Русский язык
Тема 11: ЛексикаУрок 6: Фразеологизмы и их происхождение
- Видео
- Тренажер
- Теория
Введение
На данном уроке мы рассмотрим фразеологизмы и их происхождение. Устойчивые сочетания слов пришли в современный русский язык как из собственной истории, так и заимствовались из других культур.
Происхождение фразеологизмов
В современном русском языке есть разные по происхождению фразеологизмы, которые возникали:
- в профессиональных средах,
- из исторических событий в государстве,
- на материале древнегреческих легенд и библейских мифов,
- из других языков мира,
- в основу некоторых легли факты из жизни или биографии известных ученых,
- от букв русской азбуки до реформы 1918 года.
Примеры фразеологизмов:
Кричать во всю Ивановскую – это значит «громко разговаривать», а появление этого устойчивого выражения связанно с названием площади в Москве, на которой находилась колокольня Ивана Великого. На этой площади глашатаи объявляли указы и распоряжения, кричали очень громко, чтобы всем было слышно.
Ни пуха ни пера (пожелание удачи) – этот фразеологизм пришел из охотничьей среды, перо означает птицу, а пух – зверя. По древним суевериям, охотнику нельзя было желать удачи: если злые духи услышат, могут помешать, поэтому пожелание высказывалось в отрицательной форме.
Яблоко раздора (причина ссоры) – в основе лежит легенда о древнегреческой богине Ириде, которую не пригласили на свадебный пир, она, затаив обиду, решила отомстить богам. Взяла золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей», незаметно кинула между богинями Герой, Афиной и Афродитой. Богини начали спорить, кому яблоко, так как каждая считала себя прекрасной. Их рассудил сын троянского царя Парис, который отдал яблоко Афродите, в благодарность ему она помогла похитить жену спартанского царя прекрасную Елену, из-за этого началась война Спарты с Троей.
Вавилонское столпотворение (суматоха, беспорядок) – в основе лежит библейских миф о том, как жители древнего Вавилона захотели построить башню до небес. Бог, разгневавшись на них, смешал языки строителей, чтобы они не понимали друг друга. Началась суматоха, и люди не смогли продолжить стройку.
Провалиться на экзамене (не сдать экзамен, не пройти испытание) – высказывание произошло от необычной немецкой традиции. Обычай заключался в том, что, когда к девушке приходили свататься, она спускала с окна корзину, в которую садился предполагаемый жених. Нелюбимому спускали корзину со слабым дном, при подъеме дно проваливалось, и это значило отказ. В XVII–XVIII веке обычай изменился: девушка для отказа посылала в дом сватающегося юноши корзину, в которой не было дна.
Буриданов осел – этот фразеологизм имеет отношение к французскому философу XIV века Буридану (рис. 1), он утверждал, что поведение живых существ зависит не от их желания, а от внешних факторов. Высказывание обозначает нерешительного человека, который колеблется между двумя равносильными желаниями.
Фразеологизмы, имеющие отношения к буквам русской азбуки до реформы 1918 года
Фразеологизм 1 (рис. 2)
Аз – первая буква старого алфавита, ижица – последняя.
Фразеологизм 2 (рис. 3)
Аз – первая буква алфавита, самая простая.
Фразеологизм 3 (рис. 4)
В старорусском буква И была десятеричной.
Фразеологизм 4 (рис. 5)
Раньше, когда секли розгами, на спине оставались следы, похожие на букву ижицу старорусского алфавита.
Фразеологизм 5 (рис. 6)
Ять – самая сложная буква старославянской азбуки, было трудно заучить, в каких словах ее писать. Считалось высшим достижением выучить все правила на ять.
Фразеологизм 6 (рис. 7)
Ферт – название буквы Ф в старославянской азбуке.
Фразеологизм 7 (рис. 8)
Глаголем называли виселицу, так как она похожа на букву глаголь, современную букву Г.
Фразеологизм 8 (рис. 9)
Старославянская буква добро – аналог современной буквы Д. Флаг в своде сигналов военно-морского флота под этой буквой значил разрешение, согласие.
Больше узнать о лексическом значении и происхождении фразеологизмов можно из фразеологического словаря.
Список литературы
- Львова С. И., Львов В. В. Русский язык. 5 класс. В 3-х частях. – 9-е изд., перераб. – М.: 2012. Часть 1 – 182 с., Часть 2 – 167 с., Часть 3 – 63 с.
- Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 частях.– М.: Просвещение, 2012. – Часть 1 – 192 с.; Часть 2 – 176 с.
- Русский язык. 5 класс / Под ред. Разумовской М. М., Леканта П. А. – М.: 2012 – 318 с.
- Рыбченкова Л. М. и др. Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 частях – М.: Просвещение, 2014. – Часть 1 – 127 с., Часть 2 – 160 с.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- Интернет-портал «frazbook.ru» (Источник)
- Интернет-портал «mysubs.ru» (Источник)
- Интернет-портал «polyidioms.narod.ru» (Источник)
Домашнее задание
- Откуда произошли фразеологизмы, употребляемые в современном русском языке?
- Что значит фразеологизм Зарывать талант в землю?
- Попробуйте составить диалог-беседу, используя фразеологизмы.