Русский язык
Тема 5: Дополнительно: сложноподчинённые предложенияУрок 2: Роль указательных слов в подчинении предложений
- Видео
- Тренажер
- Теория
Повторение прошлых тем
Рассмотрим предложение:
По каким признакам можно определить сложноподчиненное предложение? Мы видим, что части неравноправны, от слова в первой части «тучу» мы задаем вопрос: какую? – «которая тяжело подымалась и росла».
Каковы средства связи придаточного предложения и главного? Это интонация и союзное слово, которое является в предложении подлежащим.
Построим схему этого предложения (рис. 1).
Грамматические основы: «облачко превратилось» и «которая подымалась, росла».
Роль указательных слов в подчинении предложений
Разберем предложение:
Главное – «о такой дружбе не стоит жалеть», придаточное – «которая не выдерживает голой правды». Грамматические основы: «не стоит жалеть» и «которая не выдерживает». Стоит обратить внимание, что в главном предложении используется указательное слово «такой», выполняющее роль определения, придаточное предложение по своему значению сближается с этим словом. В этом мы можем убедиться с помощью вопроса: дружбе какой? – «которая не выдерживает голой правды». Построим схему предложения с учетом того, какими членами предложения являются указательное слово и союзное слово (рис. 2).
Синтаксическая роль указательных слов соответствует виду придаточных предложений, подчеркивает их основное значение.
Определив, каким членом является указательное слово, можно определить и основное значение придаточного предложения. Указательные слова не только помогают выяснить вид придаточного, но и служат для связи главного и придаточного предложения, помогают выделить в главном то слово или словосочетание, которое поясняется придаточным предложением.
Проанализируем следующее предложение:
Гуляли мы до тех пор, пока в окнах дач не стали гаснуть отражения звезд.
Грамматические основы: «гуляли мы», «не стали гаснуть отражения». Части соединены интонацией и союзом «пока». В главном предложении есть указательное слово «тех», пор каких? – тех, является определением. Схема этого предложения (рис. 3).
Рассмотрим следующее предложение:
Я устал так, что не мог идти дальше.
Перенесем указательное слово из главного предложение в придаточное:
Я устал, так что не мог идти дальше.
Мы видим, что в первом предложении союз «что», а во втором – «так что». Изменилось ли значение придаточного предложения, мы можем увидеть с помощью вопросов: в первом случае – «я устал» как? – «что не мог идти дальше», во втором: «я устал» – что из этого следует? – «не мог идти дальше» (рис. 4).
Вывод: место запятой может повлиять на значение придаточного предложения.
Заключение
Мы выяснили роль указательных слов в сложноподчиненных предложениях, узнали, что они помогают выяснить вид придаточного.
Список литературы
- Разумовская М. М., Львова С. И., Капинос В. И., Львов В. В./под ред. Разумовской М. М., Леканта П. А. Русский язык. 9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2011.
- Бархударов С. Г., Крючков С. Е., Максимов Л. Ю., Чешко Л. А. Русский язык: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
- Пичугов Ю. С., Еремеева А. П., Купалова А. Ю. и др. «Русский язык. Практика» 9 класс. – М.: «Дрофа», 2007.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- Интернет-портал «genon.ru» (Источник)
- Интернет-портал «licey.net» (Источник)
- Интернет-портал «videotutor-rusyaz.ru» (Источник)
Домашнее задание
- Каковы средства связи придаточного и главного предложения?
- Какова синтаксическая роль указательных слов?
- Может ли место запятой повлиять на значение придаточного предложения?