Русский язык

Тема 12: Спецкурс С.Волкова

Урок 5: Холодно - тепло или холодно - жарко? Антонимы

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория
Заметили ошибку?

Что такое антонимы и как их найти?

 

Сегодня у нас немного воинственная тема: мы поговорим о словах-антагонистах, о словах-антиподах, о словах, враждующих друг с другом, – об антонимах. Вы слышали, как часто я употреблял слова, в которых есть частичка анти-, что значит противо-. Такие противоположные по значению слова и называются антонимами.

 

Знаете ли вы такую детскую игру: вам барыня прислала 100 рублей, что хотите, то купите, «да» и «нет» не говорите, чёрного и белого не покупайте? Задача ведущего – сбить с толку игрока, чтобы он сказал эти запретные слова. Вы заметили, что в качестве запретных слов в игре выступают антонимы: да – нет, белое – чёрное.

Кажется, что антонимы мы подбираем автоматически: свет – тьма, высокий – низкий, чёрный – белый. Но всегда ли на самом деле так легко найти антонимы?

Давайте потренируемся. Сейчас мы прочтём фрагмент из древнеегипетского мифа о боге солнца Ра (см. рис. 1). Этот бог ночью опускается в подземное царство, где вступает в битву со своим врагом, антиподом, можно сказать, антонимом, змеем Апопом. Конечно, он победит своего соперника, и, когда Ра снова появится на небосклоне, в честь него зазвучит вот такой гимн.

Рис. 1. Бог Ра

Он будет весь состоять из антонимов, потому что в нём бог Ра будет восхваляться, а враги его – порицаться. Попробуем сделать так: я буду произносить один антоним, а вы – второй. Всегда ли это будет легко?

Силён Ра, слабы враги.

Высок Ра, низки враги.

Жив Ра, мертвы враги.

Велик Ра, малы враги.

Сыт Ра, голодны враги.

Напоён Ра, жаждут враги.

Вознёсся Ра, пали враги.

Существует Ра, нет тебя, Апоп!

Строго говоря, «напоён» и «жаждут», «существует» и «нет» – не в полной мере антонимы, поскольку являются разными частями речи, но они противопоставлены по смыслу.

 

Виды антонимов

 

 

Как мы сейчас убедились, антонимы не всегда легко находить. Это связано ещё и с тем, что в языке существуют разные виды антонимов. Возьмём две пары антонимов: богатый – бедный, одинаковый – различный. В чём различие этих двух пар? Оно практически незаметно, его нужно искать. Для этого приставим к этим словам частичку НЕ, которая часто превращает слово в его противоположность. Если мы возьмём пару одинаковый – различный, то увидим, что частичка НЕ мгновенно превращает один антоним в другой: неодинаковый = различный. Неодинаковый – это и есть различный. Если между этими двумя словами провести воображаемую линию, то они окажутся на своеобразных полюсах. Такие антонимы можно назвать «или/или», третьего не дано. Например, сухой – влажный, несухой = влажный; добровольно – насильно, недобровольно = насильно.

 

Но если взять пару богатый – бедный, то небогатый ещё не значит бедный. Между этими двумя словами на воображаемой линии как будто бы есть ещё ступеньки (см. рис. 2).

Рис. 2. Градации

Учёные называют это градациями. Как будто бы есть ещё другие элементы и одно слово автоматически не превращается в другое при добавлении приставки НЕ.

Именно такие антонимы вынесены в название нашего урока: тепло – холодно. Нехолодно ещё не значит тепло и точно не значит жарко. Между словами жаркий, тёплый, холодный много ступенек, и такие ступенчатые антонимы тоже порождают сложности: что чему антоним (тепло – холодно или тепло – жарко).

Приведём ещё примеры. Крупный – мелкий, некрупный ещё не означает мелкий, это может быть какой-то средний. Дёшево – дорого, недёшево ещё не означает дорого.

Есть ещё и третий тип антонимов: когда слова означают разнонаправленные действия. Например, войти – выйти, отпереть – запереть, заснуть – проснуться. Можно считать антонимами и пару покраснеть и побледнеть, поскольку это два противоположных состояния волнующегося человека.

 

У всех ли слов бывают антонимы?

 

 

Вот ещё интересный вопрос: у всех ли слов бывают антонимы? Проверим: мирить – ссорить, друг – враг, стул – ? Каков антоним к слову «стул»? Часто – редко, яичница – ? Опять сложность. К словам «стул» и «яичница» мы не смогли подобрать антонимы. Оказывается, что антонимы есть у слов, которые обозначают что-то, что имеет свою противоположность. А какая противоположность у стула?

 

Правда, и тут язык находит лазейку: существуют так называемые контекстные антонимы.

Контекст – это предложение или фраза, в которой употребляется слово.

Например, мы можем сказать человеку, который любит сидеть на столе, такую фразу:

«Вот это стул – на нём сидят, вот это стол – за ним едят!»

С. Маршак. «Кошкин дом»

Рис. 3. Стол и стулья (Источник)

Таким образом, мы как бы противопоставим стол и стул только в этом контексте, и у нас образуются контекстные антонимы.

Можно сказать: «Я же говорил, что не люблю яичницу, и просил сварить яйцо вкрутую». В данном случае яичница будет противопоставлена яйцу вкрутую, но только в этом контексте.

Очень часто антонимы употребляются в названиях литературных произведений. Они позволяют сделать их яркими, запоминающимися. Попробуйте определить, в каких названиях перед нами настоящие антонимы, а в каких – контекстные. А заодно вспомните авторов названных произведений.

«Волки и овцы»

«Толстый и тонкий»

«Коварство и любовь»

«Отцы и дети»

«Война и мир»

«Живые и мёртвые»

«Принц и нищий»

На словах, которые по-настоящему антонимами не являются, но воспринимаются как антонимы, построен замечательный смешной рассказ писательницы Надежды Тэффи «Взамен политики». В нём рассказывается, как гимназист-третьеклассник буквально заразил свою семью весёлой игрой, в которой слова разнимаются на части, и эти части заменяются антонимами. Вот как это происходило, запоминайте принципы игры и играйте друг с другом:

«В комнату влетел краснощёкий третьеклассник-гимназист, чмокнул на ходу щёку матери и громко закричал:

– Скажите: отчего гимн-азия, а не гимн-африка?

– Отчего кот-лета, а не кошка-зима?

– Отчего бело-курый, а не чёрно-петухатый?»

Н. Тэффи «Взамен политики»

Вот такими перевёртышами он буквально заразил членов своей семьи, и заканчивается рассказ тем, что дольше всех державшийся глава семейства поздно ночью стучится в комнату жильца и спрашивает его «…отчего чер-нила, а чер-какой-нибудь другой реки?» (Н. Тэффи «Взамен политики»).

Ещё одну вещь нужно обязательно учесть, когда мы говорим об антонимах. Например, спорят два человека: каков антоним к слову «лёгкий»? Один говорит: «Тяжёлый!». Другой говорит: «Трудный!». Кто из них прав? Оба! Оказывается, слово в разных своих значениях может иметь разные антонимы. И лёгкий груз будет противопоставлен тяжёлому грузу, лёгкая задача – сложной задаче, лёгкий мороз – сильному морозу, а лёгкий ужин – плотному ужину.

Бывает и так, что в каком-то значении у слова есть антоним, а в каком-то – нет. Например, слово «зелёный»: в прямом значении антонима у этого слова нет, а вот в значении «недозревший» есть антоним «спелый». Например, можно спросить: «Это спелое яблоко?» «Нет, ещё зелёное».

Рис. 4. Спелая и незрелая ягоды (Источник)

А вот у слова «разобрать» в прямом значении есть антоним «собрать», а в переносном – нет. «Я едва разобрал твой почерк».

 

Список литературы

  1. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова – М.: Дрофа, 2008.
  2. Русский язык. 5 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта – М.: Дрофа, 2010.
  3. Русский язык. Практика. 5 кл.: под ред. А.Ю. Купаловой. – М.: Дрофа, 2012.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Интернет-портал «russkiiyazyk.ru» (Источник)
  2. Интернет-портал «bolshoyvopros.ru» (Источник)
  3. Интернет-портал «studopedia.ru» (Источник)

 

Домашнее задание

  1. Подобрать как можно больше антонимов к разным значениям слова «глухой».
  2. Подобрать и выписать 3 предложения с контекстными антонимами из художественных произведений.
  3. Составить небольшой диалог (8–10 реплик), используя слова-антонимы.

 

Видеоурок: Холодно - тепло или холодно - жарко? Антонимы по предмету Русский язык за 5 класс.