Русский язык
Тема 4: Средства выразительностиУрок 3: Средства выразительности. Средства связи предложений в тексте
- Видео
- Тренажер
- Теория
Предложения в тексте должны быть связаны друг с другом и по смыслу, и грамматически. Грамматические средства связи мы разбирали в предыдущих уроках.
Среди лексических средств связи выделяют:
-
синонимы. Они используются, чтобы избежать тавтологии или плеоназма. Например: Мы увидели лося. Сохатый вышел на середину дороги;
-
антонимы. Например: У него было много врагов, но друзей было значительно больше;
-
однокоренные слова. Например: Он знал разницу между опытом и дарованием. Опытность приходит со временем, а талант даётся от природы;
-
лексический повтор – это повтор одного и того же слова. Часто этот приём используется, чтобы обратить внимание на место действия, обстоятельства или предмет. Например: Вокруг города раскинулись леса. В лесах попадалось много нехоженых мест;
-
описательные обороты. Они используются для того, чтобы избежать тавтологии и придать речи образность. Например: Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей.
Грамматическая связь в предложении оформляется при помощи:
-
личных и указательных местоимений и местоимённых наречий. Например: Он неожиданно вернулся в родное село. Его приезд обрадовал и испугал мать;
-
частиц;
-
единства видовременных форм глагола, что может указывать на одновременность или последовательность действий;
-
вводных слов, служащих для оформления речи;
-
союзов;
-
синтаксического параллелизма. То есть схожего, почти идентичного построения нескольких предложений, стоящих рядом. Например: Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура.