Физика
Тема 11: Законы взаимодействия и движения телУрок 11: Решение задач по теме «Прямолинейное равномерное и неравномерное движение»
- Видео
- Тренажер
- Теория
Введение
Давайте рассмотрим две задачи, причем решение одной из них – в двух вариантах.
Задача на определение пройденного пути при равнозамедленном движении
Условие
Самолет, летящий со скоростью , совершает посадку. Время до полной остановки самолета . Необходимо определить длину взлетной полосы.
Рис. 1. К условию задачи 1
Решение
надо перевести в СИ, т. обр. начальная скорость самолета при посадке . Необходимо заметить, что, когда самолет совершает посадку, его конечная скорость будет равна нулю.
На рисунке ускорение имеет направление против оси , тем самым мы должны понимать, что проекция ускорения на ось будет иметь отрицательное значение.
В данном случае движение прямолинейное (в одну сторону), поэтому модуль перемещения равен пройденному пути и определяется по формуле Галилея:
Чтобы решить окончательно эту задачу, надо определить ускорение:
Обратите внимание, что ускорение получилось со знаком минус. В данном случае мы понимаем, что движение замедленное. Скорость с течением времени уменьшается.
Стоит сделать акцент на том, что в решении мы не использовали обозначение векторов. Вспомните: в начале рассуждения мы уже нарисовали рисунок, где точно поставили направление векторных величин, связанных с выбранной системой отсчета, т. е. с осью . Подставляем в формулу, в уравнение движения Галилея, все нам известные величины:
Ответ: .
Задача на комбинацию различных видов движения
Вторая задача, которую мы рассмотрим, несколько сложнее.
Условие
Автобус начинает свое движение от остановки и за увеличивает свою скорость до . Затем автобус едет с постоянной скоростью и перед светофором тормозит, останавливается, до полной остановки движется в течение . Определите полный пройденный путь этим автобусом.
Рис. 2. К условию задачи 2
Решение задачи мы начинаем с того, что определим первый участок пути, т. е. тот, на котором автобус разгоняется. Обозначим его как и вычислять мы будем его по уравнению Галилея. Записывается оно следующим образом:
Чтобы вычислить , требуется обязательно знать ускорение. Ускорение обозначим .
Движение начинается от остановки, это означает, что начальная скорость . Найдем ускорение, не забыв перевести значение скорости в СИ:
Вычисляем теперь пройденный путь . С учетом того, что , формула приобретает вид: .
Если теперь подставить сюда все известные значения, то мы получаем значение: .
Итак, первый этап: автобус разогнался от до , пройдя расстояние .
Следующая часть посвящена равномерному движению, когда автобус движется равномерно в течение , и замедленному движению, когда автобус начинает останавливаться. Определяем пройденное расстояние при равномерном прямолинейном движении. В этом случае .
Третий пункт – это момент остановки автобуса, т. е. расстояние, которое он проходит до остановки. Здесь .
В этом уравнении, чтобы определить , требуется знать значение ускорения:
Это означает, что движение замедляется. Ускорение направлено против выбранной оси. Подставив все значения, мы получаем выражение для :
.
До полной остановки автобус проходит 50 м. Чтобы вычислить окончательный ответ, нужно все пройденные расстояния сложить:
Ответ:
Решение второй задачи графическим методом
Рассмотрим второй вид решения, так называемый графический способ решения. Вспомним, что площадь фигуры, ограниченная с одной стороны осью времени, а с другой стороны графиком скорости, есть пройденный путь.
Нарисуем график зависимости скорости автобуса от времени. В течение 5 c скорость автобуса увеличивается от 0 до 10 м/с. Затем 20 с, т. е. от 5 до 25 с, скорость постоянна и равна 10 м/с. Затем в течение 10 с, т. е. от 25 до35 с, автобус останавливается.
Рис. 3. График зависимости скорости от времени (задача 2)
Полученная фигура – это трапеция. Из математики вы помните, что площадь трапеции определяется как полусумма оснований, умноженная на высоту. Это . В нашем случае .
Обратите внимание, что ответ при двух вариантах решения одинаковый. Следовательно, решение задачи может быть как аналитическим, так и графическим.
Заключение
Данный урок был завершающим в курсе кинематики. На следующем уроке мы приступим к изучению взаимодействия тел.
Список литературы
- Кикоин И.К., Кикоин А.К. Физика: учебник для 9 класса средней школы. – М.: Просвещение.
- Соколович Ю.А., Богданова Г.С. Физика: Справочник с примерами решения задач. – 2-е издание передел. – X.: Веста: Издательство «Ранок», 2005. – 464 с.
- Перышкин А.В., Гутник Е.М., Физика. 9 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений/А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. – 14-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 300.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- Интернет-портал «yaklass.ru» (Источник)
Домашнее задание
- Велосипедист проехал первую половину пути со скоростью 10 км/ч, а вторую – 15 км/ч. Определите среднюю скорость на всем участке пути.
- Автомобиль, который двигался со скоростью 20 м/с, начал тормозить и остановился спустя 10 с. Определите перемещение автомобиля за время торможения (торможение происходило с постоянным ускорением).
- Лыжник из состояния покоя начинает спускаться с горки с постоянным ускорением 0,1 м/с2.
- Спустя некоторое время его скорость возросла до 3 м/с. Определите это время.