Русский язык

Тема 6: Повторение изученного в начальных классах

Урок 2: Контрольный диктант по теме «Орфография»

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория
Заметили ошибку?

Диктант

 

Жухнут травы, желтеют листья. Уже и пчёл уносят в тёплые, душноватые зимовники. Краски увядания господствуют в осенних окрестностях. Кто заметит в сентябре черёмуху, кто обратит внимание на жасмин, кто не пройдёт равнодушно мимо зарослей шиповника!

 

Но есть иное дерево, мы не замечаем его весной, оно не бросается нам в глаза в июле. Чем ближе осень, тем заметнее и ярче становится это дерево. Когда совсем обеднеет земля, нечем ей будет порадовать глаз человека, вспыхнут среди долины яркие костры рябин.

 

Разбор первого предложения

 

 

Обратим внимание на основные орфограммы и пунктограммы, которые встречаются в тексте.

 

В первом предложении мы поставили запятую после слова травы. Если мы выделим подлежащее и сказуемое, то увидим, что перед нами сложное предложение, между частями которого следует поставить запятую. Обратите внимание на мягкий знак в слове листья, он разделительный.

Осень

Рис. 1. Осень (Источник)

 

Разбор второго предложения

 

 

 

В этом предложении мы ставим запятую после слова тёплые. Слова тёплые, душноватые являются однородными членами предложения: зимовники (какие?) тёплые, (какие?) душноватые.

В слове пчёл мы видим орфограмму о/ё после шипящих в корне слова. Букву ё мы пишем в этом слове, потому что можем подобрать однокоренное слово с буквой епчелиный.

Пчела на сотах

Рис. 2. Пчела на сотах (Источник)

 

Разбор третьего предложения

 

 

Краски увядания господствуют в осенних окрестностях.

 

В следующем предложении в слове увядания пишем букву я. Проверяем её ударением – увядший.

В слове осенних мы пишем две буквы -нн-. Буквой н заканчивается корень слова. Вторая буква н – суффикс.

В слове окрестностях – непроизносимый согласный т, который мы проверяем, подбирая однокоренное слово: окрестностях – кресты.

Увядание природы

Рис. 3. Увядание природы (Источник)

 

Разбор четвёртого предложения

 

 

Кто заметит в сентябре черёмуху, кто обратит внимание на жасмин, кто не пройдёт равнодушно мимо зарослей шиповника!

 

Это предложение сложное. В нём три грамматические основы. Между частями сложного предложения мы ставим запятые. Данное предложение произносится с особой эмоциональностью, поэтому в конце мы ставим восклицательный знак.

Разберём орфограммы:

заметит – приставка за, её написание не изменяется, пишем букву а;

обратит – приставка о;

не пройдётне с глаголами пишем раздельно;

шиповник – после шипящих ж и ш пишем букву и.

Шиповник

Рис. 4. Шиповник (Источник)

 

Разбор последнего абзаца

 

 

Но есть иное дерево, мы не замечаем его весной, оно не бросается нам в глаза в июле. Чем ближе осень, тем заметнее и ярче становится это дерево. Когда совсем обеднеет земля, нечем ей будет порадовать глаз человека, вспыхнут среди долины яркие костры рябин.

 

Рябина

Рис. 5. Рябина (Источник)

В этом абзаце все предложения сложные. Выделяем грамматические основы и помним, что между частями сложного предложения ставим запятые.

Возможно, вам сложно самостоятельно выделить данные грамматические основы. Скоро вы будете изучать раздел «Синтаксис», в котором научитесь определять подлежащее и сказуемое, выраженное не только именем существительным и глаголом, но и другими частями речи, а также словосочетаниями и составными формами.

Разберём орфограммы:

не замечаем, не бросаетсяне с глаголами пишется раздельно;

замечаем – приставка за, её написание не изменяется, пишем букву а;

бросается – пишем букву о, проверяем ударением – бросить;

глаза – пишем букву а, проверяем ударением – глаз;

заметнее – приставка за, её написание не изменяется, пишем букву а;

бросается – буквосочетание -тся, отсутствие мягкого знака мы проверяем вопросом: дерево (что делает?) бросается. В вопросе мягкий знак отсутствует, значит, и в слове мы его писать не будем;

становится – отсутствие мягкого знака в буквосочетании -тся проверяем вопросом: дерево (что делает?) становится. В вопросе мягкий знак отсутствует, значит, и в слове мы его писать не будем;

обеднеет – проверяем безударный гласный в корне с помощью ударного – бедный;

земля – проверяем безударный гласный в корне с помощью ударного – земли;

обеднеет – приставка о;

порадовать – приставка по-, в которой всегда пишется буква о.

 

Список литературы

  1. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова – М.: Дрофа, 2008.
  2. Русский язык. 5 кл.: под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта – М.: Дрофа, 2010.
  3. Русский язык. Практика. 5 кл.: под ред. А. Ю. Купаловой. – М.: Дрофа, 2012.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Интернет-портал «festival.1september.ru» (Источник)
  2. Интернет-портал «bitclass.ru» (Источник)
  3. Интернет-портал «russkiiyazyk.ru» (Источник)

 

Домашнее задание

1. Спишите слова, вставляя пропущенные буквы. Подберите проверочные слова.

Гр…знуля, посв…щать, скр…петь, р…ка, л…сник, х…лодный, стр…ла, м…сты, кр…чать, под…рить.

2. Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Объясните их наличие или отсутствие.

Шторм уже утих ветер ослаб.

Ночью месяц сверкает и всё освещает.

Белка наелась оглянулась и исчезла.

Перелётные птицы стали собираться в стаи.

Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес ель надломленная стонет глухо шепчет тёмный лес.

Сквозь тонкие стебли травы виднелись голубые синие и лиловые цветы.

3. Опираясь на информацию, полученную из диктанта, напишите небольшой рассказ (5–6 предложений) на тему «Зимняя рябина».

 

Видеоурок: Контрольный диктант по теме «Орфография» по предмету Русский язык за 5 класс.