Русский язык
Тема 12: Спецкурс С.ВолковаУрок 6: Как возникают сравнения? Что такое гомеровское сравнение?
- Видео
- Тренажер
- Теория
Построение сравнения
На прошлом занятии мы начали говорить о сравнениях. Сравнения строятся из двух элементов: 1-й элемент – вещь, которую мы сравниваем, 2-й – вещь, с которой мы сравниваем. А между этими элементами – союз (как, будто, точно, словно) (см. рис. 1).
Рис. 1. Схема сравнения
Из этих трёх частей состоит сравнение, его легко можно узнать в тексте. Главные элемент сравнения – первый. Это то, ради чего мы сравнение затеяли. Для примера возьмём слово «луна». Луна может быть разной, может напоминать по форме фонарь, монету, пуговицу или, например, кусочек мыла в мыльнице, наполненной водой: это совсем другая луна, в сумрачную погоду, когда её едва видно сквозь тучи. А может быть луна роскошная и огромная, как в стихотворении Анны Ахматовой: «Лежит луна ломтём чарджуйской дыни на краешке окна» (см. рис. 2).
Рис. 2. Дыня (Источник)
Даже если вы никогда не видели чарджуйскую дыню, вы представляете себе в этот момент что-то необыкновенно красивое – так экзотично звучит это слово.
Кстати, перед нами ещё один вариант сравнения: через тв. п., без союза как. «Луна лежит ломтём» – это значит, как ломоть.
Гомеровское сравнение
Чтобы ярче, полнее представить луну мы подбираем к ней какое-то сравнение: пуговицу, кусочек мыла или чарджуйскую дыню. Но бывает так, что второй элемент сравнения разрастается и затмевает собой, закрывает собой элемент первый, становится важнее, чем он. Такие сравнения часто называют гомеровскими, потому что их очень любил использовать в своих поэмах древнегреческий автор Гомер (см. рис. 3).
Рис. 3. Гомер (Источник)
Это не тот Гомер из «Симпсонов», которого мы часто видим на экранах (см. рис. 4).
Рис. 4. Гомер Симпсон (Источник)
Это величайший гений человечества, с двумя его поэмами вам предстоит ещё познакомиться, а сейчас мы послушаем отрывки из них.
Гомер. «Илиада»
С шумом и криком вперёд устремились троянцы, как птицы:
С криком таким журавли пролетают под небом высоким,
Прочь убегая от грозной зимы и дождей бесконечных;
С криком несутся они к океановым быстрым теченьям,
Смерть и погибель готовя мужам низкорослым пигмеям;
В утренних сумерках злую войну они с ними заводят.
Перевод В.В. Вересаева
Рис. 5. Журавли в небе (Источник)
Что описывается в отрывке? Нападение троянского войска. Гомер говорит: «троянцы устремились вперёд, как птицы». И вместо того, чтобы на этом поставить точку, он продолжает описывать этих птиц, называет их конкретно (журавли), показывает, куда они летят (к океановым быстрым теченьям), как они сопротивляются ветру, как они заводят войну с возникшими здесь же пигмеями. Мы совсем забыли уже о троянцах, ради которых это всё было затеяно, но в награду получили вот такую яркую неожиданную картинку из совсем другой жизни.
Прочтём описание того, как троянец Парис спешит на битву.
Гомер. «Илиада»
Он устремился по граду, надежный на быстрые ноги.
Словно конь застоялый, ячменем раскормленный в яслях,
Привязь расторгнув, летит, поражая копытами поле;
Пламенный, плавать обыкший в потоке широкотекущем,
Пышет, голову кверху несёт; вкруг рамен его мощных
Грива играет; красой благородною сам он гордится;
Быстро стопы его мчат к кобылицам и паствам знакомым:
Так лепокудрый Парис <…> шествовал радостно-гордый...
Перевод Н.И. Гнедича
Рис. 6. Конь (Источник)
Можно было бы просто сказать «Парис бежит на битву быстро, как конь» и дальше рассказывать про Париса и про битву (в конце концов, идёт битва и нужны действия). Но Гомер нетороплив, он забывает Париса и увлекается описанием этого мощного коня, который летит вперёд, описывает, как грива развивается вокруг плеч (он назвал их устаревшим словом «рамена»).
Опять же, кажется, что это сравнение замедлило повествование, но мы получили возможность увидеть что-то ещё, заглянуть в другую сферу жизни, увидеть, как огромен и прекрасен мир.
Применение гомеровского сравнения
Такое гомеровское сравнение взял на вооружение русский писатель Николай Гоголь. Кстати, вы заметили, что фамилии обоих авторов начинаются на «Го-», такое вот таинственное сходство?
Например, в его поэме «Мёртвые души», которую вам предстоит прочесть попозже, есть момент, когда главный герой подъезжает к усадьбе одного из помещиков и видит такую картину:
«…два лица: женское, в чепце, узкое, длинное, как огурец, и мужское, круглое, широкое, как молдаванские тыквы, называемые горлянками, из которых делают на Руси балалайки, двухструнные легкие балалайки, красу и потеху ухватливого двадцатилетнего парня, мигача и щёголя, и подмигивающего, и посвистывающего на белогрудых и белошейных девиц, собравшихся послушать его тихострунного треньканья».
Н.В. Гоголь. «Мёртвые души»
Гомеровское и гоголевское сравнения учёные сравнили с многоступенчатой ракетой, в которой, чем выше летит, тем больше ступеней от неё отделяется. Посмотрите, как возникают в этом многоступенчатом движении новые и новые предметы. Мы начали с мужского лица, было сказано, что оно круглое, как тыква, и здесь Гоголь не ставит точку, как после слова огурец, а начинает эту тыкву называть (горлянка), потом показывает, как из неё делают балалайки, в поле зрения у нас всплывает эта балалайка, потом балалайка оказывается в руках парня, этот парень превращается в мигача и щёголя, вокруг него возникают белогрудые и белошейные девицы. И вот мы уже в совсем другой реальности, будто ракета унесла нас в другую сферу мира.
Вот задание: попробуйте сделать такое гомеровское, гоголевское сравнение из первого элемента фразы, которую мы прочли («женское [лицо], узкое, длинное, как огурец…»). Попробуйте поставить запятую и дальше продолжить это сравнение, наполнив его как можно большим количеством деталей, так, чтобы предложение не закончилось. Посоревнуемся с Гоголем, так сказать.
И чтобы закончить нашу «овощную» тему про сравнение, прочтём отрывок из произведения, которое вам тоже предстоит прочитать в будущем. Это роман Виктора Домбровского «Факультет ненужных вещей». Он очень серьёзный и сложный, посвящён трагическим страницам истории нашей страны, но в нём есть роскошное описание восточного базара, на котором продают дыни. Попробуйте представить себе зрительно (через сравнение, которое даёт Домбровский) этот базар, уловить его запахи, звуки, увидеть эти дыни, а может быть, вам захочется и нарисовать их.
«У ароматных сладких дынь свой ряд. <…> Есть дыни круглые, четко оформившиеся, с мягкими, обтекаемыми гранями – их зовут здесь кубышками. Но больше всего они похожи на какой-то внутренний орган неведомого чудовища – почку или сердце. <…> А есть ещё дыни длинные, конические, как мины или межпланетные снаряды. <…> Есть дыни золотистые, как осень, как листопад, как закат в спокойной воде пруда. Есть дыни, похожие на головы огромных тропических гадов, они в пятнах, потёках, пересветах, в хищных змеиных узорах. <…> Пробовать дыни дают не всякому. Это целый ритуал. Сначала её секут напополам, потом снимают тончайший прозрачный срез, и к лицу покупателя на острие длинного и тонкого, как жало, ножа возносится прозрачный розовый лепесток. <…> Дыню под мышкой уносят домой. И когда там её положат на белое фаянсовое блюдо и поставят среди стола, то стол тоже сразу вспыхнет и станет праздничным. Такая она нежно-цветистая, такая она светящаяся, изнизанная загаром и золотом, в общем, очень похожая на дорогую майоликовую вазу».
Ю.О. Домбровский «Факультет ненужных вещей»
В следующий раз мы с вами поговорим о том, что такое скрытое сравнение: когда союз как исчезает и сравнение превращается в метафору.
Список литературы
- Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова – М.: Дрофа, 2008.
- Русский язык. 5 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта – М.: Дрофа, 2010.
- Русский язык. Практика. 5 кл.: под ред. А.Ю. Купаловой. – М.: Дрофа, 2012.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- Интернет-портал «urok.1sept.ru» (Источник)
- Интернет-портал «infourok.ru» (Источник)
- Интернет-портал «dic.academic.ru» (Источник)
Домашнее задание
- Попытаться создать гомеровское сравнение, предметом которого будет солнце.
- Подобрать и выписать 3 примера сравнения из художественных произведений.
- Нарисовать иллюстрацию к одному из гомеровских сравнений, прозвучавших на уроке.