Русский язык

Тема 5: Дополнительно: сложноподчинённые предложения

Урок 11: Сложноподчинённые предложения с придаточными степени, образа действия

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория
Заметили ошибку?

Придаточные образа действия и степени

 

Придаточные образа действия и степени характеризуют способ совершения действия или степень проявления качественного признака и отвечают на вопросы: как? каким образом? в каком месте? в какой степени? сколько? насколько?

 

Придаточные образа действия и степени зависят от слова, которое выполняет в главном предложении функцию обстоятельства образа действия и степени.

Придаточные образа действия и степени присоединяются к главному предложению при помощи:

а) союзных слов (как, сколько, насколько),

б) союзов (что, чтобы, словно, точно, будто, как будто).

 

Примеры

 

Пример 1

 

Составить схему предложения (рис. 1).

Рис. 1. Предложение

Разбираем предложение. Выделяем основу первого и второго предложения. Предложение сложное, одна часть зависит от другой, задаем вопрос от главной части предложения к зависимой. Составляем схему предложения. При составлении схемы главное предложение выделяем квадратными скобками, пишем указательное слово, зависимое предложение выделяем круглыми скобками, пишем союзное слово, которым присоединяем предложение. По вопросу заданному от главного предложения определяем, что у нас придаточное предложение образа действия (рис. 2).

Рис. 2. Предложение

Пример 2

Составить схему предложения (рис. 3).

Рис. 3. Предложение

Разбираем предложение. Выделяем основы предложений, от главной части предложения задаем вопрос к зависимой. Вопрос насколько? указывает на то, что у нас придаточное предложение образа действия и степени. Составим схему предложения, как и в предыдущем примере (рис. 4).

Рис. 4. Предложение

 

Однозначные и двузначные придаточные образа действия и степени

 

 

Придаточные образа действия и степени могут быть однозначными, если присоединяются к главному предложению с помощью союзных слов как, сколько, насколько.

 

Придаточные образа действия и степени называются двузначными, если присоединяются союзами и этот союз вносит какое-то дополнительное значение.

 

Примеры

 

Пример 1

 

Составить схему предложения (рис. 5).

Рис. 5. Предложение

Разбираем предложение. Выделяем основу главного предложения и задаем вопрос ко второй части предложения – в какой степени? Союз что может осложнять значение степени значением следствия. Необходимо правильно задавать вопрос и обращать внимание на первичное значение. Это придаточное предложение образа действия и степени (рис. 6).

Рис. 6. Предложение

Пример 2

Составить схему предложения (рис. 7).

Рис. 7. Предложение

Разбираем предложение. Выделим грамматические основы, от главного предложения задаем вопрос к зависимой части – каким образом? В этом случае значение образа действия осложнено значением цели, его вносит союз чтобы. Это придаточное предложение образа действия, оно имеет двузначный смысл. Изобразим это на схеме, обязательно записываем указательное и союзное слово (рис. 8).

Рис. 8. Предложение

Пример 3

Составить схему предложения (рис. 9).

Рис. 9. Предложение

Разбираем предложение. Выделим грамматические основы, от главного предложения задаем вопрос к зависимой части – каким образом? Дополнительный сравнительный оттенок вносит союз будто. Указательное слово так позволяет правильно определить, что у нас придаточное предложение степени (рис. 10).

Рис. 10. Предложение

 

Заключение

 

Запомнить

 

Придаточные образа действия и степени (рис. 11):

  • раскрывают образ, способ действия и степень признака, названного в главной части,
  • придаточная часть относится к слову (глаголу, прилагательному, наречию) в главной части,
  • к придаточной части ставится вопрос: как? каким образом? в какой степени?,
  • присоединяются к главному предложению при помощи союзных слов и союзов,
  • в главном предложении обязательно есть указательное слово – обстоятельство образа действия, меры и степени,
  • придаточная часть располагается после главной части,
  • могут совмещать еще значения следствия, цели и сравнения.

Рис. 11. Схема сложноподчиненного предложения с придаточными степени, образа действия

 

Список рекомендованной литературы

  1. Авторы: Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. и др. М.: БАЛАСС, 2012.
  2. Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А. Русский язык. 9 класс. Учебник. М.: Просвещение, 2014.
  3. Разумовская М. М., Львова С. И. и др. Русский язык. 9 класс. Учебник. М., 2011.
  4. Русский язык. Практика. 9 класс./Под ред. Пичугова Ю. С. М.: Дрофа, 2012.

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Интернет-портал «licey.net» (Источник)
  2. Интернет-портал «uroki-russkogo-yazyka.ru» (Источник)
  3. Интернет-портал «festival.1september.ru» (Источник)

 

Домашнее задание

  1. Что характеризуют придаточные образа действия и степени?
  2. При помощи чего присоединяются к главному предложению придаточные образа действия и степени?
  3. В каких случаях придаточные образа действия и степени являются однозначными, а в каких – двузначными?

 

Видеоурок: Сложноподчинённые предложения с придаточными степени, образа действия по предмету Русский язык за 9 класс.