Русский язык

Тема 8: Спецкурс С. Волкова

Урок 3: Моя твоя не понимай, или какие формы изучает морфология?

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория
Заметили ошибку?

Что изучает морфология

 

Продолжаем наш курс «Жизнь в слове и слово в жизни», который мы слушали в пятом и шестом классе. Сегодня мы начинаем говорить о морфологии. Что это такое?

 

Возьмём в качестве примера короткое предложение: Корова пощипывала травку. Что можно узнать из этого предложения? Какую информацию?

Рис. 1. Корова (Источник)

Прежде всего, мы можем зрительно представить себе эту картинку, где увидим корову (именно корову, а не лошадь), которая пощипывает травку (а не прохаживается по ней, например) и делает это довольно лениво (это нам подсказывает приставка по-), а травка эта была небольшого размера, почти газонного (иначе её назвали бы «трава»). Вся эта информация поступила к нам от приставок, корней и суффиксов.

Запомните, что приставки, корни и суффиксы отвечают за лексическое значение.

Какие же значения есть ещё? Что ещё можно вынуть из этого предложения? Например, то, что корова была одна, иначе мы бы сказали коровы. Что травку она пощипывала когда-то в прошлом, иначе мы бы сказали пощипывает. И наконец, что это корова щипала траву, а не трава – корову. Всё это нам рассказали окончания.

По окончанию мы можем сказать, что перед нами одно существо женского пола, а какое именно, определить не можем (корова, акула, Баба Яга). Этими абстрактными грамматическими значениями (значениями окончаний) занимается морфология. Это слово используется не только в лингвистике. Например, биологи тоже могут заниматься морфологией – изучать формы животных и растений. Но и само это слово подскажет вам, что речь идёт о науке: биология – наука о жизни, геология – наука о земле, социология – наука об обществе. А о чём же наука морфология? Оказывается, о формах.

Морфоло́гия (от др.-греч. μορφή «форма» + λόγος «учение») – наука о формах слов.

 

Формы слова

 

У каждого слова есть много форм. Когда мы говорим на родном языке, мы безошибочно выбираем для того или иного случая специальную форму: в зависимости от того, идём ли мы на банкет или в огород, у нас будет разная форма одежды. Так и слову нужно много одёжек.

 

Когда мы учим иностранный язык, нам приходится заучивать формы слов. Мы часто путаем их, и наши фразы напоминают известное предложение «Моя твоя не понимай».

Например, возьмём такую последовательность слов: а, за, они, вдоль, забор, скакать, бабушка, Федора. Вы, конечно, угадываете, что здесь скрыта фраза из знаменитого стихотворения Корнея Ивановича Чуковского «Федорино горе», но звучит она не по-русски, как-то странно. Почему? Потому что слова в этой фразе сейчас стоят в начальной нейтральной форме, которая обычно записывается в словарях. Слова, взятые в такой форме, как будто бы не взялись за руки, не соединились друг с другом, и фраза стала выглядеть странно. Чтобы она звучала по-русски, мы должны изменить форму слов: «А за ними вдоль забора скачет бабушка Федора» (Корней Чуковский «Федорино горе»).

У слов очень много форм. Например, глагол «закричать». Если вы хотите выразить идею о том, что кто-то один кричал в прошлом, вы скажете «закричал», а если захотите сказать, что много людей сделают это в будущем, скажете «закричат», если нужно выразить приказ, обращённый к одному человеку, скажете «закричи», а ко многим – «закричите».

 

Части речи

 

Все слова языка имеют разные формы, изменяются по-разному. Но эти слова можно сгруппировать в несколько классов. Учёные называют их частями речи. Слова одной части речи – это не только слова, отвечающие на один вопрос и обозначающие что-то одно, например предмет или действия, но и слова, имеющие одинаковые или похожие формы, которые одинаково изменяются. Скажем, мышка и сыр попадут в одну группу, потому что у них есть падежи: Р. п. мышки, сыра; Д. п. мышке, сыру и т. д.

 

Рис. 2. Мышка и сыр (Источник)

А слова прыгать и хрюкать в эту группу не попадут – у них нет падежей. Зато они могут изменяться по лицам: 1 л. я прыгаю, хрюкаю, 2 л. ты прыгаешь, хрюкаешь. Такого изменения нет у существительных мышка и сыр.

В следующий раз мы подробнее поговорим об одной из самых главных частей речи – имени существительном.

Попробуем выполнить задание. Представим, что от слов остались только окончания. Вспомним фразу: корова пощипывала травку. Останется -а -а -у. Придумаем с такими окончаниями другую фразу: акула догоняла селёдку. Продолжайте.

Рис. 3. Акула (Источник)

 

Список литературы

  1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. «Русский язык. 7 класс». Учебник. 13-е изд. – М.: Дрофа, 2009.
  2. Баранова М.Т., Ладыженская Т.А. и др. «Русский язык. 7 класс». Учебник. 34-е изд. – М.: Просвещение,  2012.
  3. «Русский язык. Практика. 7 класс». Под ред. Пименовой С.Н. 19-е изд. – М.: Дрофа, 2012 (Источник).
  4. Львова С.И., Львов В.В. «Русский язык. 7 класс. В 3-х ч.» 8-е изд. – М.: Мнемозина, 2012.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Интернет-портал «uchitelya.com» (Источник)
  2. Интернет-портал «7gyru.ru» (Источник)
  3. Интернет-портал «nsportal.ru» (Источник)

 

Домашнее задание

  1. Повторить части речи.
  2. Составить 5 предложений, используя не менее 5 частей речи в каждом.
  3. Составить небольшой тест (5 вопросов) по теме урока.

 

Видеоурок: Моя твоя не понимай, или какие формы изучает морфология? по предмету Русский язык за 7 класс.