Русский язык
Тема 3: Речь и построение предложенийУрок 4: Фигуры речи. Продолжение
- Видео
- Тренажер
- Теория
“Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг”
Н.В. Гоголь
Тема урока: "Фигуры речи. Продолжение”.
Риторический вопрос — вопрос, не требующий ответа. Он служит для привлечения внимания к чему-либо.
Что день грядущий нам готовит?
Вопросительное предложение, но вопрос не требует ответа.
Риторическое обращение — обращение к людям, явлениям или неодушевлённым предметам, не участвующим в общении.
Люди мира, берегите природу!
Звёздочки ясные, звёзды небесные.
Эллипсис — намеренный пропуск сказуемого для придания динамизма.
Мы сёла — в пепел, грады — в прах.
Вопросно-ответная форма изложения — чередование вопросов и ответов.
Что делать будем? Не знаю. Куда пойдём? Неизвестно.
Синтаксический параллелизм — одинаковое построение синтаксических конструкций.
“В синем море волны хлещут, // В синем небе звёзды блещут…”
В синем - в синем
Море - небе
Волны - звёзды
Хлещут - блещут
Однородные члены предложения — слова, которые являются одинаковыми членами предложения, относятся к одному и тому же слову и произносятся с интонацией перечисления.
Это были сильные, смелые, гордые люди.
Сильные, смелые, гордые — однородные члены.
Звукопись — повторение определённых звуков для усиления выразительности.
Звукопись делится на аллитерацию и ассонанс.
Аллитерация — повторение согласных звуков для придания звукописи.
Жук жужжит, рысь рычит — это аллитерация
“Морозом выпитые лужи // Хрустят и хрупки, как хрусталь…”
Аллитерация на “хр” придаёт звук хрусталя.
Ассонанс — повторение гласных звуков для придания звукописи.
“Быстро лечу я по рельсам чугунным, // Думаю думу свою…”
Повторением звуков “у” и “ю” изображается движение поезда.