Русский язык

Тема 4: Средства выразительности

Урок 8: Изобразительно-выразительные средства русского языка (полный урок)

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория
Заметили ошибку?

Изобразительно-выразительные средства

 

Речь – это визитная карточка любого человека. Владеть ею – значит красиво говорить, уметь выражать свои мысли письменно и устно, читать и понимать прочитанное.

 

Вы наверняка замечали, как может отличаться речь у разных людей – у одних она яркая, живая, передающая самые разные эмоции; у других – весёлая, энергичная, вызывающая эмоциональный подъём, улыбку; у кого-то бедная, с большим количеством слов-паразитов (э-э, вот, типа), повторениями и т. д.

Конечно, важную роль играет мимика, интонация и т. д. Но всё же очень многое зависит от слов и формы их использования в речи человека. За время развития человеческой речи было придумано много разных приёмов, которые назвали общим термином «изобразительно-выразительные средства». 

Мы часто используем их на практике, даже не подозревая, что удачная шутка, рассмешившая одноклассников, – это каламбур, а в рассказе про новый фильм вы использовали метафоры и олицетворения.

Но для того, чтобы анализировать тексты и выделять используемые различными авторами приёмы, нужна классификация. Филологи её придумали и с её помощью изучают свойства различных изобразительно-выразительных средств. На этом уроке мы о них и поговорим.

Поэты и писатели мастерски владели речью. С помощью слов им удавалось рассмешить читателей. Например:

«Весна хоть кого с ума сведёт. Лёд – и тот тронулся» (Эмиль Кроткий).

Передать эмоции:

«Я как безумный вскочил на крыльцо, прыгнул на своего Черкеса, которого водили по двору, и пустился во весь дух по дороге в Пятигорск» (М. Ю. Лермонтов).

Выразить насмешку над какими-либо явлениями и событиями. Например:

– Ты всё пела? Это – дело (И. А. Крылов).

Посмотрите на эти примеры внимательнее и подумайте, какие приёмы используют авторы в приведённых отрывках.

Рис. 1 / Иллюстратор Лайтарук Е. Б.

В первом случае для достижения комического эффекта Эмиль Кроткий использует разные значения одного и того же слова: тронулся – сдвинулся с места; тронулся – сошёл с ума. Такая игра слов называется каламбуром.

Во втором примере автор показывает отчаяние героя. Для этого он использует сравнение («как безумный»), эпитет («безумный»).

И в последнем примере герой басни Крылова Муравей насмехается над Стрекозой. Он иронизирует, в действительности считая пение бездельем.

Итак, общее название таких приёмов – изобразительно-выразительные средства. Эти средства имеют свою классификацию, которую нужно знать, чтобы уметь анализировать тексты произведений. Рассмотрим её подробнее.

 


Стилистика

Изобразительно-выразительные средства языка изучает стилистика.

Стилистика – это раздел науки о языке, изучающий стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства и их использование в paзличныx cфepax peчeвoгo oбщeния.

Иллюстрация / Иллюстратор Лайтарук Е. Б.

Слово «стиль» происходит от латинского слова stylus и греческого слова stylos, что означает «палочка для письма». Стиль – это способ словесного выражения мыслей, слог. Стиль характеризуется особенностями в отборе, сочетании и организации языковых средств связи с задачами общения.

Разновидность литературного языка, имеющая определённую сферу функционирования и обладающая стилистически значимыми языковыми средствами, называется функциональным стилем. 

Иллюстрация / Иллюстратор Лайтарук Е. Б.

Выделяют пять основных разновидностей функциональных стилей речи: разговорный, научный, официально-деловой, публицистический. 


 

 

Понятие тропа

 

 

Изобразительно-выразительными средствами называются приёмы, придающие повествованию образность и добавляющие яркость изображаемым предметам и явлениям. Такими приёмами, которые помогают достичь художественной выразительности, являются тропы.

 

 

Рис. 2 / Иллюстратор Лайтарук Е. Б.

«Троп» в переводе с греческого значит «поворот», «оборот». Под этим термином понимается употребление слов в переносном значении. Например: буря воет; рощи лепет.

В этих примерах слова употреблены в переносном значении: воет, т. е. шумит, напоминает вой волка; лепет – это неразборчивые звуки, которые раздаются в роще.

С помощью тропов проводятся аналогии, в данном случае между шумом бури и воем волка, звуками рощи и речью человека. Возникают слуховые образы, которые дают читателям представление о происходящем. 

Итак, тропы – это слова и обороты, употреблённые в переносном значении. Поскольку существует очень много тропов, принято выделять их виды: эпитет, сравнение, метафора, метонимия, олицетворение.

 

Рис. 3 / Иллюстратор Лайтарук Е. Б.

 

Практика

 

 

Для того чтобы повторить виды тропов, предлагаю выполнить следующее задание.

 

Прочитайте предложения и подумайте, правильно ли в них определены тропы. Исправьте ошибки, если они есть. 

Рис. 4 / Иллюстратор Лайтарук Е. Б.

Выполнить это задание вам поможет знание терминов, умение различать основные тропы в русском языке и понимание роли средств выразительности в тексте. Если вы забыли какое-то определение, воспользуйтесь памяткой.

Рис. 5 / Иллюстратор Лайтарук Е. Б.

Рассмотрим правильные ответы.

Рис. 6 / Иллюстратор Лайтарук Е. Б.

Итак, вы видите, что в данном случае правильно определён троп только в первом примере – эпитет «тусклое». Здесь он выражен прилагательным в переносном значении.

Во втором примере сопоставляются два предмета. Слово «лёд» поясняется через выражение «как тающий сахар». Перед нами сравнение.

В третьем примере мы видим метафору. В выражении «Золото, золото падает с неба» зашифровано слово «листопад».

В четвёртом предложении свойство живого существа переносится на неодушевлённый предмет – котелок. Это олицетворение.

В последнем предложении мы видим непрямое, художественное описание Петербурга. Это перифраза.

 


Как различать тропы

Иногда тропы бывает очень сложно различить, например, метафору часто путают со сравнением, синекдохой или метонимией. 

Избежать таких ошибок вам поможет небольшой лайфхак, представленный в виде схемы.

Иллюстрация / Иллюстратор Лайтарук Е. Б.

В первую очередь ответьте на вопрос: положено ли в основу сочетания прямое сравнение? Например: храбрый, как лев. Если да, то перед вами сравнение, если нет – то двигайтесь по схеме дальше.

Далее подумайте, можно ли трансформировать сочетание в сравнительный оборот при помощи слов «как», «словно», «будто». Например: жёлтое яблоко луны – луна будто жёлтое яблоко. Если это возможно, то перед вами метафора, если сравнительный оборот составить не получается, то это либо синекдоха, либо метонимия.

И наконец, проверьте следующие признаки: 1) называется ли часть явления в значении целого (или наоборот). Например: семья состоит из пяти душ.

2) употребляется ли множественное число вместо единственного (или наоборот). Например: мы все глядим в Наполеоны.

Если оба эти условия соблюдены, то перед вами синекдоха, если нет – метонимия.


 

 

Понятие фигуры речи

 

 

К изобразительно-выразительным средствам языка относятся не только слова и выражения, употреблённые в переносном значении, но и целые синтаксические конструкции, приёмы сочетания слов, которые придают речи образность и выразительность, изменяют её эмоциональную окраску.

 

Например:

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид…

С помощью повторения глагола «люблю» усиливается эмоциональное отношение автора к Петербургу.

Названия произведений «Отцы и дети», «Тонкий и толстый», «Волки и овцы» и т. д. содержат в себе противопоставление контрастных явлений. Этот приём предупреждает читателя о конфликте, противостоянии в этих произведениях идей и характеров.

Нарушение порядка слов в предложении используют в случаях, когда нужно сделать акцент на определённых словах, чтобы эмоционально усилить сказанное. Например:

Она, разумеется, сначала очень была огорчена твоим отъездом.

Такие приёмы имеют общее название «фигуры речи».

Фигуры речи – это синтаксические конструкции, используемые в художественных текстах и некоторых жанрах публицистического стиля для усиления выразительности.

Рис. 7 / Иллюстратор Лайтарук Е. Б.

В отличие от тропов, которые выражают переносное значение и имеют отношение к лексике, фигуры речи являются частью предложений и играют в нём определённую функцию.

К фигурам речи относятся анафора, эпифора, антитеза, градация, инверсия, риторический вопрос, многосоюзие.

 

Рис. 8 / Иллюстратор Лайтарук Е. Б.

Предлагаем вам продолжить этот список самостоятельно. 

 

Практика. Заключение

 

 

Посмотрим на отрывки из стихотворений известных авторов и ответим на вопрос: какая фигура речи используется в каждом отрывке?

 

Рис. 9 / Иллюстратор Лайтарук Е. Б.

Итак, в первом стихотворении Высоцкий использует анафору, выражение «Я не люблю» повторяется дважды в начале предложения.

Во втором случае наблюдается эпифора – повтор словосочетания «в тихом доме» в конце стихотворных строк.

Словосочетание «счастливая грусть», приведённое в следующем фрагменте стихотворения И. А. Бунина, – это сочетание противоположных по смыслу явлений, или оксюморон.

В последнем стихотворении использован риторический вопрос. Автор не ждёт ответа на него из-за его очевидности.

 


Инверсия Йоды

Давным-давно в далёкой-далёкой галактике гранд-мастер Йода перевернул порядок слов в предложении. И для нас, изучающих русский и английский языки, речь Йоды – это отличный пример инверсии. 

Напомним, инверсия – это изменение прямого порядка слов в предложении. Йода использует в своей речи модель «объект – субъект – действие», где объект – это дополнение, то, на что направлено действие; субъект – подлежащее; действие – сказуемое.

Типичное высказывание Йоды выглядит так:

Твоим учеником Скайуокер будет (Your apprentice Skywalker will be) – это яркий пример инвертированной речи.

Прямой порядок слов в этом случае выглядел бы так:

Скайуокер будет твоим учеником (Skywalker will be your apprentice).

Иллюстрация / Иллюстратор Лайтарук Е. Б.

Обратите внимание, что порядок слов в русском языке, в отличие от английского, достаточно свободный, поэтому мы можем переставить слова практически как угодно и получить при этом разные смысловые оттенки. Сравните.

Скайуокер будет учеником твоим.

Будет учеником твоим Скайуокер.

Скайуокер учеником твоим будет.

Твоим учеником будет Скайуокер.

Теперь выполните небольшое задание. Используя инверсию, измените предложения с прямым порядком слов так, чтобы получились высказывания гранд-мастера Йоды.

Иллюстрация / Иллюстратор Лайтарук Е. Б.

Посмотрите на первое предложение: «Вы всегда и во всём должны опираться на свои чувства»

В оригинале фраза героя звучит следующим образом: «На чувства свои вы всегда и во всём опираться должны».

Во втором случае фраза звучала так: «Решение принимаешь ты один. Но помнить ты должен, что делаешь это также и за других, кто стоит за твоим плечом». 

И последнюю фразу Йода говорил так: «Всегда много путей достичь цель есть. Испробовать их все должны вы».


 

Изучив материалы этого урока, мы убедились, что изобразительно-выразительные средства русского языка активно применяются не только авторами художественных текстов, но и в разговорной речи и произведениях массовой культуры. Знать и различать тропы и фигуры речи вам нужно для обогащения своего словарного запаса, улучшения коммуникативных навыков и, конечно, успешной сдачи экзаменов.

 

Список литературы

  1. Власенков А. И. Русский язык. 10–11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2009 – 287 с.
  2. Москвин В. П. Русская метафора. Очерк семиотической теории. – Изд. 2, перераб. и доп. – М.: ЛЕНАНД, 2006 – 200 с.
  3. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов. Пособие для учителя. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1985 – 399 с.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Интернет-портал «gramota.ru» (Источник)
  2. Интернет-портал «therules.ru» (Источник)
  3. Интернет-портал «gramma.ru» (Источник)

 

Домашнее задание

  1. Определите изобразительно-выразительные средства в предложениях.
  • Когда, бушуя в бурной мгле, играло море с берегами… (А. С. Пушкин)
  • Где стол был яств, там гроб стоит (Г. Р. Державин).
  • Сквозь волнистые туманы пробирается луна (А. С. Пушкин).
  • Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи (Ф. И. Тютчев).
  1. Дополните предложения. Вместо пропусков вставьте изобразительно-выразительные средства.

Наступила _______ зима. ____ снег _______ _______ окутал землю. В воздухе _______, ________ хоровод снежинок. Вокруг стоит _________ тишина.

 

Видеоурок: Изобразительно-выразительные средства русского языка (полный урок) по предмету Русский язык за 10 класс.