Всеобщая история

Тема 4: Феодальная система Западной Европы

Урок 1: Крестьяне и феодалы

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория
Заметили ошибку?

Конспект


В Средние века действовало правило: «Нет земли без сеньора». К IX–X векам всю землю в Западной Ев­ропе захватили феодалы. Поля, леса, луга, даже реки и озера стали их собственностью. Возникла феодальная вотчина, или поместье, – хозяйство феодала, в котором работали зави­симые крестьяне. В центре вотчины располагался господский двор, обнесенный оградой, а позднее – замок. Здесь был дом феодала и его управляющего, амбары для хранения зерна и других продук­тов, конюшня, хлев, птичник, псарня. Пахотная и прочая земля в вотчине дели­лась на две части: господскую и крестьянские наделы. Урожай с господских полей поступал в амбары помещика. Работая в своем хозяй­стве, крестьянин кормил себя и свою семью. На своих волах собственными орудиями труда он обрабатывал и поле господина, и свой надел (рис. 1).

Крестьяне и сеньоры

Рис. 1. Крестьяне и сеньоры (Источник)

За поль­зование землей зависимые крестьяне должны были нести повинности, то есть выполнять при­нудительные обязанности. Главными повинностями зависимых крес­тьян были барщина и оброк. Барщиной называ­ли все даровые работы крестьян в хозяйстве феодала: они обрабатывали господскую пашню, строили и чинили его дом, амбары и мосты, чистили пруды, ловили рыбу. Крестьяне долж­ны были отдавать владельцу вотчины оброк – долю продуктов своего хозяйства: зерно, скот, птицу, яйца, сало, мед, а также изготовленные ими изделия: полотно, кожи, пряжу, в ряде случаев и деньги.
Чтобы заставить крестьян, которые обычно наследственно владели своим хозяйством, ис­правно нести повинности, помещикам нужна была власть над ними. Они имели право судить людей, которые жили в их владениях и кото­рые были поземельно зависимыми крестьяна­ми. За не вовремя сданный оброк, за плохую ра­боту на барщине крестьянина вызывали в суд феодала; судьи могли назначить штраф или другое наказание (судебная зависимость). Самым тяжелым было положение лично за­висимых крестьян. Чаще всего потомки пре­жних рабов не только не владели своей землей, но были лично несвободными: без разрешения господина они не могли покинуть деревню, про­дать или передать другим людям свой надел, уйти в монастырь.

Крестьяне были объединены в общины, которые ведали прежде всего хозяйственными делами. Деревенская пашня делилась на участки (полосы), состав­лявшие крестьянские наделы. Чтобы у общин­ников были равные условия для ведения хозяй­ства, полосы земли нарезались крестьянам в разных местах, создавая «чересполосицу», ког­да приходилось перебираться через участки со­седей и даже господские. После уборки урожая пашня превращалась в общее пастбище, на него выгоняли скот все жители деревни. Поэтому общинники начинали и заканчивали полевые работы одновременно и засевали поля одинако­выми зерновыми культурами. Собираясь на сельский сход, крестьяне решали, где и что посеять, когда начинать жатву. Кроме пашни, в имениях были угодья: луга, леса, озера и реки. Частично они принадлежали господину, но частью угодий владела община. Господа всеми способами отнимали общинные угодья в свою пользу, запрещая крестьянам пользовать­ся озерами и лесами. Феодалы требовали, что­бы крестьяне мололи хлеб на господских мель­ницах (а не дома, при помощи ручных жерно­вов), за что брали особые поборы. Все это ухуд­шало положение крестьян. Община поддерживала мир и порядок на своей территории, разыскивала преступников. Она помогала беднякам выплачивать налоги, опекала крестьянских вдов и сирот, хранила обычаи, проводила празднества и игры. Крестьяне всей общиной нередко оказывали сопротивление господину, когда он пытался увеличить обычные размеры повинностей. Иногда крестьяне отказывались работать на господ, поджигали их дома и амбары. В одиноч­ку и целыми деревнями они убегали от жесто­ких господ и селились на пустующих землях. Своим упорным сопротивлением крестьянские общины добивались ограничения феодальных повинностей и произвола господ.

Деревни в то время насчитывали обычно не более 10–15 и лишь очень редко достигали 30–50 дворов. В каж­дом дворе, кроме жилища, были сарай, хлев, амбар и другие хозяйственные постройки. К двору примыкал приусадебный участок: сад, огород, виноградник. Крестьянский дом чаще всего строили из деревянных жердей, обмазанных глиной, из бревен или местного камня, крыли соломой, дерном или камышом (рис. 2). Когда разводили огонь в очаге, дым выходил в отверстие в потолке или через открытую дверь, поэтому стены были чер­ны от копоти; прошло немало времени, прежде чем научились класть печи с дымоходом. Узкие оконца без стекол на ночь закрывали деревян­ными ставнями, в холодную погоду затыкали прозрачной кожей из бычьего пузыря. Обстановка дома состояла из грубо сколочен­ного стола, скамей вдоль стен, сундука для хра­нения праздничной одежды: ее наживали года­ми и передавали по наследству. Спали на широ­кой кровати или на скамьях, которые покрыва­ли набитыми сеном тюфяками. В доме храни­лись предметы обихода, различная утварь: ухва­ты и черпаки, кадки и бадьи, бочки для воды, ушаты для стирки, решета, корзины, ручная мельница, прялка, небольшой ткацкий станок. Еду готовили в чугунном котелке, который под­вешивали на железном треножнике над огнем в очаге. В сарае хранились сельскохозяйственные орудия, телега, упряжь для тяглового скота. Обычной пищей крестьян были вареное зер­но или каша, бобы, репа, лук и другие овощи, съедобные травы, реже ели мясо, рыбу и сыр. Но картофеля, кукурузы, помидоров Европа тогда не знала. Не знала и сахара – его заме­нял мед. Из меда, винограда и ягод приготов­ляли напитки и вина, а из ячменя различные сорта пива. Господа питались обильнее и разно­образнее; постоянно ели мясо, коровье (сливоч­ное) масло, дорогую рыбу; в пищу обильно до­бавляли пряности (перец, корицу и другие приправы), поэтому употребляли много вина и пива. Не брезговало хмельными напитками и духовенство. Именно в монастырях в Средние века научились изготовлять крепкие настойки и ликеры на 80–100 травах. Рецепты их при­готовления хранились в секрете.

Дом крестьянина

Рис. 2. Дом крестьянина (Источник)

В отличие от рабов крес­тьяне уважали свой тяжелый труд и высоко це­нили трудолюбие. При выборе жениха или невесты в крестьянской семье наибольшее вни­мание обращалось на умелость, сноровку, тру­долюбие и сметливость будущего члена семьи. С ленивыми, неумелыми старались не роднить­ся. Пригожесть невесты или личные чувства молодых редко принимались во внимание. Крестьяне обрабатывали землю чаще всего теми же орудиями труда, какие получали в на­следство от отцов и дедов. Обычно пахали лег­ким плугом, который только бороздил землю, не переворачивая пласты. Плуг тянула по полю упряжка волов, редко – лошадь. Почву рых­лили бороной или граблями. Когда созревал урожай, колосья срезали серпами. Молотили палками или деревянными цепами, а затем зерно провеивали, подбрасывая лопатой на ветру. Зерно, если дозволял господин, обычно мололи на ручной мельнице, состоявшей из двух каменных жерновов. Крестьяне сами строили жилища и делали мебель, крестьянки об­рабатывали продукты питания, пряли, ткали, шили грубую одежду из льна, шерсти, кожи. В крестьянском хозяйстве преобладал мел­кий скот: овцы, козы, свиньи. Волов и коров было мало, так как зимой для них не хватало корма. Крестьяне держали в хозяйстве кур, уток, гусей, голубей (рис. 3).

Труд крестьян

Рис. 3. Труд крестьян (Источник)

Урожаи были низкими: зерна получали примерно в 3 раза больше, чем сеяли. Треть, а то и почти половину собранного оставляли на семена, часть отдавали в оброк господину и 1/10 часть урожая – церкви. Урожай зависел не только от стараний крестьянина, но и от по­годы. Даже небольшие заморозки и засухи гу­били посевы, и тогда наступал страшный голод, длившийся месяцы и даже годы. Многие уми­рали от голода, бытовало даже людоедство. За­разные болезни тысячами уносили в могилу ос­лабевших, истощенных людей. В первые столе­тия Средневековья население Европы из-за высокой смертности почти не увеличивалось. И лишь с XI века благодаря улучшению клима­та и распашкам новых земель население стало заметно увеличиваться, появились тысячи но­вых деревень и хуторов.

Крестьяне обес­печивали продуктами сельского хозяйства и изделиями ремесла не только себя, но и своего господина, его семью, слуг и гостей. В вотчинах феодалы устраивали целые мастерские: там дворовые мастера изготовляли оружие, кон­скую сбрую, мастерицы – ткани, одежду. Та­ким образом, все необходимое для жизни лю­дей производилось в самой вотчине. Хозяйство было натуральным, то есть продукты и вещи изготовлялись не для прода­жи, а для собственного потребления.

 

Список литературы

  1. Агибалова Е. В., Г. М. Донской. История Средних веков. – М., 2012.
  2. Атлас Средневековья: История. Традиции. – М., 2000.
  3. Иллюстрированная всемирная история: с древнейших времен до XVII века. – М., 1999.
  4. История Средних веков: кн. для чтения / Под ред. В. П. Будановой. – М., 1999.
  5. Калашников В. Загадки истории: Средние века / В. Калашников. – М., 2002.
  6. Рассказы по истории Средних веков / Под ред. А. А. Сванидзе. М., 1996.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Интернет-портал «historic.ru» (Источник)
  2. Интернет-портал «gumer.info» (Источник)
  3. Интернет-портал «bibliotekar.ru» (Источник)
  4. Интернет-портал «portal-student.ru» (Источник)

 

Домашнее задание

  1. Почему феодал обладал властью над зависимыми крестьянами?
  2. Какие повинности выполняли крестьяне в пользу феодала?
  3. Какие вопросы сельской жизни регулировала община?
  4. Почему жизнь средневековых крестьян была очень тяжелой?
  5. Какое хозяйство называется натуральным?