Всеобщая история

Тема 6: Возвышение Афин в 5 веке до н.э. и расцвет демократии

Урок 6: В театре Диониса

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория
Заметили ошибку?


Предыстория

Театр как искусство зародился в Греции. Греки очень любили зрелища, почти в каждом греческом городе был свой театр.

Зародились театральные представления из дионисий – религиозных праздников в честь бога виноделия Диониса. На этих праздниках люди наряжались в костюмы и разыгрывали сценки из мифов.

 

События

  • Афинский театр находился почти в самом центре города.
  • Актёрами были только мужчины. Они носили маски, и могли играть женщин, детей.
  • Также в театре выступал хор. Хор объяснял, что происходит в пьесе.
  • Котурны – высокие сандалии, которые надевали, чтобы изображать богов.
  • Представления часто шли много часов.

V в. до н.э. – появились профессиональные драматурги, авторы трагедий и комедий для театров.

Трагедии

  • В них рассказывается о страданиях и мучениях героев.
  • Пьеса «Персы» Эсхила – первая из сохранившихся пьес для театра, у которой известен автор. Посвящена греко-персидским войнам.
  • Эсхил – «отец трагедии», так его почтительно называли сами греки.
  • Другие авторы трагедий: Софокл, Еврипид.

Комедии

  • В комедиях высмеиваются человеческие пороки, разыгрываются юмористические сценки.
  • Известный автор комедий – Аристофан.

Составные части театра:

  • орхестра (площадка для выступления актёров),
  • скене (здание, в котором хранились маски и костюмы),
  • театрум (места для зрителей).

 

Участники

Эсхил – автор древнегреческих трагедий.

Аристофан – автор древнегреческих комедий.

Софокл – древнегреческий драматург.

Еврипид – древнегреческий драматург.

Дионис – греческий бог, покровитель виноделия.

 

Заключение

Театр был одним из любимейших развлечений греков. На театральные представления собиралось множество людей. По популярность театр можно сравнить с Олимпийскими играми.

 

Параллели

Многие современные слова дошли до наших дней из Древней Греции.

  • Само слово театр означало «места для зрителей».
  • Слово «оркестр» происходит от греческого «орхестра». В Греции это была площадка, на которой выступали актёры. Позже на это место в театре стали сажать музыкантов.
  • Слово «скене» сначала обозначало здание для хранения костюмов и масок, а сейчас слово «сцена» обозначает площадку, на которой выступают актёры.

Конспект


Возникновение театра было связано с религией древних греков, а именно с празднествами в честь бога Диониса – покровителя виноделов. В конце марта в Греции отмечался главный праздник бога виноделия – Великие Дионисии (рис. 1). Изображая сатиров, греки надевали козлиные шкуры, привязывали длинные бороды из дубовых листьев, раскрашивали лица или закрывали их козлиными масками. Весёлые ряженые шествовали по улицам города и останавливались где-нибудь на площади. Вперёд выходил запевала. Он нараспев рассказывал о странствиях и приключениях Диониса, а остальные ряженые хором подпевали ему. Запевала изображал то кого-нибудь из героев мифа о Дионисе, то самого бога, то одного из сатиров. Сценки, разыгрываемые участниками праздника, были первыми театральными представлениями. Впоследствии для ежегодных представлений стали отводить особую площадку, обычно у подножия холма. На площадке стояла палатка, где актёры меняли костюмы и маски. Вначале зрители сидели на склоне холма, потом появились скамейки. Актёры стали изображать не только мифы о Дионисе, но и другие мифы. Поэты стали писать специально для театра пьесы. 

Дионисии

Рис. 1. Дионисии (Источник)

Греческие театры (рис. 2) располагались под открытым небом на склонах холмов и вмещали тысячи зрителей. Здание театра состояло из трёх частей. Одна часть театра – места для зрителей. Они разделялись проходами на секции, напоминающие клинья. В первом ряду сидели почётные гости: жрецы Диониса, стратеги, победители Олимпийских игр. Остальные места были платными: на «билете» из свинца или обожжённой глины буквой указывалась секция, где разрешалось занять любое место. Чтобы сделать посещение театра доступным даже беднейшим гражданам, государство в Афинах выдавало деньги для покупки входных билетов. 

Другая часть театра – орхестра – круглая или полукруглая площадка, на которой выступали актёры и хор. Без песен и танцев не проходило ни одно представление. Участники хора в зависимости от содержания спектакля изображали или друзей главного действующего лица, или горожан, или воинов, а иногда животных – птиц, лягушек и даже облака. 

Третья часть театра называлась скене. Это была примыкавшая к орхестре постройка. К её стене прикрепляли разрисованные доски или полотнища, изображавшие то вход во дворец, то портик храма, то берег моря. Внутри скене хранились костюмы и маски актёров. 

Древнегреческий театр

Рис. 2. Древнегреческий театр (Источник)

Участниками представлений были только мужчины. Они выступали в мужских или женских масках, в особой обуви на толстой подошве, чтобы казаться выше ростом. Меняя костюмы и маски, актёры играли по нескольку ролей в каждом спектакле. 

В греческом театре было два главных вида представлений – трагедия и комедия. В трагедиях обычно действовали герои мифов, изображались их подвиги, страдания и часто гибель. Действующими лицами комедий – весёлых и насмешливых представлений – наряду с героями мифов были современники зрителей.

Комедиями называли забавные пьесы или песни весёлых поселян. В демократических Афинах с их широко развитой политической жизнью богатейший материал для комедий давала сама политическая жизнь. Непревзойдённым мастером политической комедии считался Аристофан (450–388 гг. до н. э.), уроженец Афин, единственный писатель политической комедии, 11 пьес которого сохранились до наших дней (рис. 3). Комедия Аристофана «Птицы» была популярна среди простых афинян.

Аристофан

Рис. 3. Аристофан (Источник)

На орхестре появляются два афинянина. Они говорят, что им наскучила беспокойная жизнь в родном городе: «Вот отчего в дорогу мы отправились. Скитаясь, ищем тихого пристанища». Повстречался им птичий царь Удод. Тот из афинян, кто похитрее, предлагает Удоду построить город меж небом и землёй: «Людьми, как мошкарой, вы править станете!» «Я замысла не слышал остроумнее!» – отвечает Удод. Тут под музыку с криками и пением на орхестру вбегает хор, переодетый птицами: «Ай, ай, ай, без счёта птиц! Ай, ай, ай, сорок, синиц! Верещат, пищат, стрекочут, скачут, прыгают, свистят». Хор и актёры изображают строительство города и поют: «Грузили глину гусаки прилежные, в зобу носили камни для фундамента. А воду в воздух поднимали чибисы». В птичий город сбегаются из Афин всякие проходимцы и жулики, не желающие честно трудиться. Среди них бездарные поэты, доносчик, клевещущий на невиновных, обманщик, будто бы умеющий предсказывать судьбу. Всех их нещадно лупят и гонят вон. Чу! Летит вестница богов – богиня Ирида. (Актёр, исполняющий её роль, спускается на канатах.) Птицы не пускают её: «Ни с места! Стой спокойно! Где пропуск твой за подписью Вороны? Долой отсюда!.. Из Зевсовых детей никто к нам не пройдёт, курений сладкий дым и мяса жирный чад отныне никогда до них не долетят!» 

Вот оно в чём дело! Птицы перехватывают дым от жертв, приносимых людьми. Терзаемый голодом Зевс отправляет на переговоры Геракла, Посейдона и чужеземного бога Трибалла. Один их вид вызывает смех у зрителей: Геракл изображён толстяком и обжорой, Посейдон – глуповатым, а Трибалл – уродом. К тому же по-эллински он ни гу-гу и невпопад лопочет: «Аб-ра-ка-даб-ры!» Таких послов легко перехитрить! 

Комедия заканчивается тем, что птичий хор восхваляет афинянина: «Тебе мы славу пропоём, богов победил ты!»

Слава мастера трагедии Софокла дошла до наших дней. Одна из самых знаменитых трагедий автора – «Антигона».  В основе её содержания лежит древний миф. К царю греческого города Фивы стражи приводят девушку. Чем провинилась юная Антигона? Брат её в борьбе за власть пошёл войной на родной город. Однако его войско потерпело поражение, а сам он был убит. Тело юноши царь велел бросить на съедение хищным птицам, запретив под страхом смерти хоронить убитого. Антигона нарушила запрет, засыпав тело брата землёй. Она, как и все греки, верила, что душа умершего обретает покой лишь после погребения. Теперь бесстрашную девушку ждёт казнь. Хор фиванских старцев осуждает суровый приговор. За Антигону вступается её жених, сын царя (рис. 4). 

Антигона

Рис. 4. Антигона (Источник)

- Все граждане и весь народ фиванский её вины не признают! – убеждает он отца. Но что царю до народа. 

- В моей земле я царствую один! 

- Принадлежать не может одному свободная земля! – восклицает смелый юноша.

Гордому ответу рукоплещут афинские зрители. 

К милосердию призывает царя и слепой старик-предсказатель: «Помилуй же убитого врага! Погибшему не мсти!» Однако царь неумолим. Антигона погибает. В отчаянии кончает жизнь самоубийством её жених. Узнав об этом, пронзает свою грудь мечом царица-мать. Царя терзает, увы, позднее раскаяние: «Горе, о горе мне! Смерть, я зову тебя!» 

Театральные представления наряду с Олимпийскими играми были любимыми зрелищами эллинов. 

 

Список литературы

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс – М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. – М.: Просвещение, 1991.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. K2x2.info (Источник)
  2. Lib.ru (Источник)
  3. Proza.ru (Источник)

 

Домашнее задание

  1. Как возник театр в Древней Греции?
  2. Чем древнегреческий театр отличается от современного?
  3. Произведения каких авторов были наиболее популярны среди афинян?