Русский язык

Тема 2: Грамматика

Урок 7: Грамматика. Нормы построения словосочетаний и предложений. Урок 4

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория
Заметили ошибку?

Смешение пар сопоставительных союзов часто приводит к ошибкам.

Например:

не только – а также (но), правильный вариант: не только – но и;

как – а также, правильный вариант: как – так и;

поскольку – поэтому, правильный вариант: поскольку – постольку.

Деепричастные обороты играют в предложении роль обстоятельств. Действие, им выраженное, относится к подлежащему, которое может быть выражено одушевленным существительным или личным местоимением.

Нельзя употреблять деепричастия:

  • в безличном предложении: Подходя к железной дороге, ему стало плохо. Но иногда употребление деепричастия допустимо. Например: Переходя улицу, нужно внимательно следить за движением транспорта;
  • в страдательной конструкции: Поднявшись на холм, машина будет разгружена на станции;
  • при отсутствии видовой связи с глаголом: Встречаясь с политиком, интервьюер задал много вопросов;
  • когда действия относятся к разным лицам или предметам: Познакомившись с эпизодом романа, у меня появилось желание прочесть его.

По структуре предложения разделяются на простые и сложные. Сложные предложения и их организация имеют свои особенности.

Так нормы построения сложного предложения предусматривают:

  1. - определенное расположение частей;

  2. - соблюдение границ предложений. Не допускается излишнее усложнение или ничем не оправданное разделение сложного предложения на простые;

  3. - точное употребление союзов, отсутствие излишнего повторения союзов, или союзных слов;

  4. - точность в использовании компонентов конструкций главного и придаточного предложения, недопустимость их смешения.

Отдельно нужно сказать про форму сказуемого в сложных конструкциях вида те, кто пришли (пришел)… и все, кто видели (видел)... .


Глагол нужно употреблять в единственном числе, потому что в качестве подлежащего используется местоимение кто. Оно согласуется обычно с формой сказуемого в единственном числе.