ЕГЭ Русский язык
Тема 4: Работа с текстом. СочинениеУрок 1: Типы речи
- Видео
- Тренажер
- Теория
Типы речи
Мы продолжим работать с заданиями, посвященными анализу текста. Мы должны разобрать задание первой части: «Типы речи» (23). Это задание показывает низкий процент выполняемости. Дело в том, что ученики в этом задании опираются на принцип «я так чувствую», хотя, когда мы работаем с типами речи, необходимо провести кропотливый анализ с опорой на теорию.
Итак, чтобы справиться с заданием 23 вам необходимо в первую очередь знать типы речи, их смысловые и языковые особенности и уметь определять тип речи в тексте.
Задание. Какие из перечисленных утверждений соответствуют содержанию текста?
Укажите номера ответов.
Предложение 39 включают описание.
(39)Я с силой обнял ее и молча целовал маленькие губы, лоб, соленые от слез глаза.
Предложения 11—15 содержат повествование.
(11)На рассвете моей роте предстояло совершить то, что неделю назад не смогла сделать рота штрафников — захватить высоту. (12)Об этом в батальоне пока знало только пятеро офицеров, которым, как и мне, накануне сообщил командир.
(13)— ...Значит, помни: сыграют «катюши», зеленые ракеты, и ты пойдешь... Соседи тоже поднимутся, но высоту будешь брать ты! – говорил он мне.
(14)...Мы лежали, тесно прижавшись друг к другу, и, целуя ее, я не мог не думать о предстоящем бое. (15)Но еще более меня волновала ее судьба, и я мучительно соображал: что же делать?
(15)— ...Я должна теперь спать за двоих, — меж тем шептала она окающим певучим говорком. — Знаешь, по ночам мне часто кажется, что наступит утро, и все это кончится.
В предложении 44 содержится пояснение того, о чём говорится в предложении 41.
(41)С тех пор прошло пятнадцать лет, но я помню все так, будто это было вчера.
(42)На рассвете сыграли «катюши», неистово били минометы и дивизионная артиллерия, взлетели зеленые ракеты...
(43)А когда взошло солнце, я с остатками роты ворвался на высоту. (44)Спустя полчаса в немецкой добротной траншее командир полка и еще кто-то, поздравляя, обнимали меня и жали мне руки.
Предложение 12 является причиной того, о чем говорится в предложении 11 текста.
(11)На рассвете моей роте предстояло совершить то, что неделю назад не смогла сделать рота штрафников — захватить высоту. (12)Об этом в батальоне пока знало только пятеро офицеров, которым, как и мне, накануне сообщил командир.
В предложениях 42-45 представлено рассуждение.
(42)На рассвете сыграли «катюши», неистово били минометы и дивизионная артиллерия, взлетели зеленые ракеты...
(43)А когда взошло солнце, я с остатками роты ворвался на высоту. (44)Спустя полчаса в немецкой добротной траншее командир полка и еще кто-то, поздравляя, обнимали меня и жали мне руки. (45)А я стоял, как столб, как пень, ничего не чувствуя, не видя и не слыша.
Предложение 39 включают описание
Обратите внимание на формулировку «включает». В предложении действительно есть последовательность действий, но также оно содержит и элемент описания: маленькие, соленые губы. Содержит элементы – значит в отрывке имеется хотя бы небольшой кусочек данного типа речи.
Предложения 11—15 содержат повествование – да, последовательность присутствует.
В предложении 44 содержится пояснение того, о чём говорится в предложении 41. Нет, смысл высказывания не раскрывается, мы не можем вставить «а именно». 44 предложение – просто продолжение рассказа героя.
Предложение 12 является причиной того, о чем говорится в предложении 11 - причинно-следственная связь не прослеживается, не можем вставить «потому что»
В предложениях 42-45 представлено рассуждение – повествование, не подходит.
Ответ: 12