ЕГЭ Русский язык

Тема 2: Грамматические, синтаксические, речевые нормы

Урок 5: Синтаксические нормы 2

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория
Заметили ошибку?

Синтаксические нормы. Часть 2

Знание синтаксических норм необходимо для успешного выполнения задания 8.

Ошибок в этом задании 10, и мы взглянем на наиболее часто встречающиеся.

  1. неверное построение предложения с деепричастным оборотом. Что здесь важно помнить: действие деепричастного оборота должно производиться подлежащим, поэтому, если у вас в предложении один деятель, а в деепричастном обороте другой – значит, перед вами ошибка. Посмотрим на пример: Закончив школу, слезы радости побежали по его лицу. Кто закончил школу? Да, в предложении не сказано, но явно какой-то ученик. А какое подлежащее в предложении? Слезы. И с точки зрения грамматики получается, что слезы закончили школу.
  2. неправильное построение предложения с причастным оборотом. Например, разные формы главного слова и причастия, например: В конкурсе выиграет ученик, прочитавшим наибольшее количество книг. Главное слово – ученик – стоит в именительном падеже, а причастие уже в дательном падеже.
  3. включение главного слова в оборот, что делать категорически запрещено. Например: В ночной тишине слышался стук падавших яблок с веток на крышу дома. Поэтому обязательно проверьте, где находится главное слово: если не до оборота, не после, а внутри – перед вами ошибка.
  4. ошибка в построении предложения с однородными членами. Что ищем, если увидели такую формулировку? Например, два глагола, после которых стоит одно дополнение. Важно проверить, какие падежи требуют после себя эти глаголы. Если один и тот же – все ок, а если разные – то и дополнение у каждого должно быть свое. Сравните: Люди восхваляли и любили поэта (после обоих глаголов можно употребить винительный падеж, поэтому достаточно одного дополнения) – страна любила и гордилась поэтом (после глагола «любила» должен быть винительный падеж, а после «гордилась» - творительный, а дополнение только одно).К этому же типу относятся ошибки в предложениях с двойными союзами. Каждая часть союза должна быть употреблена строго перед однородным членом, который он вводит: не только петь, но и танцевать. Любое другое построение – и вы уже нашли ошибку: знала не только знакомых матери, но и отца.
  5. нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм. Нужно искать предложения с двумя глаголами и проверить, в одном ли времени и виде они стоят. Например, так строить предложения нельзя: бабушка связала свитер и подарит его внуку. Если первый глагол в прошедшем времени, то и второй должен стоять в нем же: связала и подарила.