Русский язык

Тема 10: Повторение изученного в 5-7 классах

Урок 2: Словообразование. Орфография

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория
Заметили ошибку?

Конспект

 

Словообразование – раздел науки о языке, в котором даются ответы на два вопроса:

 

  1. как построены (то есть из каких частей состоят) слова;
  2. как они образованы (то есть от чего и с помощью чего).

Словообразование – один из важнейших источников пополнения словарного запаса.

Многие орфографические правила опираются на словообразование. Поэтому, чтобы понять смысл, суть правил, надо хорошо знать состав слова, его строение, находить морфемы и точно определять границы между ними.

Морфемика– раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов и их форм.

Основная единица морфемики – морфема. Морфема – это минимальная значимая часть слова (корень, приставка, суффикс, окончание, постфикс).

Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Окончания могут быть нулевыми.

Основа – это часть изменяемого слова без окончания или всё неизменяемое слово. В основу самостоятельных слов (существительных, глаголов и др.) могут входить, кроме корня, суффиксы, приставки. В основе слова заключено его лексическое значение.

Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.

Суффикс (словообразующий) – это значимая часть слова, которая находится обычно после корня и служит для образования слов.

Суффиксы

Рис. 1. Суффиксы (Источник)

Приставка – это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов.

Приставки

Рис. 2. Приставки (Источник)

В русском языке буквенный и звуковой состав морфем не является неизменным: в морфемах широко представлены нефонетические (т.е. не вызванные фонетическими условиями – позицией по отношению к ударению, концу фонетического слова и к другим звукам) чередования гласных и согласных. Эти чередования объясняются историческими процессами, происходившими в языке в давние времена, поэтому чередования носят системный характер.

В современном русском языке представлены следующие чередования в составе морфем:

Чередования гласных:

  1. о /# (ноль звука, беглый гласный): сон – сна,
  2. е/#: день – дня,
  3. е/о: бреду – бродить,
  4. о/а: смотреть – посматривать,
  5. е/о/#/и: соберу – сбор – собрать – собирать,
  6. о/у/ы: сох – сухой – высыхать.

Имеются и другие чередования гласных, но они менее распространены.

Чередования согласных:

  1. парный твердый/парный мягкий: ру[к]а – ру[к']е,
  2. г/ж: нога – ножка,
  3. к/ч: рука – ручка,
  4. х/ш: муха – мушка,
  5. д/ж: водить – вожу,
  6. т/ч: крутить – кручу,
  7. з/ж: возить – вожу,
  8. с/ш: носить – ношу,
  9. б/бл: любить – люблю,
  10. п/пл: купить – куплю,
  11. в/вл: ловить – ловлю,
  12. ф/фл: графить – графлю,
  13. м/мл: кормить – кормлю.

Кроме того, возможно чередование гласного и сочетания гласного с согласным:

  1. а(я)/им: снять – снимать,
  2. а(я)/ин: жать – пожинать,
  3. и/ой: бить – бой,
  4. е/ой: петь – пой.

Корни, которые могут употребляться в слове самостоятельно или в сочетании с окончаниями, называются свободными. Те корни, которые могут употребляться только в сочетании с приставками и суффиксами, называются связанными, например: об-у-ть – раз-у-ть.

Словообразующие некорневые морфемы служат для образования новых слов, формообразующие – для образования форм слова.

Словообразующие морфемы делятся на приставки и суффиксы. Они различаются по их месту по отношению к корню и к другим морфемам. В лингвистике наряду с суффиксом выделяют также постфикс – словообразующую морфему, стоящую после окончания или формообразующего суффикса (умы-ть-ся, к-ого-либо).

Окончания и формообразующие суффиксы выражают грамматические значения слова— род, лицо, число, падеж, наклонение, время, степени сравнения и др.Нулевое окончание— это значимое отсутствие окончания, отсутствие, которое несет определенную информацию о том, в какой форме стоит слово. Так, нулевое окончание в форме стол говорит о том, что это именительный или винительный падеж, то есть несет информацию, значимо.

Формообразующие суффиксы представлены:

  1. у инфинитива -ть/-ти: читать, нести;
  2. в прошедшем времени изъявительного наклонения -л-: делал;
  3. в условном наклонении –л-: делал бы;
  4. в повелительном наклонении -и- (пиши) и нулевой словообразующий суффикс (делай, сядь);
  5. в простой сравнительной степени прилагательного и наречия –е (выше), -ее/-ей (быстрее), -ше (раньше), -же (глубже);
  6. в простой превосходной степени сравнения прилагательного -ейш-/-айш- (быстрейший, высочайший).

Нулевым может быть не только окончание, но и формообразующий суффикс, который выделяется при материально не выраженном значении наклонения или времени у некоторых глаголов:

Способы словообразования:

1) приставочный: делать → переделать;

2) суффиксальный: синий → синева;

3) приставочно-суффиксальный: стакан → подстаканник;

4) бессуффиксный: переходить → переход;

5) сложение:

а. сложносоставной способ: диван + кровать → диван-кровать,

б. сложение: лес + степь → лес(о)степь,

в. сложение с сокращением (аббревиация): Министерство иностранных дел → МИД;

6) сокращение: заместитель → зам;

7) переход слова из одной части речи в другую: столовая (прил.) → столовая (сущ.).

Смешанные способы – способы, при которых одновременно используются разные средства: орден+носить → орден(о)нос-ец (сложение производящей основы + суффиксация).

Состав слова

Рис. 3. Состав слова (Источник)

Словообразовательное гнездо слова веселый

Рис. 4. Словообразовательное гнездо слова веселый (Источник)

Заключение

Словообразование – важнейший раздел русского языка. Этот раздел тесно связан с лексикой, орфографией, культурой речи. Знание этого раздела поможет избежать многих ошибок.

Дополнительно

Постфиксальный способ – способ образования слова путём присоединения постфикса к целому слову. Например:

какой → какой-либо, где → где-то, кто → кто-нибудь.

Приставочно-постфиксальный способ – способ образования слова путём одновременного присоединения приставки (префикса) и постфикса к целому слову. Например:

есть → наесться, читать → вчитаться, плакать → расплакаться.

Суффиксально-постфиксальный способ– способ образования слова путём одновременного присоединения суффикса и постфикса к основе слова. Например: гордый → гордиться, нужда → нуждаться.

Приставочно-суффиксально-постфиксальный способ – способ образования слова путём одновременного присоединения приставки (префикса), суффикса и постфикса к основе слова. Например:

смех → насмехаться, банкрот → обанкротиться.

 

Список рекомендованной литературы

  1. Учебник: Русский язык: учебник для  8 кл. общеобразоват. учреждений / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, ОАО Московские учебники, 2008.
  2. Тесты по русскому языку (2011), автор Угроватова.
  3. Русский язык. 5–9 классы: правила орфографии в таблицах и схемах. Упражнения, практические задания / авт.-сост. Н. Ю. Кадашникова. – Волгоград: Учитель, 2009.

 

Рекомендованные ссылки на интернет-ресурсы

  1. Собрание материалов по словообразованию и морфемике (Источник)
  2. Словообразование в таблицах (Источник)
  3. Пособие «О словообразовании» (Источник)
  4. Литневская Е. И. Русcкий язык: краткий теоретический курс для школьников (Источник)
  5. Валгина Н .С., Розенталь Д. Э., Фомина М. И. Современный русский язык (Источник)
  6. Словообразование (Источник)

 

Рекомендованное домашнее задание

1. Найдите «лишнее» слово:

  • нож, ножны, стреножить, ножевой;
  • нос, носик, переносица, переноска;
  • приводить, проводка, проводник, оленевод.

2. В каком(их) слове(ах) есть суффикс -л-?

  • влюбленный;
  • капля;
  • зубило;
  • приплыли;
  • бережливость;
  • носильщик.

3. Обозначьте приставки.

Пододеяльник, подорожник, подошва, надорвать, надоить, наболтать, набат, наступить, наст.

4. В каком (их) слове (ах) нет суффикса?

  • соловьиный;
  • синий;
  • лисий;
  • зверье;
  • спугнуть;
  • мамин.

 

Морфемика и словообразование ( русский язык 8 класс)