Русский язык
Тема 7: Слова, грамматически не связанные с членами предложенияУрок 3: Знаки препинания при вводных словах и вставных конструкциях
- Видео
- Тренажер
- Теория
Знаки препинания при вводных словах и вставных конструкциях.
Вводные и вставные конструкции всегда обособляются. Не следует путать с вводными и вставными конструкциями посторонние слова. Примеры: все казалось ему давно знакомым. Вот, казалось, парню счастье пришло. В первом случае казалось – член предложения, во втором – вводное слово.
Вводные части могут выделяться не только запятыми, но и тире, если эта часть оказывается посредине предложения. Пример: в городе – как это было и должно быть – буря свирепствовала с меньшей силой. Вводным здесь является целое предложение, к нему нельзя ни от чего задать вопрос. Предложения могут быть вводными, при этом они также могут быть односоставными или двусоставными.
Вставные конструкции выделяются скобками, а не другими знаками препинания. Они не выражают эмоции, отношение к окружающему, в отличие от вводных конструкций, чаще всего они уточняют, расширяют информацию предложения.
Иногда скобки можно заменить тире, если вставная часть тесно связана с другими частями предложения, несмотря на отсутствие грамматической связи. У моего дома – это неделю назад – произошла катастрофа.
Необходимо различать вставные конструкции и вводные предложения. Прежде всего, они отличаются функциями. Вводные предложения позволяют дать оценку сообщению, указать на его источник, на связь с другими сообщениями. Пример: как сказано в докладе, Марина Цветаева родилась восьмого октября. Вводное предложение указывает на источник информации.
Вставные конструкции позволяют ввести дополнения, уточнение информации, замечания, поправки к высказыванию. Пример: Марина Цветаева родилась восьмого октября (православная церковь считает этот день днем памяти Иоанна Богослова).