География
Тема 2: Планета ЗемляУрок 1: Мы во Вселенной
- Видео
- Тренажер
- Теория
Устройство Солнечной системы
Наша Солнечная система состоит из огромного количества различных небесных тел, в центре которых находится Солнце. Именно оно удерживает всю «космическую семью»: планеты и кометы, астероиды и метеоры, космическую пыль.
Планеты земной группы
Планеты вокруг Солнца (рис. 1) вращаются по орбитам, которые представляют собой форму эллипса – вытянутой окружности (рис. 2).
Меркурий
Ближе всех к Солнцу – Меркурий (рис. 3). Эту планету назвали в честь древнеримского бога (рис. 4) – покровителя торговли и путников. Надев свои крылатые сандалии, Меркурий мчался на Олимп, принося вести его жителям. Точно также и Меркурий – самая быстрая планета, которая совершает полный оборот вокруг Солнца за 88 земных суток. Диаметр планеты равен 4880 км, а масса составляет всего лишь 6% массы Земли. По этим параметрам, а также по рельефу поверхности (на Меркурии есть кратеры и горы) планета похожа на Луну. Слово «кратер» в переводе с греческого означает "огромная чаша". Например, кратер Вивальди (рис. 5) достигает 200 км в диаметре. Сама планета практически лишена газовой оболочки – атмосферы. Спутников у нее тоже нет. А из-за того, что Меркурий очень близок к Солнцу, температура на планете достигает + 400 градусов.
Венера
Далее располагается Венера (рис. 6). Венера – одна из самых красивых планет в Солнечной системе. Если посмотреть на звездное небо, то она сияет ярче всех звезд, поэтому и названа в честь богини красоты и любви (рис. 7). По размеру Венера немного меньше нашей Земли, но имеет очень плотную атмосферу, которая на 96% состоит из углекислого газа (СО2)и на 4% из азота (N2). Такая атмосфера удерживает тепло, поэтому температура на планете поднимается до + 500 градусов. Давление атмосферы у поверхности Венеры в 100 раз превышает то давление, которое имеется у полюсов Земли. В основном поверхность представлена холмистыми равнинами (рис. 8), хотя есть и горные участки. Например, горы Максвелла (рис. 9) – 12 км высотой, которые образовались из потухшего вулкана. Спутников у Венеры нет.
Земля
Единственная уникальная планета – это Земля (рис. 10). Жизнь на ней представлена во всем разнообразии: от простейших микроорганизмов до непостижимости человека. Земля – третья планета от Солнца с диаметром 12742 км и атмосферой из азота (N2), кислорода (О2), углекислого газа (СО2), паров воды и инертных газов. В такой атмосфере появляются облака, веют ветры и перемещаются циклоны. Поверхность Земли на 70% покрыта водой (H2O).
Луна
У Земли есть спутник – Луна (рис. 11) на расстоянии в 400 000 км. Из-за того, что Луна – самое близкое космическое тело по отношению к Земле, ее удалось изучить наилучшим образом. На Луне разрежена атмосфера, а на поверхности есть материки – горные районы, которые выглядят более светлыми, и моря (рис. 12). Высота некоторых гор достигает 9 км. Моря выглядят более темными участками из-за того, что это – застывшая вулканическая лава. Также есть огромные кратеры, образовавшиеся в местах ударов метеоритов.
|
|
Марс
После Меркурия, Венеры и Земли располагается Марс (рис. 13), который по цвету напоминает огонь и кровь, поэтому его назвали в честь бога войны (рис. 14). По размерам планета в 2 раза меньше Земли и почти в 10 раз меньше ее по массе. На Марсе – тонкая разреженная атмосфера, представленная, в основном, углекислым газом. На поверхности – равнины и горы. Например, гора Олимп высотой 27 км в прошлом была вулканом, который потух. У полюсов планеты видны белые полярные шапки, которые состоят из смеси льда и углекислого газа. Еще одной из важных характеристик Марса является четкая смена времен года: во время лета полярные шапки уменьшаются, а зимой – становятся больше. Температура достигает – 70°, и только возле экватора может подниматься до 0°. У Марса есть 2 спутника.
В греческой мифологии сыновья Марса и Венеры, Фобос и Деймос, всегда сопровождали своего отца. Так и наши спутники всегда вертятся вокруг Марса. Фобос (рис. 15) означает страх. А Демос (рис. 16) – ужас.
Следующий урок будет посвящен изучению звезд.
Список рекомендованной литературы
1. Мельчаков Л.Ф., Скатник М.Н. Природоведение: учеб. для 3,5 кл. сред. шк. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 1992. – 240 с.: ил.
2. Бахчиева О.А., Ключникова Н.М., Пятунина С.К. и др. Природоведение 5. – М.: Учебная литература.
3. Еськов К.Ю. и др. Природоведение 5 / Под ред. Вахрушева А.А. – М.: Баласс.
Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет
1. Satsat.info (Источник).
2. Zaberaj.ru (Источник).
3. Physics.uni-altai.ru (Источник).
Рекомендованное домашнее задание
1. Мельчаков Л.Ф., Скатник М.Н. Природоведение: учеб. для 3,5 кл. сред. шк. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 1992. – с. 155, задания и вопросы. 2.
2. Расположите планеты по порядку, начиная с Меркурия.
3. Какие небесные тела названы в честь древних богов и почему?
4. *Придумайте новую систему, подобную Солнечной, и опишите то, как располагаются и как вращаются планеты, которые окружают небесную звезду. Дайте характеристику каждой планете.