Физика
Тема 14: Силы в механикеУрок 8: Решение задач по динамике. Движение по горизонтали и вдоль наклонной плоскости
- Видео
- Тренажер
- Теория
Введение
Мы продолжаем изучать динамику. Это раздел физики, который изучает причины механического движения.
Сегодня мы займемся решением задач на движение по горизонтали и вдоль наклонной плоскости. Как решать такие задачи?
У нас есть тело, которое находится на горизонтальной или наклонной плоскости. На него в любом случае действует сила тяжести и сила реакции опоры. Если поверхность не гладкая, на тело действует сила трения, направленная против направления движения. Тело могут тащить за нить, в таком случае на него будет действовать сила натяжения нити. Наличие той или иной силы зависит от условия задачи, но равнодействующая всех сил, действующих на тело, в общем случае вызывает ускорение тела, . Это следствие из второго закона Ньютона – главного инструмента решения задач по динамике.
Итак, мы разобрали, что происходит при движении тела вдоль плоскости, определили действующие на тело силы и описали процесс математически, применив второй закон Ньютона. На этом физика заканчивается, и остается математика.
Решать уравнения в векторной форме математически сложно, поэтому нужно переписать следствие из второго закона Ньютона в проекциях на оси координат.
Если плоскость наклонная, она ориентирована под определенным углом к горизонту, а значит, сила тяжести будет направлена под углом к плоскости, знаем мы этот угол или нет. Это делает важным выбор системы координат.
Мы свободны в выборе, результат не будет зависеть от выбора системы координат, но нужно выбрать такую, при которой математические преобразования будут максимально простыми. Мы увидим это на примере одной из задач.
И только теперь, когда получена система уравнений, описывающая физический процесс, мы решаем задачу математически: решаем уравнения и находим неизвестное.
Приступим к решению задач.
Задача 1
Камень, скользивший по горизонтальной поверхности льда, остановился, пройдя расстояние S = 48 м. Найдите начальную скорость камня, если сила трения скольжения камня о лед составляет 0,06 силы нормального давления камня на лед.
Анализ условия:
- в задаче описано тело, которое движется под действием сил, значит, будем применять второй закон Ньютона;
- на камень действует сила тяжести, сила реакции опоры и сила трения. Отметим их (см. рис. 1).
- сила трения равна ;
- камень останавливается, движется с ускорением, которое по второму закону Ньютона вызвано равнодействующей силой;
- при равноускоренном движении тело проходит путь и приобретает скорость .
Решение
Выберем систему координат. Удобно направить ось х в направлении движения камня, а ось у перпендикулярно оси х (см. рис. 2).
Применим второй закон Ньютона:
Учитывая, что сила трения равна , запишем в проекциях на выбранные оси координат. Сила трения направлена против движения камня, туда же направлено и ускорение (камень замедляется) (см. рис. 3):
За время остановки камень по условию задачи пройдет расстояние . Начальная скорость направлена в направлении оси х, ее проекция будет иметь знак «+», ускорение – против оси х, ставим знак «-»:
Тело остановится, то есть его скорость через время будет равна нулю:
Получили систему уравнений, которую остается решить и получить начальную скорость камня, равную 7,6 м/с:
Математическая часть решения задачи
Выразим из второго уравнения силу реакции опоры: Подставим ее в первое уравнение: Выразим из четвертого уравнения время Т: Подставим его в третье уравнение: Выразим скорость и подставим найденное выше ускорение: |
Задача 2
Теперь решим задачу на движение вдоль наклонной плоскости.
Тело массы m без начальной скорости соскальзывает с наклонной плоскости с углом с высоты h (см. рис. 4).
Коэффициент трения тела о поверхность равен . За какое время тело достигнет подножья?
Анализ условия
- Задан прямоугольный треугольник, в котором известна одна сторона и угол. Значит, известны все стороны, и определен путь, который проходит тело.
- На тело действуют сила тяжести, сила реакции опоры и сила трения (см. рис. 5).
Равнодействующая этих сил создает ускорение – будем применять второй закон Ньютона.
- В задаче нужно найти время движения тела, которое движется с ускорением, равноускоренное движение описывается уравнениями кинематики.
Решение
Выберем систему координат. Здесь есть своя особенность: движение бруска происходит вдоль наклонной плоскости, сила трения направлена противоположно направлению движения, сила реакции опоры перпендикулярна плоскости, а сила тяжести направлена под углом к плоскости. Нам особенно важно выбрать удобную систему координат. Для математических расчетов удобно направить оси координат, как показано на рисунке: ось х вдоль в направлении движения бруска, ось у перпендикулярно поверхности (см. рис. 6).
Применим второй закон Ньютона:
Учитывая, что сила трения равна , запишем в проекциях на выбранные оси координат.
Сила тяжести направлена под углом к обеим осям координат. Треугольники АВС и авс подобны, и угол равен углу cab. Следовательно, проекция силы тяжести на ось х равна , на ось у – (см. рис. 7).
Тогда:
Нахождение проекций силы тяжести
Чтобы найти проекцию силы на координатную ось, нужно знать угол, под которым она направлена к оси. Расположим вектор силы тяжести на рисунке (см. рис. 8). Рис. 8. Вектор силы тяжести Если его продолжить, получим прямоугольный треугольник . Угол . В треугольнике , тоже прямоугольном, т. к. – проекция , угол (см. рис. 9). Рис. 9. Определение углов Тогда . В – проекция . Угол , т. к. , – секущая. (см. рис. 10). Рис. 10. Равенство углов Таким образом, нам нужно, используя знания по геометрии, определить, где в треугольниках, образованных проекциями, находится заданный угол наклона плоскости , чтобы правильно применять синус или косинус угла наклона. |
Тело проходит путь АВ, равный из треугольника АВС . Путь, пройденный телом при равноускоренном движении без начальной скорости, равен:
Получили систему уравнений, из которой остается найти время:
Математическая часть решения задачи
Из первого уравнения получим N: Подставим во второе и выразим ускорение:
Из третьего уравнения, подставив ускорение, выразим время: |
Выбор системы координат
При решении задачи мы направили оси координат (см. рис. 6) и получили следующую систему уравнений: Система координат – это наш выбор, и решение задачи от ее выбора не зависит. Для этой же задачи направим оси координат по-другому (см. рис. 11).
Запишем уравнения в проекциях на оси координат в данной системе:
Формулу для перемещения при равноускоренном движении также запишем в проекциях на выбранные оси:
Как видите, уравнения получились более сложными, но, решив их, вы убедитесь, что результат получится тот же, что при другом выборе системы координат. Рекомендую вам проделать это самостоятельно. |
Задача 3
На наклонной плоскости с углом наклона 300 покоится брусок с привязанной нитью. При какой минимальной силе натяжения нити брусок сдвинется с места, если потянуть за нить вниз так, что она будет параллельна плоскости? Масса бруска – 0,5 кг, коэффициент трения скольжения бруска о плоскость равен 0,7, ускорение свободного падения принять равным 10 м/с2.
Анализ условия
- В задаче описано тело, на которое действуют сила тяжести, сила реакции опоры, сила трения и сила натяжения нити (см. рис. 12).
- Тело стаскивают вниз, сила трения направлена против возможного направления движения.
- По условию задачи при некотором минимальном значении силы натяжения нити брусок сдвигается с места, брусок не будет разгоняться, ускорение равно нулю. Будем применять второй закон Ньютона, ускорение равно 0.
Решение
Выберем систему координат. Мы уже убедились на примере предыдущей задачи, что удобно направить ось х параллельно плоскости (см. рис. 13), а ось у – перпендикулярно плоскости.
По второму закону Ньютона сумма сил, действующих на брусок, равна , в нашем случае :
Учитывая, что сила трения равна , запишем в проекциях на выбранные оси координат:
Получили систему уравнений, решив которую, найдем минимальное значение .
Математическая часть решения задачи
Выразим из первого уравнения силу реакции опоры: Подставим ее во второе уравнение и выразим Т: Вычислим: |
Как видите, задачи на движение тел вдоль наклонной плоскости, как и большинство других задач по динамике, сводятся к применению законов Ньютона в выбранной удобной системе координат.
На этом наш урок закончен, спасибо за внимание!
Список литературы
- Соколович Ю. А., Богданова Г. С. Физика: Справочник с примерами решения задач. – 2-е издание передел. – X.: Веста: Издательство «Ранок», 2005. – 464 с.
- А. В. Русаков, В. Г. Сухов. Сборник задач по физике (физико-математическая школа № 2, г. Сергиев Посад). – 1998 г.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
Домашнее задание
- Чему равна сила трения, которая действует на движущееся по прямой тело?
- Как направлена сила трения, если тело затаскивают на наклонную поверхность?
- Внимательно посмотрите на рисунок и укажите силу, которая отмечена неправильно:
Почему? - Тело массой 8 кг, начавшее свое движение под действием постоянной силы, за первую секунду своего движения прошло 10 м. Определите величину силы.
- На тело массой 2 кг, которое находится на горизонтальной прямой, действует сила 25 Н, направленная под углом к горизонту вверх. Определите силу трения, если коэффициент трения равен 0.2.
- Определите высоту наклонной плоскости, если тело, двигаясь без начальной скорости с вершины, достигло основания за 4 с. Длина плоскости равна 10 м, ускорение свободного падения .