География

Тема 6: Почва и почвенные ресурсы

Урок 3: Человек и почвы

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория
Заметили ошибку?


Тема: Почва и почвенные ресурсы

Урок: Человек и почвы


1. Введение


Цель урока: узнать, что такое почвенные ресурсы, мелиорация, как человек воздействует на почву.


2. Почвенные ресурсы


Почвенные ресурсы – часть земельного фонда, обладающая плодородием и пригодная для развития сельского хозяйства. На территории России около 13% земельных ресурсов являются почвенными ресурсами. Большая часть пахотных земель находится на юге Русской равнины и юге Западной Сибири. Именно на юге России находятся самые плодородные почвы.

Пашня

Рис. 1. Пашня (Источник)


3. Нарушение почв человеком


Эрозия – совокупность процессов разрушения почв. Эрозия бывает ветровая и водная.

Причины эрозии:

  1. Распашка земель
  2. Нерегулируемый выпас скота
  3. Сведение лесов

Водная эрозия почв

Рис. 2. Водная эрозия почв (Источник)

Кроме того негативно на почву влияет избыточное увлажнение в условиях засушливого климата, что может привести к засолению почв.

Засоление почв

Рис. 3. Засоление почв (Источник)

Негативно на почвы влияют чрезмерное использование ее ресурсов, использование химических удобрений, промышленные производства.

Поступление фосфатов в окружающую среду с удобрениями и сточными водами

Рис. 4. Поступление фосфатов в окружающую среду с удобрениями и сточными водами (Источник)

Загрязнение сельскохозяйственных земель Русской равнины пестицидами

Рис. 5. Загрязнение сельскохозяйственных земель Русской равнины пестицидами


4. Меры по охране почв и восстановлению почвенного плодородия


Мелиорация – совокупность мероприятий по улучшению свойств почв с целью повышения их плодородия.

Виды мелиорации:

  1. Гидротехническая
  2. Агролесомелиорация
  3. Культуротехническая
  4. Химическая

Для борьбы с эрозией эффективно создавать полезащитные лесные полосы, ступенчатые террасы, оросительные каналы; чередование возделываемых культур, глубокая вспашка.

Полезащитная лесополоса

Рис. 6. Полезащитная лесополоса (Источник)

Орошение земель

Рис. 7. Орошение земель (Источник)

Не следует забывать, что мелиоративные мероприятия должны применяться разумно. Например, чрезмерное внесение удобрений в почву может привести к ее химическому загрязнению и другим негативным последствиям.

 

Домашнее задание

Параграф 20, 21.

 

Список литературы

Основная

1. География России: Учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений/ Под ред. А.И. Алексеева: В 2 кн. Кн. 1: Природа и население. 8 кл.- 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 320 с.

2. География России. Природа. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ И.И. Баринова. – М.: Дрофа; Московские учебники, 2011. – 303 с.

3. География. 8 кл.: атлас. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, ДИК, 2013. – 48 с.

4. География. Россия. Природа и население. 8 кл.: атлас – 7-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2010 – 56 с.

 

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География. Современная иллюстрированная энциклопедия / А.П. Горкин - М.: Росмэн-Пресс, 2006. - 624 с.

 

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. Тематический контроль. География. Природа России. 8 класс: учебное пособие. – Москва: Интеллект-Центр, 2010. – 144 с.

2. Тесты по географии России: 8-9 классы: к учебники под ред. В.П. Дронова «География России. 8-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений»/ В.И. Евдокимов. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 109 с.

3. Готовимся к ГИА. География. 8 класс. Итоговое тестирование в формате экзамена./ авт.-сост. Т.В. Абрамова. – Ярославль: ООО «Академия развития», 2011. – 64 с.

4. Тесты. География. 6-10 кл.: Учебно-методическое пособие/ А.А. Летягин. – М.: ООО «Агентство «КРПА «Олимп»: «Астрель», «АСТ», 2001. – 284 с.

 

Материалы в сети Интернет

1.  Федеральный институт педагогических измерений (Источник).

2.  Русское географическое общество (Источник).

3.  География (Источник).

4.  Википедия (Источник).