Всеобщая история

Тема 4: Повторение: Древний мир

Урок 10: Греческая культура

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория
Заметили ошибку?

Введение


Данный урок посвящен греческой культуре. Грецию в разные исторические периоды населяли разные этносы и разные племена. Поэтому греческая культура с самого своего начала носила смешанный характер. Переплетались различные источники этой культуры – восточные традиции, индоевропейские пласты культуры – свой вклад внесли и догреческие племена.  


Характерные черты греческой культуры


  • Рациональное мышление (серьезное влияние оказала греческая философия и наука). В отличие от Древнего Востока, где преобладало мистическое отношение к действительности, большинство греческих произведений искусства создавалось с оттенком рационализма.
  • Создание ценностей человеческой личности. Внимание в культуре проявлялось не только к божеству, но и к человеку, к его роли и достоинству.
  • Неразрывная связь гражданина и полиса. Гражданское воспитание занимало в Греции огромное место.

Понятие свободы как основной ценности человека. Человек сам определяет свою судьбу, сам делает выбор и принимает решения.


Греческая культура


Если говорить о греческой культуре в целом, то одним из самых заметных ее элементов были многочисленные празднества, которые часто приобретали религиозный характер. Праздники были посвящены самым разным Богам, были праздники, посвященные главному божеству – Зевсу, а также богине Гере – покровительнице брака и семьи. В честь Аполлона проводились Пифийские игры.

Главными играми, которые проводились в Греции в эпоху архаики и классики, были Олимпийские. Считается, что они впервые состоялись в 776 году до н. э. Их значение в истории Греции сложно переоценить. Это было мероприятие, в котором принимали участие все или практически все греческие государства. Только в более поздние времена от участия в играх отстранили спартанцев, видимо потому, что они были очень сильные и все время побеждали.

Олимпийские игры представляли собой не только зрелище спортивное, но и культурное мероприятие. Там ставились и читались пьесы, там выступали виднейшие ораторы. На время проведения Олимпийских игр раз в 4 года по всей Греции объявлялось священное перемирие, которое требовалось соблюдать. В противном случае полис, который нарушал этот священный мир, рисковал навлечь на себя не только недовольство всех греков, но и гнев богов.


Религия в Древней Греции


Если говорить о греческой религии, то ученые делят ее на два основных периода: хтонический и олимпийский. Вслед за греческой религией на эти этапы стали делить очень многие религии, даже не имеющие никакого отношения к Греции и античному наследию. Хтонический период (от греческого «хтон» – земля) – это время, когда главную роль в пантеоне богов играли темные силы, связанные с землей. Главной богиней этой эпохи была богиня земли – Гея. Многие культы, которые восходят к культу богини Геи, сохранились и в классическую эпоху. Второй период – Олимпийский, связан с появлением так называемых культурных героев. Олицетворением этого периода в греческой истории был бог Зевс и Олимп, на котором он восседал (рис. 1). Это была новая, упорядоченная система богов. Каждый бог имел свои функции, эти функции друг с другом никак пересекаться не могли. Нередко у греков было два бога, которые, вроде бы, отвечали за одно и то же: бог Арес (бог войны) и богиня войны Афина (рис. 2). Но Арес – это бог необузданной войны, жестокой и несправедливой. Богиня Афина – это богиня войны мудрой, справедливой и благородной. В Олимпийскую эпоху появляются новые боги, им придаются новые функции, которые были не характерны для хтонической мифологии. Так, например, возникает богиня Деметра, которая отвечала за культурное земледелие. Появляется покровительница домашнего очага – Гестия, богиня брака и моногамии – Гера (рис. 3).

Появляется бог Аполлон в сопровождении своих муз, которые отвечали за искусство и науку. Например, муза Клио – это муза науки истории. Те богини, которые существовали до этого, меняют свои функции. Например, дикий бог морей – Посейдон, сменяется богом культурного мореплавания. Такое развитие религии предполагало, что меняется само общество. Общество предъявляло к богам новые требования и боги должны были соответствовать. Религия отражала массовое сознание людей, война всех против всех, необузданная эпоха гомеровского периода сменялась архаикой и классикой. Сотрудничество между полисами становилось главной задачей.

Статуя Зевса в Олимпии

Рис. 1. Статуя Зевса в Олимпии (Источник)

Богиня Афина

Рис. 2. Богиня Афина (Источник)

Богиня Гера

Рис. 3. Богиня Гера (Источник)


Литература в Древней Греции


Что касается литературы, то это направление в Греции было не слишком развито. Греческую литературу принято начинать с Гомера (рис. 4), с его поэм «Илиада» и «Одиссея». До настоящего времени не до конца известно, когда и при каких обстоятельствах создавались эти поэмы. Существует много теорий по этому поводу. Некоторые вообще отрицают сам факт существования Гомера как единого лица, которое свело вместе все многочисленные сюжеты и песни. Литература развивалась в основном в поэтическом направлении. Существовали произведения поэта Алкея, поэтессы Сафо, оды писал Пиндар. Большого развития достигло ораторское искусство в речах таких политических деятелей, как Лисий, Демосфен, Исократ. Многие из речей этих авторов дошли до наших дней. Особая часть греческой литературы – это драматургия. Те пьесы, которые писали создатели греческих трагедий и комедий. Отцом греческой трагедии, считался драматург Эсхил из Элевсина (рис. 5). Его произведения считаются первыми драматическими произведениями в истории человечества. Два из них: «Прометей прикованный» и «Персы» являются самыми популярными произведениями древнегреческой драматургии, их продолжают ставить до сегодняшнего дня. Драматургия использовалась не только для развлечения людей, но и для того, чтобы придавать определенные черты характера, определенным образом воспитывать их. Пьесы должны были носить воспитательный, патриотический характер. Преемниками Эсхила стали Софокл и Еврипид. До нас дошла небольшая часть пьес, написанных этими авторами. Например, из произведений Еврипида до нас дошло 18 пьес из 92 им написанных.

Поэт Гомер

Рис. 4. Поэт Гомер (Источник)

Отец греческой трагедии – Эсхил

Рис. 5. Отец греческой трагедии – Эсхил (Источник)

Существовал в Греции такой жанр драматургии, как комедия. Но комедия считалась жанром низким, недостойным. Однако комедиограф Аристофан оказался настолько популярен, что его произведения дошли до наших дней. 2 с половиной тысячи лет назад греки смеялись над продажными политиками, над глупыми гражданами, над женщинами, которые пытались примерить на себя роли мужчин, над теми вещами, над которыми мы смеемся и по сей день.

Распространение грамотности в Греции было не всеобщим, но большинство свободных греков были грамотными. Это было обосновано тем, что алфавитное письмо было гораздо проще освоить, чем иероглифы. Греческий алфавит стал основой как для кириллицы, которую используем мы сегодня, так и для латиницы.

Именно в это время в Греции появляются первые библиотеки. Например, библиотекой обладал греческий тиран Писистрат, правивший в Афинах во второй половине VI в. до н. э. В конце IV века до н. э. появилась первая публичная библиотека.


Архитектура в Древней Греции


Что касается древнегреческой архитектуры, то многое до нас не дошло. Но у греков была традиция изготавливать небольшие глиняные модели храмов. Поэтому мы можем себе представить, как выглядел греческий храм IX или VIII века до н. э. До наших дней, пусть даже и в полуразрушенном виде, дошел храм Геры, находящийся неподалеку от Коринфа, который датируют IX веком до н. э.

Греческая архитектура очень быстро приобрела стилевую направленность. В VII веке до н. э. возникает первый общегреческий стиль, получивший название дорический. Впоследствии возникает еще два архитектурных стиля: ионический и коринфский. Если сравнить эти стили друг с другом, то можно заметить, насколько быстро развивается в Греции архитектурная мысль, как меняется пропорция зданий. Греки очень быстро начинают понимать, что такое золотое сечение и как нужно построить здание, для того чтобы оно казалось выше, даже если на самом деле оно не очень высокое. К сожалению, основные памятники этой эпохи до нас не дошли полностью. На Афинском акрополе в центральной части города можно увидеть только руины Парфенона (рис. 6), Эрехтейона (рис. 7) и других храмов, которые были построены в V веке до н. э. между Греко-Персидской и Пелопонесской войной. Но даже в таком варианте эти храмы производят неизгладимое впечатление.

Храм Парфенон

Рис. 6. Храм Парфенон (Источник)

Храм Эрехтейон

Рис. 7. Храм Эрехтейон (Источник)


Скульптура в Древней Греции


Храмы было необходимо украшать. В Греции возникает такая отрасль культуры, как скульптура. Изначально ставились статуи богов. Было принято изображать людей статичными, без движения, но очень быстро греки благодаря своему хорошему знанию анатомии, стали переходить к изображению человеческих фигур в динамике. До наших дней сохранилось далеко не всё, а только малая часть. Многие скульптуры дошли только в римских копиях. Но даже обломкистатуй до сих пор ценятся искусствоведами, как великая ценность.

Далеко не всех создателей греческих статуй мы знаем по именам. Но многие имена до наших дней все-таки сохранились. Известен скульптор Мирон, самая известная его статуя – Дискобол (рис. 8). На Акрополе была установлена другая статуя работы Мирона – Афина и Марсий (рис. 9). Если говорить о других скульпторах того времени, то известен Фидий, автор знаменитой Афины-девы для Парфенона. Огромная 12-метровая статуя, тело которой сделано из слоновой кости, а одежда и вооружение – из чеканных золотых листов на деревянной основе. Ему же принадлежала Статуя Зевса, установленная в Олимпии, высота статуи – 14 метров. Эта статуя до наших дней не сохранилась, по одной из версий она затонула в то время, когда римляне перевозили ее на свою территорию. Из других статуй Фидия можно назвать скульптурный декор Парфенона. Этот скульптурный декор иллюстрирует миф о рождении богини Афины и ее спор с Посейдоном за власть над Аттикой. До наших дней сохранилось около 500 фигур, которые были изначально на этом фронтоне изображены, правда, сохранились они фрагментарно.

Дискобол, скульптор Мирон

Рис. 8. Дискобол, скульптор Мирон (Источник)

Афина и Марсий, скульптор Мирон

Рис. 9. Афина и Марсий, скульптор Мирон (Источник)

Говоря о других скульпторах, можно назвать Поликлета из Аргоса. Образ гражданина полиса воплощает в себе созданная им статуя Дорифора или копьеносца, которая была каноном и образцом для скульпторов более поздних эпох. Также можно выделить скульптора Леохара, которому принадлежит бронзовая статуя Аполлона. Мраморная римская копия этой статуи, найденная в XV веке, хранится в Бельведере Ватиканского дворца. Поэтому статуя получила название Аполлон Бельведерский.


Наука в Древней Греции


Именно в Древней Греции зародилась наука история. Ее отцом считается Геродот (рис. 10), но и до него существовали люди, которые составляли небольшие описания жизни их государств. Такие историки – логографы – дали очень много материала для труда Геродота и для работ более поздних историков. Также отцом истории считают Фукидида, он первым стал применять критический метод: отделять то, что соответствовало действительности, от явной выдумки. Труды Геродота и Фукидида продолжил историк Ксенофонт, работа которого «Греческая история» описывает события, происходившие в Греции в самом конце Пелопонесской войны и в начале IV века до н. э.

Отец истории – Геродот

Рис. 10. Отец истории – Геродот (Источник)

То, чем особенно цена для нас греческая культура, – это греческая философия. Именно в этом регионе родилась философия как особая форма знания, объединяющего в себе все отрасли наук, которые могли быть известны в то время грекам. Именно в Греции впервые появляется такая система, как обучение философии. Людей, которые учили правильно мыслить и говорить, называли софистами. Подобные школы существовали во многих греческих городах. Из школ, которые существовали в V веке до н. э., особое значение имела школа Сократа, которая находилась в Афинах. Из этой школы вышел мудрейший грек своего времени – Платон. Платона самого можно было назвать софистом, он был платным учителем философии. Та школа, которую создал он, получила название Академия (рис. 11). Именно платоновская академия была первым общим учебным заведением в древности. Оно было создано еще в начале IV века до н. э. и пережило не только Древнюю Грецию, но даже Древний Рим и было закрыто только в VI веке н. э. в эпоху византийских императоров.

Академия Платона

Рис. 11. Академия Платона (Источник)

Наследник и ученик Платона – Аристотель (рис. 12) – создал собственную школу, которая получала название ликей, иначе лицей. Он просуществовал недолго, но дал свое название учебным заведениям, которые существуют до настоящего времени во многих странах, в том числе и в России. Аристотель важен и тем, что он стал отделять философию от знания научного, более точного и доказательного. С истории Аристотеля, с тех трудов, которые он писал, начинается историописание многих наук современности. Его можно считать не только основоположником биологии и физики, но и химии, климатологии, политологии, социологии. Он написал труды по самым разным областям знаний, которые впоследствии развились в отдельные науки. Аристотель также известен своим трудом «Афинская полития», это труд по истории и государственному укладу Афин, но он дошел до нас в неполном виде. Но обобщающий труд Аристотеля, «Политика», до нас дошел. Мысли и теории, который выдвигал Аристотель, были очень актуальны.

Аристотель

Рис. 12. Аристотель (Источник)


Заключение


Сложно переоценить то значение, которое греческая культура имела в истории человечества. До сегодняшнего дня люди продолжают смотреть на статуи, созданные греческими скульпторами и стоящие во многих музеях мира. Мы можем любоваться архитектурными памятниками, которые дошли до нас через века. До сегодняшнего дня в театрах ставят те произведения, которые были написаны 2 с половиной тысячи лет назад, и изучают научные труды, созданные греческими авторами. До сегодняшнего дня продолжают проводиться и Олимпийские игры, который каждый из вас видел.

 

Список литературы

  1. Акимова Л. Искусство Древней Греции. – СПб, «Азбука-классика», 2007.
  2. Бордмэн Дж. Материальная культура архаической Греции, в книге: Кембриджская история древнего мира. Т. III, ч. 3: Расширение греческого мира. – М.: Ладомир, 2007.
  3. Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. – М., 1971.
  4. Волобуев О.В. Пономарев М.В., Всеобщая история для 10 класса. – М.: Дрофа, 2012.
  5. Климов О.Ю., Земляницин В.А., Носков В.В., Мясникова В.С. Всеобщая история для 10 класса. – М.:Вентана-Граф, 2013.
  6. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима / Пер. с польск. В.К. Ронина. – М.: Высшая школа, 1990.
  7. Ривкин Б.И. Античное искусство. – М., 1972.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

  1. Muzei-mira.com (Источник). 
  2. Arx.novosibdom.ru  (Источник). 
  3. Iksinfo.ru (Источник). 
  4. Studbirga.info (Источник)

 

Домашнее задание

  1. Какие особенные черты свойственны греческой культуре эпохи архаики и классики?
  2. Расскажите о религии в Древней Греции.
  3. Какие памятники архитектуры и скульптуры вам больше всего запомнились?
  4. Расскажите про развитие научной мысли в Древней Греции.