Всеобщая история

Тема 6: Возвышение Афин в 5 веке до н.э. и расцвет демократии

Урок 2: В городе богини Афины (Зарапин Р.В.)

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория
Заметили ошибку?


Предыстория

Афины – очень древний город Греции. В эпоху расцвета древнегреческой культуры он был одним из крупнейших и красивейших городов Греции. В Афины съезжались жители других полисов и иностранцы, сюда привозили рабов. Афины пережили разрушения, принесённые персами во время греко-персидских войн V века до н.э. После победы над персами пришло время восстановить и обновить город.

 

События

Акрополь

Акрополь – самая впечатляющая и красивая часть древнего города Афины.

Акрополь – цитадель, политический и религиозный центр города. Он находился на возвышении, здесь располагались самые главные храмы полиса.

В V в. до н.э. Акрополь был перестроен (после разорения города персами).

Здесь располагались знаменитые постройки:

  • Пропилеи – ворота для входа на Акрополь.
  • Парфенон со статуей Афины – главный храм города в честь богини Афины (покровительницы).
  • Бронзовая статуя Афины работы скульптора Фидия. Статуя служила маяком для мореплавателей.
  • Храм Эрехтейон. По легенде, построен на том самом месте, где Афина подарила жителям города оливковое дерево.

Многие из памятников Акрополя до сих пор сохранились, хотя и сильно пострадали в ходе истории.

 

Агора

Агора – главная площадь Афин.

Здесь проходила вся общественная жизнь: собиралось народное собрание, заседал Совет пятисот, тут располагался главный рынок, на котором можно было купить продукты питания, ремесленные изделия, рабов.

 

Керамик

Стал знаменитым район Афин под названием Керамик. Здесь жили ремесленники, изготовители глиняной посуды. От названия этого района произошло слово «керамика».

Древние Греки умели делать очень красивую посуду. Расписывать глиняные сосуды было принято чёрной краской.

Существовало два варианта росписи:

  • Чёрнофигурная – рисунок (фигуры, предметы) наносился чёрной краской по красной обожжённой глине, а фон оставался красным.
  • Краснофигурная – чёрной краской рисовался фон, а фигуры и предметы оставались красными.

Виды греческой керамики:

  • кратер (сосуд для смешивания воды и вина),
  • гидрия (сосуд для воды),
  • амфоры (сосуды для жидкостей) транспортировочные и столовые,
  • киаф (черпак),
  • ойнохойя (горло с тремя устьями, позволяет наливать вино сразу в три чаши),
  • ритон (для религиозных обрядов),
  • килик (плоская чаша),
  • аскос (для хранения масел),
  • пифос (для хранения зерна).

 

Участники

Фидий – скульптор, автор статуи Зевса в Олимпии, статуи Афины в Парфеноне.

Афина – богиня войны и мудрости, покровительница города Афины.

Киаф – виночерпий, которого по легенде убил Геракл. Сосуд для зачерпывания вина получил его имя.

 

Заключение

Афины, особенно афинский Акрополь, производил неизгладимое впечатление на путешественников. Афиняне гордились красотой своего города. Развалины Акрополя сохранились до наших дней и до сих пор впечатляют людей со всего мира.

 

Параллели

Греческие полисы были похожи друг на друга по строению.

В каждом полисе обязательно возводились:

  • храм божеству-покровителю,
  • агора (главная городская площадь),
  • защитные стены вокруг города. Здесь исключением была Спарта, так как её жители находились всегда в полной боевой готовности и были абсолютно уверены в своей непобедимости.

Интересно, что при основании колоний греки сначала возводили храм божеству, а сами в это время жили в землянках, и только после завершения строительства обязательных для полиса зданий начинали строить жилые дома.


Введение


На данном уроке речь идет о древнем городе Афины. Кто жил в этом городе и чем занимался, как был устроен город и многое другое не менее интересное вы узнаете из этого урока.


Устройство афинского Акрополя


Город Афины был огромным, в нем проживало почти 200 тысяч человек. Однако большинство из них составляли не граждане, а рабы и метеки (приезжие жители города).

В центре Афин располагалась большая скала, которую называли Акрополь (рис. 1), что означало «Верхний город». На этой скале располагалась Микенская крепость, оставшаяся от Микенской цивилизации, существовавшей в Греции с XVI по XII века до нашей эры. В классическое время, о котором идет речь, на этой скале располагались афинские храмы. Войти в храм можно было только через специальные ворота – пропилеи. Проходить через эти ворота афинянам можно было не каждый день. Как правило, ворота были открыты во время больших религиозных праздников.

Рис. 1. Афинский Акрополь (Источник)

Самым большим зданием в афинском Акрополе был знаменитый храм Парфенон (рис. 2), посвященный богине Афине.Ведь богиня Афина была покровительницей города. Возле храма Парфенон стояла статуя богини Афины (рис. 3). Её автором был знаменитый греческий скульптор Фидий (рис. 4). У этой статуи был позолоченный шлем, а в руке богиня держала позолоченное копьё. Статуя была очень высокой. Когда солнце отражалось от шлема и наконечника копья богини Афины, получался солнечный зайчик, и если этот солнечный зайчик видели моряки, проплывающего мимо корабля, то можно было понять, где находятся Афины. Таким образом, статуя богини Афины служила своеобразным указателем города для моряков.

Рис. 2. Храм Парфенон в Афинах (Источник)

Рис. 3. Статуя богини Афины (Источник)

 

Рис. 4. Скульптор Фидий (Источник)

Недалеко от Парфенона и статуи богини Афины находился ещё один важный храм города – Эрехтейон (рис. 5). Согласно легенде, на этом месте когда-то богиня Афина подарила жителям города оливковое дерево. Украшением храма Эрехтейон служит необычная колоннада. Колонны, поддерживающие крышу храма, выполнены в форме греческих фигур. Колонны, выполненные в форме мужских фигур, назывались атланты. Здания с атлантами были в Древней Греции распространены. А крышу Эрехтейона держали женщины, и такие колоны называли кариатидами (рис. 6). Такие колоны считаются отличительной особенностью храма Эрехтейон.

Рис. 5. Храм Эрехтейон (Источник)

Рис. 6. Кариатида (Источник)

Кроме того, на афинском Акрополе была расположена знаменитая пинакотека. Это был своеобразный музей, где хранились полотна афинских художников. К сожалению, увидеть эти картины невозможно. За прошедшие века они были утрачены, а сама пинакотека дошла до нас в очень разрушенном состоянии.


Устройство афинской площади – Агоры


Главная площадь города Афины называется Агора (рис. 7). Там происходила вся общественная жизнь Афин. Здесь собиралось народное собрание, также здесь заседало афинское правительство – Совет пятисот. Кроме того, площадь служила и в качестве рынка, места для торговли. На стенах зданий, стоявших вокруг Агоры, были высечены афинские законы, а по самому рынку ходили специальные государственные чиновники, которые следили за соблюдением правил и честными сделками между торговцами и покупателями в целях избежания обмана со стороны торговца или же покупателя.

Рис. 7. Агора – главная площадь Афин (Источник)

Расплачивались на греческих рынках мелкими серебряными монетками, которые назывались драхмами. Драхма – денежная единица в Древней Греции, существовавшая с VI века до нашей эры до начала XXI века нашей эры. Такая монетка была размером с ноготь на мизинце руки. Эти монетки дошли и до наших дней, и на них можно увидеть символику города Афины.

Также на Агоре продавали рабов. Но купить их могли далеко не все. Афинский ремесленник получал в день не больше 2 драхм. А раб стоил 150, 200 и даже 300 драхм. Поэтому у обычного афинского гражданина мог быть один или два раба, и они использовались для работы по дому. Попасть в домашние рабы к обычному афинянину было не самое страшное. Рабы боялись попасть к владельцу серебряных или медных рудников. Таким рабам жилось очень тяжело. Их отправляли в глубокие ямы, шахты или же горные расселины для того, чтобы они добывали своему хозяину руду. Рабы жили в таких рудниках очень плохо и недолго.

На афинском рынке торговать могли все. Но чаще всего мужчины были и продавцами, и покупателями. Женщинам, особенно принадлежавшим к богатым, знатным семействам, из дома выходить лишний раз не полагалось.

Рынок работал только до полудня. Потом солнце начинало сильно припекать, и торговля прекращалась до следующего утра.


Жилые постройки в Афинах


Улицы в Афинах были совсем не похожи на современные. Они с обеих сторон были окружены заборами. В этих заборах или стенах были проделаны только двери, а окон не было. Посторонним людям не полагалось знать, чем афиняне занимаются у себя дома.

Дом обычного афинянина был разделен на две части: мужскую и женскую. Между ними находился внутренний двор, в него можно было попасть с улицы, и оттуда двери вели во все помещения дома. Мужчины жили в мужской половине дома, и женщинам заходить туда было запрещено. Женщины располагались в своих комнатах, и эта часть дома называлась гинекей (рис. 8). В гинекей запрещалось пускать посторонних. Если в афинской семье рождалась девочка, то она должна была почти всю свою жизнь провести в гинекее. Выходить из дома девочкам было не положено. Если же рождался мальчик, то его до 6–7 лет растили вместе с женщинами на женской половине дома, а потом его отправляли к отцу, в мужскую половину дома.

Рис. 8. Устройство афинского дома (Источник)


Керамик – квартал афинских гончаров


Ремесленников, которые делают глиняные сосуды, называют гончарами. Афиняне изготавливали больше 60 видов сосудов. Все эти сосуды имели собственные названия, а также цели, с которыми они были приготовлены. Например, вино или масло держали в амфорах (рис. 9). Для хранения зерна использовались огромные сосуды – пифосы (рис. 10). В таком сосуде можно было держать несколько десятков, иногда даже несколько сотен килограммов зерна. При необходимости, в них можно было даже спрятать двоих или даже троих взрослых мужчин.

Рис. 9. Греческая амфора (Источник)

Рис. 10. Греческие пифосы (Источник)

Город Афины стоял на большом месторождении глины, поэтому материалом афинские гончары были обеспечены вдоволь. Афинские гончары стали подмешивать к глине мелко нарезанную солому, и в результате сосуды стали получаться более легкими и в них появлялись небольшие пустоты. Вода из них не выливалась, а наоборот, медленнее нагревалась и медленнее остывала. Это стало изюминкой афинских гончаров, и жители других городов Греции стали покупать такие сосуды, которые дольше сохраняли определенную температуру воды.

Афиняне, помимо прочего, были мастерами росписи сосудов. Вначале появился стиль, который называли чёрнофигурным (рис. 11). На красную глину чёрным лаком наносили рисунок, обычно это были человеческие фигуры. Затем сосуд обжигали. Позже появился другой стиль – краснофигурный (рис. 12). Здесь, наоборот, то, что хотели изобразить, оставляли красным, а фон сосуда покрывали чёрным лаком. Такие сосуды выглядели необычно и нарядно. Они стали пользоваться большой популярностью в греческих городах.

Рис. 11. Чернофигурный стиль росписи сосудов (Источник)

Рис. 12. Краснофигурный стиль росписи сосудов. (Источник)

Квартал, в котором жили гончары, в Афинах назывался керамик. Афинские сосуды стали так популярны, что их стали называть керамикой. Позже это название распространилось на все гончарные изделия вообще. Таким образом, под керамикой стали подразумевать глиняные сосуды.

 

Список литературы

1. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира. 5 класс. – М., 2010.

2. Данилов Д.Д., Сизова Е.В. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. – М.: «Школа 2100», 2013.

3. Колобова К.М. Как жили древние греки / К.М. Колобова, Е.Л. Озерецкая. – М., 1959.

4. Маринович Л.П., Кошеленко Г.А. Судьба Парфенона. – М., 2000.

5. Низолм Д. Древняя Греция: энциклопедия для детей. – М., 2011. 

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

1. Интернет-сайт Nado5.ru (Источник)

2. Интернет-сайт Arheologija.ru (Источник)

3. Интернет-сайт Proza.ru (Источник)

 

Домашнее задание

1. Расскажите про устройство афинского Акрополя.

2. Какие функции были у главной площади в Афинах – Агоры?

3. Как был устроен дом афинянина? На какие части он делился?

4. Какие стили росписи сосудов в Афинах вы знаете? Чем они отличались?