Русский язык
Тема 10: Повторение изученного в 5-7 классахУрок 2: Словообразование. Орфография
- Видео
- Тренажер
- Теория
Конспект
Словообразование – раздел науки о языке, в котором даются ответы на два вопроса:
- как построены (то есть из каких частей состоят) слова;
- как они образованы (то есть от чего и с помощью чего).
Словообразование – один из важнейших источников пополнения словарного запаса.
Многие орфографические правила опираются на словообразование. Поэтому, чтобы понять смысл, суть правил, надо хорошо знать состав слова, его строение, находить морфемы и точно определять границы между ними.
Морфемика– раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов и их форм.
Основная единица морфемики – морфема. Морфема – это минимальная значимая часть слова (корень, приставка, суффикс, окончание, постфикс).
Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Окончания могут быть нулевыми.
Основа – это часть изменяемого слова без окончания или всё неизменяемое слово. В основу самостоятельных слов (существительных, глаголов и др.) могут входить, кроме корня, суффиксы, приставки. В основе слова заключено его лексическое значение.
Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.
Суффикс (словообразующий) – это значимая часть слова, которая находится обычно после корня и служит для образования слов.
Рис. 1. Суффиксы (Источник)
Приставка – это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов.
Рис. 2. Приставки (Источник)
В русском языке буквенный и звуковой состав морфем не является неизменным: в морфемах широко представлены нефонетические (т.е. не вызванные фонетическими условиями – позицией по отношению к ударению, концу фонетического слова и к другим звукам) чередования гласных и согласных. Эти чередования объясняются историческими процессами, происходившими в языке в давние времена, поэтому чередования носят системный характер.
В современном русском языке представлены следующие чередования в составе морфем:
Чередования гласных:
- о /# (ноль звука, беглый гласный): сон – сна,
- е/#: день – дня,
- е/о: бреду – бродить,
- о/а: смотреть – посматривать,
- е/о/#/и: соберу – сбор – собрать – собирать,
- о/у/ы: сох – сухой – высыхать.
Имеются и другие чередования гласных, но они менее распространены.
Чередования согласных:
- парный твердый/парный мягкий: ру[к]а – ру[к']е,
- г/ж: нога – ножка,
- к/ч: рука – ручка,
- х/ш: муха – мушка,
- д/ж: водить – вожу,
- т/ч: крутить – кручу,
- з/ж: возить – вожу,
- с/ш: носить – ношу,
- б/бл: любить – люблю,
- п/пл: купить – куплю,
- в/вл: ловить – ловлю,
- ф/фл: графить – графлю,
- м/мл: кормить – кормлю.
Кроме того, возможно чередование гласного и сочетания гласного с согласным:
- а(я)/им: снять – снимать,
- а(я)/ин: жать – пожинать,
- и/ой: бить – бой,
- е/ой: петь – пой.
Корни, которые могут употребляться в слове самостоятельно или в сочетании с окончаниями, называются свободными. Те корни, которые могут употребляться только в сочетании с приставками и суффиксами, называются связанными, например: об-у-ть – раз-у-ть.
Словообразующие некорневые морфемы служат для образования новых слов, формообразующие – для образования форм слова.
Словообразующие морфемы делятся на приставки и суффиксы. Они различаются по их месту по отношению к корню и к другим морфемам. В лингвистике наряду с суффиксом выделяют также постфикс – словообразующую морфему, стоящую после окончания или формообразующего суффикса (умы-ть-ся, к-ого-либо).
Окончания и формообразующие суффиксы выражают грамматические значения слова— род, лицо, число, падеж, наклонение, время, степени сравнения и др.Нулевое окончание— это значимое отсутствие окончания, отсутствие, которое несет определенную информацию о том, в какой форме стоит слово. Так, нулевое окончание в форме стол говорит о том, что это именительный или винительный падеж, то есть несет информацию, значимо.
Формообразующие суффиксы представлены:
- у инфинитива -ть/-ти: читать, нести;
- в прошедшем времени изъявительного наклонения -л-: делал;
- в условном наклонении –л-: делал бы;
- в повелительном наклонении -и- (пиши) и нулевой словообразующий суффикс (делай, сядь);
- в простой сравнительной степени прилагательного и наречия –е (выше), -ее/-ей (быстрее), -ше (раньше), -же (глубже);
- в простой превосходной степени сравнения прилагательного -ейш-/-айш- (быстрейший, высочайший).
Нулевым может быть не только окончание, но и формообразующий суффикс, который выделяется при материально не выраженном значении наклонения или времени у некоторых глаголов:
Способы словообразования:
1) приставочный: делать → переделать;
2) суффиксальный: синий → синева;
3) приставочно-суффиксальный: стакан → подстаканник;
4) бессуффиксный: переходить → переход;
5) сложение:
а. сложносоставной способ: диван + кровать → диван-кровать,
б. сложение: лес + степь → лес(о)степь,
в. сложение с сокращением (аббревиация): Министерство иностранных дел → МИД;
6) сокращение: заместитель → зам;
7) переход слова из одной части речи в другую: столовая (прил.) → столовая (сущ.).
Смешанные способы – способы, при которых одновременно используются разные средства: орден+носить → орден(о)нос-ец (сложение производящей основы + суффиксация).
Рис. 3. Состав слова (Источник)
Рис. 4. Словообразовательное гнездо слова веселый (Источник)
Заключение
Словообразование – важнейший раздел русского языка. Этот раздел тесно связан с лексикой, орфографией, культурой речи. Знание этого раздела поможет избежать многих ошибок.
Дополнительно
Постфиксальный способ – способ образования слова путём присоединения постфикса к целому слову. Например:
какой → какой-либо, где → где-то, кто → кто-нибудь.
Приставочно-постфиксальный способ – способ образования слова путём одновременного присоединения приставки (префикса) и постфикса к целому слову. Например:
есть → наесться, читать → вчитаться, плакать → расплакаться.
Суффиксально-постфиксальный способ– способ образования слова путём одновременного присоединения суффикса и постфикса к основе слова. Например: гордый → гордиться, нужда → нуждаться.
Приставочно-суффиксально-постфиксальный способ – способ образования слова путём одновременного присоединения приставки (префикса), суффикса и постфикса к основе слова. Например:
смех → насмехаться, банкрот → обанкротиться.
Список рекомендованной литературы
- Учебник: Русский язык: учебник для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, ОАО Московские учебники, 2008.
- Тесты по русскому языку (2011), автор Угроватова.
- Русский язык. 5–9 классы: правила орфографии в таблицах и схемах. Упражнения, практические задания / авт.-сост. Н. Ю. Кадашникова. – Волгоград: Учитель, 2009.
Рекомендованные ссылки на интернет-ресурсы
- Собрание материалов по словообразованию и морфемике (Источник)
- Словообразование в таблицах (Источник)
- Пособие «О словообразовании» (Источник)
- Литневская Е. И. Русcкий язык: краткий теоретический курс для школьников (Источник)
- Валгина Н .С., Розенталь Д. Э., Фомина М. И. Современный русский язык (Источник)
- Словообразование (Источник)
Рекомендованное домашнее задание
1. Найдите «лишнее» слово:
- нож, ножны, стреножить, ножевой;
- нос, носик, переносица, переноска;
- приводить, проводка, проводник, оленевод.
2. В каком(их) слове(ах) есть суффикс -л-?
- влюбленный;
- капля;
- зубило;
- приплыли;
- бережливость;
- носильщик.
3. Обозначьте приставки.
Пододеяльник, подорожник, подошва, надорвать, надоить, наболтать, набат, наступить, наст.
4. В каком (их) слове (ах) нет суффикса?
- соловьиный;
- синий;
- лисий;
- зверье;
- спугнуть;
- мамин.