География
Тема 8: Северная АмерикаУрок 4: Ведущие отрасли хозяйства США и Канады
- Видео
- Тренажер
- Теория
Сельское хозяйство США
США обладают благоприятными природными ресурсами для развития сельского хозяйства. Страна располагает обширным земельным фондом. Более 50 % территории относят к сельхозугодьям. Сельское хозяйство невозможно только на Аляске и в Кордильерах. Агроклиматические ресурсы также благоприятны и позволяют выращивать культуры умеренного и субтропического поясов, а на юге Флориды – и тропической культуры. К западу от 100 меридиана земледелие возможно только при наличии искусственного орошения из-за большой удаленности от океана.
Сельское хозяйство США отличается высоким уровнем развития, большими объемами и разнообразием продукции, которая составляет около 25 % от мировых. Профиль растениеводства определяют в первую очередь зерновые, которые занимают 2/3 площадей. Главная продовольственная культура – пшеница, но кормовых культур – кукуруза, сорго – собирают больше. Среди масличных культур первое место принадлежит соевым бобам, которые идут на производство соевого масла и на корм скоту. Из волокнистых культур выделяется хлопчатник. Сахароносные культуры представлены поровну сахарной свеклой и сахарным тростником. Велика роль фруктов и овощей, которые входят в рацион большинства американцев. Животноводство определяется, прежде всего, разведением крупного рогатого скота как молочного, так мясного направления. Распространено также разведение свиней и домашней птицы. Ежегодно США производит около 4 млрд тонн бройлеров. Важная особенность агропромышленного комплекса США – его ярко выраженная экспортная направленность. Доля США в мировом экспорте составляет: по пшенице – 1/3, по сое – 1/2, по кукурузе – 2/3. Кроме того, в США – крупнейший в мире экспортер бройлерной и яичной продукции. В 90-е гг. Россия ежегодно ввозила около 1 млн тонн курятины, т. н. «ножек Буша» (рис. 2).
Агропромышленные пояса США
Чрезвычайное разнообразие природных условий, высокая товарность, развитие транспорта создали предпосылки для специализации целых районов, которые в США называются «поясами» (рис. 3).
Молочный пояс США сформировался в Приозерье и на северо-востоке. Основную часть сельхозземель занимают пастбища и сенокосы, а многие культурные растения возделываются на зеленый корм. Молоко, масло, сыр находят сбыт в крупных городах и агломерациях. Самое большое поголовье коров находится в штатах Миннесота, Висконсин, Иллинойс.
Кукурузный пояс США расположен преимущественно на юге Центральных равнин с центром в штате Айова. Кроме кукурузы, здесь выращивается еще и соя, поэтому этот пояс правильнее было бы назвать «кукурузно-соевый». В область кукурузного пояса входят территории таких штатов, как Канзас и Небраска, часть штата Висконсин и части штатов Индиана и Огайо.
Пшеничный пояс США территориально совпадает с Великими равнинами. Этот пояс дает 20–25 млн тонн пшеницы в год. Яровую пшеницу выращивают в Северной и Южной Дакоте, Монтане, озимые – в штатах Техас, Небраска и Канзас.
Основными районами хлопкового пояса сначала были штаты юго-востока США, где выращивали хлопок без искусственного орошения, используя труд негров. Затем этот пояс сместился к западу в штаты Алабама, Миссисипи, Техас, превратившись в одну из крупнейших областей хлопководства в мире.
Пояс пастбищного мясного скотоводства располагается на северо-западе и занимает все горные штаты с прилегающими частями Великих равнин и Тихоокеанских штатов. Главная отрасль специализации – это выращивание молодняка крупного рогатого скота, которые производятся на крупных скотоводческих ранчо с десятками тысяч голов скота и сотнями ковбоев. Однако теперь на таких ранчо получила распространение загонная пастьба. Территория ранчо разбивается на загоны, и скот перегоняется из одного в другой. Необходимость в большом количестве ковбоев отпала, и повысилась роль кормов. Затем молодняк перегоняют на выращивание в штаты пшеничного пояса и на откорм и забой в штаты кукурузного пояса.
Остальные сельхоз районы расположены в приморских зонах Атлантического и Тихоокеанского побережья США. Главная отрасль и их специализации – это садоводство и овощеводство в штатах Флорида и Калифорния. Рис и сахарный тростник – главная культура для пояса, протянувшегося вдоль побережья Мексиканского залива, а более половины сбора всего картофеля дают штаты Айдахо и Вашингтон.
Сельское хозяйство Канады
По экспорту продовольствия Канада занимает 2 место в мире, так как имеет развитое сельское хозяйство, которое отличается высоким уровнем механизации, специализации и товарности производства. В Канаде 80 % площади сельскохозяйственных земель находится в крупных капиталистических хозяйствах, размеры которых составляют более 50 га.
Сельское хозяйство Канады не только обеспечивает потребности населения в продуктах питания, но и играет важную роль во внешней торговле страны. Особое место занимает экспорт пшеницы, по вывозу которой Канада занимает второе место в мире после США. Канадское сельское хозяйство – одно из самых продуктивных в мире, с быстрым ростом производительности труда. В нем занято около 5 % самодеятельного населения, 30 % ферм производят 75 % валовой товарной продукции. Благоприятные климатические условия и огромные пространства плодородных земель способствуют развитию разнообразных отраслей сельского хозяйства. Фермами занято около 8 % территории страны, большая часть из которых занята под пашни и пастбища.
Наиболее важными сельскохозяйственными районами являются Центральная Канада, где занимаются овощеводством, садоводством, молочным животноводством и птицеводством, и степные провинции, которые в силу особенностей природных условий давно стали одним из ведущих районов зерновой специализации.
Второе место в Канаде после сельского хозяйства занимает рыболовство на базе биологических ресурсов Атлантики и Тихого океана.
Транспортная система США
Транспортная система США – одна из наиболее развитых в мире, а по протяженности дорог и трубопроводу, по грузо- и пассажирообороту автомобильного и воздушного транспорта страна занимает первое место. Структура транспорта США: грузооборот больше задействует железнодорожный и автомобильный транспорт, а пассажирооборот – автомобильный и воздушный.
Длина всех автомобильных дорог США превысила 6,5 млн км., что составляет 20 % от мировой (рис. 4). В США 13 тыс. населенных пунктов с населением около 86 млн чел. полностью зависит от автомобилей, поскольку не имеет никаких других путей сообщения.
Отличительная черта железных дорог США – это низкий уровень электрификации (не более 1 %) и преобладание тепловозной тяги. Это объясняется политикой нефтяных монополий, которые заинтересованы в железнодорожном транспорте как в одном из потребителей нефтепродуктов.
Общая длина внутренних водных путей США составляет 41 тыс. км. Перевозки грузов по речным путям осуществляются с помощью несамоходных барж, которые образуют составы по 20–30 барж, передвигаемые буксирами-толкачами.
Скелет транспортной системы США образуют трансконтинентальные железнодорожные магистрали как широтного, так и меридионального направления. Широтные магистрали связывают Атлантическое и Тихоокеанское побережье страны, в первую очередь, Нью-Йорк и Вашингтон с Сан-Франциско, Сиэтлом и Лос-Анджелесом. Железнодорожные магистрали меридионального направления проходят вдоль обоих океанских побережий по долине Миссисипи и в других местах, среди которых наибольшее значение имеют скоростные линии Бостон-Нью-Йорк-Вашингтон, а также Чикаго – Новый Орлеан и Чикаго – Атланта. Главные автомагистрали в какой-то степени повторяют направления железных дорог, хотя многие из них проложены и по самостоятельным маршрутам. Кроме того, в США развита сеть внутренних водных путей. В широтном направлении это система реки Святого Лаврентия и Великих озер, а в меридиональном направлении – система реки Миссисипи.
Значительную часть внутренних и международных пассажирских перевозок выполняет авиационный транспорт США. Внутреннее авиасообщение является самым эффективным и широко распространенным средством передвижения в стране. Любой, даже самый удаленный, провинциальный город имеет свой аэропорт. В США находятся одни из самых больших аэропортов в мире: Атланта, Чикаго, Лос-Анджелес.
Для трубопроводной сети США характерно диагональное направление. Она связывает нефтедобывающий район юго-западного Центра с районом потребления нефти на северо-востоке. В местах пересечения сухопутных и водных транспортных путей образовались крупные транспортные узлы:Чикаго, Нью-Йорк, Филадельфия, Лос-Анджелес, Хьюстон. Важную составную части узлов образуют крупные аэропорты. Из 33 крупнейших международных аэропортов мира здесь находится 17. Важную часть транспортных узлов США образуют портово-промышленные комплексы. По объемам грузов первое место занимают порты Атлантического побережья: Нью-Йорк, Филадельфия, Балтимор, Хэмптон-Роудс. На побережье Мексиканского залива – Новый Орлеан, Хьюстон и Тампа. На Тихоокеанском побережье выделяются Окленд, Сиэтл, Лос-Анджелес и Лонг-Бич.
Транспортная система Канады
Транспортная система Канады развита хорошо, что обусловлено большой площадью страны, ее приморским положением, особенностью экономико-географического положения, а также экспортным характером экономики. По грузообороту первое место занимает железнодорожный транспорт, его длина – 67 тыс. км. Длина автодорог – 900 тыс. км. В Канаде хорошо развит воздушный, трубопроводный и водный транспорт. Крупнейшие порты страны – Ванкувер, Сеть-Уль, Монреаль, Квебек, а крупнейший аэропорт – Монреаль.
Фермы в США
Основной тип сельхозпредприятий США – это крупная капиталистическая ферма, которая выращивает основную часть продукции на продажу (рис. 5).
Преобладают семейные фермы, которые составляют около 90 % предприятий, производящих 93 % валовой продукции области. Как правило, каждая семейная ферма заключает контракт с компанией в системе агробизнеса. Это компания снабжает фермера машинами, удобрениями, семенами, а также осуществляет научно-методическое сопровождение. Эта же фирма указывает фермеру точные сроки сдачи продукции, ее размеры и качество. Невыполнение фермером задачи по качеству или опоздание по срокам грозит разрывом контракта и полным разорением.
Уборка пшеницы в США
Несовпадение в сроках уборки урожая в озимом и яровом пшеничном поясах приводит к применению такого рационального способа уборки, как переброска уборочной техники с юга на север по мере созревания пшеницы.
При этом ее уборку производят не сами фермеры, а специальные фирмы, присылающие и технику, и рабочую силу, которые начинают жатву в мае в Техасе, в июне в Оклахоме, в июле в Канзасе, в августе в Небраске и Вайоминге и заканчивают её в сентябре в Северной Дакоте и Монтане. В период жатвы комбайны работают обычно по 16 часов в сутки (рис. 6).
Фабрики мяса в США
В последнее время в мясном скотоводческом комплексе возникли своеобразные фабрики мяса.
Это огромные откормочные хозяйства, которые содержат до 100 тыс. голов крупного рогатого скота, но не на пастбищах, а в стойлах (рис. 7). Для этого сооружаются загоны на 200–250 голов каждый, в котором кормление и поение животных осуществляется с помощью автоматики, а дозировка – с применением компьютера. Такие комплексы обслуживают крупные города, например Лос-Анджелес.
Список литературы
1. География. Базовый уровень. 10-11 кл.: Учебник для общеобразов. учреждений / А.П. Кузнецов, Э.В. Ким. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012. – 367 с.
2. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразов. учреждений / В.П. Максаковский. – 13-е изд. – М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2005. – 400 с.
3. Атлас с комплектом контурных карт для 10 класса. Экономическая и социальная география мира. – Омск: ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2012. – 76 с.
4. Интернет-сайт geo-tour.net (Источник)
5. Интернет-сайт geographyofrussia.com (Источник)
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
1. Интернет-сайт e-reading.by (Источник)
2. Интернет-сайт e-reading.club (Источник)
3. Интернет-сайт e-reading.by (Источник)
Домашнее задание
1. Подготовьте доклад об агропромышленном комплексе США.
2. Подготовьте доклад о транспортной системе США.
3. Подготовьте доклад о ведущих отраслях хозяйства Канады.