Русский язык

Тема 6: Повторение изученного в 8 классе

Урок 9: Синтаксический разбор предложения

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория
Заметили ошибку?

“Знание — сила”

Фрэнсис Бэкон

Тема сегодняшнего урока :"Синтаксический разбор предложения."

План действий:

  1. Найти грамматическую основу предложения.

    Грамматическая основа — подлежащее (Кто? Что?) + сказуемое (Что делает предмет? Что с ним происходит? Что он такое? Кто он таков? Каков он?)

  1. Дать предложению характеристику.

    1. Какое это предложение  по цели высказывания: повествовательное,   побудительное или вопросительное?  

      Повествовательное предложение — сообщение, вопросительное — вопрос, побудительное — просьба или приказ.

    2. Какое предложение по интонации: восклицательное или невосклицательное? 

      Восклицательные предложения произносятся с чувствами, в конце такого предложения ставится “!”. Невосклицательное предложение произносится без эмоций, в конце ставится “.” или “?”.

    3. Какое предложение по количеству грамматических основ: простое (одна основа) или сложное (несколько основ)?

      НО простое предложение может быть осложнённым. Осложнённое предложения содержит знаки препинания.

    4. Какое предложение по количеству главных членов: односоставное (либо  подлежащее, либо сказуемое) или двусоставное (и подлежащее, и сказуемое)?

      Односоставные предложения с подлежащим — назывные. Односоставные предложения со сказуемым — определённо-личные, неопределённо личные, обобщённо-личные или безличные.

    5. Какое предложение по наличию второстепенных членов: нераспространённое (только грамматическая основа) или распространённое (есть второстепенные члены)?

  1. Определить второстепенные члены предложения:

    1. относящиеся к подлежащему

    2. относящиеся к сказуемому

    Определение отвечает на вопросы Какой? Чей?

    Дополнение — на вопросы косвенных падежей.

    Обстоятельство — на вопросы Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? Как?