Русский язык
Тема 12: Спецкурс С. ВолковаУрок 2: Чем управляет правило Винокура?
- Видео
- Тренажер
- Теория
Как строятся слова?
Сегодня поговорим о словообразовании. Наука эта очень интересная и сложная, в ней есть много нерешённых проблем. Например, такая: как разбирать слова по составу? Это типичное школьное задание вызывает подчас массу трудностей. Учёные спорят о том, как разбирать то или иное слово. Но если бы спорили только учёные, ведь спорят ученик и преподаватель. Кто здесь оказывается прав? Возьмём слово «преподаватель» (см. рис. 1).
Рис. 1. Преподаватель
Как его разбирать по составу? Мы спрашивали об этом многих учителей русского языка, все они сошлись на том, что здесь есть суффикс -тель-, потому что это слово образовано от слова «преподавать». Но какие в этом слове приставки? Одни говорят, что здесь две приставки: пре- и по-. Есть же в русском языке такие приставки? Есть. Вот они и совместились. Другие говорят, что слово «преподаватель» никак не связано со словом «подавать», поэтому здесь одна большая приставка препо-, которую нельзя делить пополам. А если вы откроете словообразовательный словарь, то увидите, что в нём написано, что в слове «преподаватель» вообще нет приставки. Здесь всё единый корень: препода-. Кто же прав? И как решить, как правильно разбирать это слово?
Вот ещё примеры. Какой суффикс в слове «разбойник»: -ник- или -н- и -ик? Все три суффикса есть в русском языке. Есть ли приставка в слове «выразить»? Делится ли на морфемы слово «председатель»? Вы видите, что во всех этих спорных случаях нам нужно на что-то опереться, чтобы разобрать слово по составу. Нужно какое-то правило, которым руководствоваться.
Правило Винокура
Вот такое правило предложил в середине ХХ века замечательный лингвист Григорий Осипович Винокур, и с тех пор это правило носит его имя – правило Винокура. В чём его суть? Винокур предложил считать, что мы можем разобрать слово, если найдём более простое по устройству, которое будет являться для него исходным. А как проверить эту исходность? Кажется, очень просто: если через это более простое слово мы можем объяснить более сложное. Например, слово «сверхсекретный». Оно означает «очень секретный». Мы начали это слово толковать и в самом толковании употребили более простое по составу слово «секретный». Вот оно и будет считаться исходным, и, соответственно, мы можем выделить приставку сверх-. В работе, посвящённой своему правилу, Винокур приводит очень много интересных примеров. Например, название ягод: черника, голубика, брусника (см. рис. 2–4).
Рис. 2. Черника (Источник)
Рис. 3. Голубика (Источник)
Рис. 4. Брусника (Источник)
Черника – ягода чёрного цвета, мы можем выделить суффикс -ик-. Голубика – ягода голубого цвета, мы можем выделить тот же самый суффикс -ик-. А вот в слове «брусника», хотя оно похоже на первые два и тоже обозначает ягоду, суффикс -ик- выделить нельзя, потому что нет никакого слова, через какое мы можем его объяснить, нет слова «брусн». Конечно, если посмотреть в этимологический словарь, то мы увидим, что слово «брусника» образовано от слова «броснути» – древнего глагола, который, видимо, обозначал «рвать» (брусника легко отделяется от своих стебельков). Но вся суть в том, чтобы мы нашли исходное слово без помощи этимологического словаря, чтобы связь между этими словами была ещё живой. Итак, черника – суффикс есть, голубика – суффикс есть, брусника – непроизводное слово, не можем делить его на части.
Вот ещё два похожих слова: ростовщик и кладовщик. Одинаковые ли в них суффиксы? Ростовщик – человек, который даёт деньги взаймы, в рост, под проценты. Слово «рост» является исходным, мотивирующим словом, и мы можем выделить суффикс -овщик-. А вот кладовщик – это тот, кто работает в кладовой, значит, здесь будет отдельно суффикс -щик и отдельно суффикс -ов-, потому что слово «кладовая» само происходит от слова «клад» или «кладь». Итак, слова похожи, а суффиксы оказываются разными.
Как работает правило?
Используя это правило, мы можем вернуться к тем словам, с которых начали наш урок. Слово «преподаватель», видимо, уже потеряло свою связь с глаголом «давать», поэтому словообразовательный словарь и не выделяет в нём приставки пре- и по-. Слово «разбойник» обозначает человека, совершающего разбой, значит, в нём есть суффикс -ник-. Слово «выразить» уже не связано со словом «разить», и приставка вы- в нём не выделяется. Председатель – это не тот, кто сидит впереди, хотя когда-то исторически это слово именно так и возникло, поэтому сейчас в живом языке оно уже не делится на морфемы.
Вот ещё несколько ярких примеров для закрепления правила Винокура. Сравните между собой слова: баранина, свинина, конина, говядина. Вы сразу почувствовали, что три слова имеют в конце суффикс, которым обозначают сорт мяса: баранина, свинина, конина. А вот слово «говядина» непроизводное, разделить его нельзя. Когда-то слово «говядо» обозначало корову, но теперь эта связь потерялась.
Если мы сравним два слова – чайник и веник – и применим к ним правило Винокура, то увидим, что чайник – это ёмкость для чая (см. рис. 5), и сможем выделить в нём суффикс -ник-, а веник (см. рис. 6) не делится ни на какие части, это слово не связано со словом «вена» или каким-то другим.
Рис. 5. Чайник (Источник)
Рис. 6. Веник (Источник)
И вот для проверки правила Винокура следующее задание: одинаковы ли суффиксы в словах «фокусник» и «отличник»? Если вы решите, что нет, то будете правы. Фокусник – тот, кто делает фокус, в этом слове суффикс -ник-, а отличник – тот, кто отлично учится, здесь суффикс -ик-.
А на десерт давайте вместе решим одну лингвистическую задачку, предложенную современным известным лингвистом Андреем Зализняком. Вы все знаете такое выражение: поваренная соль. От чего произошло это слово? Какие в нём суффиксы? Если применять правило Винокура, то можно решить, что поваренная соль – это та, которую поварили. Но Зализняк выдвинул предположение, что это слово обозначает соль, которая использовалась поваром, работающим в специальном помещении – в кухне, или, как её раньше называли, поварне. Поваренная соль – это соль из поварни, а вовсе не та, которую поварили.
Список литературы
- Русский язык. 6 класс: Баранов М.Т. и др. – М.: Просвещение, 2008.
- Русский язык. Теория. 5–9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова – М.: Дрофа, 2008.
- Русский язык. 6 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта – М.: Дрофа, 2010.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- Интернет-портал «resh.edu.ru» (Источник)
- Интернет-портал «russkiiyazyk.ru» (Источник)
- Интернет-портал «philology.ru» (Источник)
Домашнее задание
- Прочтите о способах словообразования в русском языке.
- Выпишите слова с приставкой от-: отбор, отведать, отвердеть, отвернуть, отгул, отель, откусить, отлив, отпечаток, отравление, отрезок, отряхнуть, отупеть, отцовский, отчизна.
- Постарайтесь при помощи этимологического словаря составить несколько лингвистических загадок. Объясните деление слов-отгадок при помощи правила Винокура.