: Как только попадаешь в лес, сразу увидишь золотой убор осени. Нужно: как только попадёшь… .

Похожая ошибка бывает и с неправильным употреблением причастия на -щий со значением будущего времени от глаголов совершенного вида: В романе рассказывается о событиях, имеющих место в XХ веке. Следует: имевших место в ХХ веке.

Ошибки на залоговый разнобой связаны с ошибочным выбором залога глагола: Диваны, выпускающиеся фабрикой, известны во всем мире. Правильно: выпускаемые… .

Часто встречаются ошибки с употреблением глаголов и глагольных форм на -ся. Их нельзя употреблять, если совпадают два значения – страдательное и возвратное: Огурцы моются под струей холодной воды. Нужно: огурцы моют под струей холодной воды.

Но, если речь идет об автоматическом действии, форма на -ся не заменяется личным глаголом: Дверь открывается автоматически.

Форма на -ся нужна в научных текстах, когда важно акцентировать внимание на на объекте действия: В исследовании рассматриваются многие вопросы.

При образовании причастий важно помнить, что если они образованы от бесприставочных глаголов с суффиксом -ну-, то обычно сохраняют его (мокнуть – мокнувший),а от приставочных глаголов, чаще всего, употребляются без него (промокнутьпромокший). В некоторых случаях образуются формы с суффиксом: завязнувший, исчезнувший; или параллельные формы – с суффиксом и без: завянувший – завядший, зачахнувший – зачахший, иссякнувший – иссякший.

От ряда глаголов несовершенного вида деепричастия образовать нельзя: печь, спать, беречь, колоть и др.

Нельзя образовать деепричастия от большинства глаголов с суффиксом -ну-: киснуть, пахнуть, вянуть, глянуть; и от части глаголов 1 спряжения, образующих основу инфинитива при помощи суффикса -а-, а основу настоящего (или будущего простого) без него: вязать – вяжу, пахать – пашу, плясать – пляшу.

Деепричастия совершенного вида с основой на гласный могут употребляться в двух формах – с суффиксами -в- и -вши-: написав – написавши, закрыв – закрывши, нагнув – нагнувши.

Нельзя использовать в современном русском языке формы: бежа, жгя, ища, нося, пиша, коля, пляша, ходя, хохоча,чеша.