География
Тема 12: Глобальные проблемы человечестваУрок 3: Мир в XXI веке. Новые модели цивилизации
- Видео
- Тренажер
- Теория
Тема: Глобальные проблемы человечества
Урок: Мир в XXI веке. Новые модели цивилизации
1. Оценка современной цивилизации
В настоящее время существуют две противоположные оценки современной цивилизации: пессимистическая и оптимистическая.
Пессимистическая оценка современного состояния цивилизации:
1. Жестокий экологический кризис.
2. Нарастающий социальный кризис.
3. Демографический кризис.
4. Экономический кризис.
5. Духовный кризис человечества.
Рис. 1. Массовые протесты в Греции (2012 г.) (Источник)
2. Стратегия устойчивого развития
Устойчивое развитие – гармоничное (правильное, равномерное, сбалансированное) развитие – это процесс изменений, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений. Во многом речь идет об обеспечении качества жизни людей.
Рис. 2. Схема устойчивого развития (Источник)
Концепция устойчивого развития формировалась в ходе постепенного осознания обществом природоохранных, экономических и социальных проблем, оказывающих влияние на состояние природной среды. Это конструктивная реакция общества на наблюдаемые и активно освещаемые в научных публикациях и средствах массовой информации процессы деградации природы под усиленным антропогенным давлением.
Идеи о необходимости устойчивого развития не новы, ведь еще в начале XX века наш великий соотечественник В.В. Вернадский, намного опережая свое время, выдвинул концепцию ноосферы (сферы разума), в основе которой лежит идея гармонизации взаимодействия общества и природы. Он говорил, что «человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой, которая определяет новое геологическое эволюционное изменение биосферы», и предупреждал об опасностях, скрытых в формировании ноосферы.
Прогресс экономической науки привел ко всё большему учету природного фактора. С одной стороны, большинство традиционных природных ресурсов стали дефицитными. Причем это относится не только к невозобновимым ресурсам, но также и к так называемым возобновимым ресурсам – прежде всего, ресурсам экосистем (экосистемным «товарам» и «услугам») и биоразнообразию. Одно из определений устойчивого развития – это неистощительное развитие в долгосрочном, межпоколенном плане. Так как природа является основой жизнедеятельности человека, ее истощение и деградация при существующих экономических отношениях негативно сказывается на социальных отношениях, росте нищеты и структурах производства и потребления. С другой стороны, оказалось, что многие возобновимые природные блага не имеют должной ценности, что является источником их истощения и деградации. Поэтому произошел переход к экологической экономике и экономике устойчивого развития.
Рис. 3. Схема экологического производства (Источник)
3. Распад генома человека
О распаде генома свидетельствуют рост числа многих заболеваний, увеличение курящих и злоупотребляющих алкоголем, появление новых болезней.
4. Киотский протокол
Киотский протокол – международное соглашение, принятое в Киото (Япония) в декабре 1997 года в дополнение к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК). Оно обязывает развитые страны и страны с переходной экономикой сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов.
Киотский протокол стал первым глобальным соглашением об охране окружающей среды, основанным на рыночном механизме регулирования – механизме международной торговли квотами на выбросы парниковых газов. Первый период осуществления протокола начался 1 января 2008 года и продлился пять лет – до 31 декабря 2012 года, после чего, как ожидается, на смену ему придет новое соглашение.
Цель ограничений – снизить в этот период совокупный средний уровень выбросов 6 типов газов (углекислый газ, метан, фторуглеводороды, фторуглероды, закись азота, гексафторид серы) на 5,2% по сравнению с уровнем 1990 года.
Основные обязательства взяли на себя индустриальные страны:
- Евросоюз должен сократить выбросы на 8%.
- США – на 7%.
- Япония и Канада – на 6%.
- Страны Восточной Европы и Прибалтики – в среднем, на 8%
- Россия и Украина – сохранить среднегодовые выбросы в 2008–2012 годах на уровне 1990 года.
Развивающиеся страны, включая Китай и Индию, обязательств на себя не брали.
5. Кризис капитализма
Кризис капитализма – революционный процесс распада мировой системы капитализма и его внутреннее разложение. Капитализм во многом привел к сильному расслоению общества, деградации экономик многих стран, уменьшению внимания к человеку.
Домашнее задание
Тема 11, П. 2, 3
1. Расскажите об устойчивом развитии.
Список литературы
Основная
1. География. Базовый уровень. 10-11 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений / А.П. Кузнецов, Э.В. Ким. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012. – 367 с.
2. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / В.П. Максаковский. – 13-е изд. – М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2005. – 400 с.
3. Атлас с комплектом контурных карт для 10 класса. Экономическая и социальная география мира. – Омск: ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2012. – 76 с.
Дополнительная
1. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. – М.: Дрофа, 2001. – 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.
2. Бобылев С.Н., Гирусов Э.В., Перелет Р.А. Экономика устойчивого развития: Учебное пособие. – М.: Ступени, 2004. – 303 с.
3. Устойчивое экологобезопасное развитие: Курс лекций / Под ред. А. Д. Урсула. — М.: Издательство РАГС, 2001.
Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники
1. География: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – 2-е изд., испр. и дораб. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. – 656 с.
Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ
1. Тематический контроль по географии. Экономическая и социальная география мира. 10 класс / Э.М. Амбарцумова. – М.: Интеллект-Центр, 2009. – 80 с.
2. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: География / Сост. Ю.А. Соловьева. – М.: Астрель, 2010. – 221 с.
3. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. География. Учебное пособие / Сост. Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. – М.: Интеллект-Центр, 2012. – 256 с.
4. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 223 с.
5. География. Диагностические работы в формате ЕГЭ 2011. – М.: МЦНМО, 2011. – 72 с.
6. ЕГЭ 2010. География. Сборник заданий / Ю.А. Соловьева. – М.: Эксмо, 2009. – 272 с.
7. ЕГЭ 2012. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / Под ред. В.В. Барабанова. – М.: Национальное образование, 2011. – 288 с.
8. ЕГЭ 2011. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / Под ред. В.В. Барабанова. – М.: Национальное образование, 2010. – 280 с.
Материалы в сети Интернет
1. Федеральный институт педагогических измерений (Источник).
2. Федеральный портал Российское Образование (Источник).
3. Яндекс Словари (Источник).
4. Википедия (Источник).
5. United Nations Framework Convention on Climate Change (Источник).
6. Устойчивое Развитие (Источник).
7. Википедия (Источник).