География
Тема 8: Природно-хозяйственные зоны РоссииУрок 7: Засушливые территории России и горные области
- Видео
- Тренажер
- Теория
Тема: Природно-хозяйственные зоны России
Урок: Засушливые территории России и горные области
1. Введение
Цель урока: познакомиться с природой пустынь, полупустынь и горных областей России.
2. Засушливые территории
Полупустыни и пустыни находятся на юго-востоке европейской части России в пределах Прикаспийской низменности.
Полупустыни – это переходная зона от степи к пустыни, она представлена ландшафтами обеих природных зон. Обычно полупустынями становятся засушливые степи. К опустыниванию приложил руку и человек. Вследствие хозяйственного использования земель юга России и неумеренного скотоводства, многие территории превратились в пустыни и полупустыни.
Пустыни также присутствуют на территории России, но они не образуют сплошной природной зоны. В частности, на территории Калмыкии находятся самые большие пустыни Европы.
Климат полупустынь и пустынь резко континентальный, осадков выпадает мало, до 250 мм/год, а испаряемость превышает количество осадков в 4-7 раз, температура воздуха зимой на этих территориях может опускаться до -20 - -25 градусов, а летом поднимается до +40 - +42 градусов. Для этих природных зон характерно большое количество солнечных дней, засоленные почвы, теплые ветры.
Водоемов в полупустынях и пустынях очень мало, есть транзитные реки, соленые озера (например, Эльтон и Баскунчак), подземные воды залегают глубоко.
Почву в полупустынях и пустынях каштановые, сероземы и бурые. На этих почвах растут злаки, полынь, солянка, верблюжья колючка, саксаул и другие растения, которые приспособились к данному климату. Из животных в данных природных зонах представлены тушканчики, мыши, змеи, ящерицы, различные насекомые. Многие животные из-за высоких температур днем обитают в норах, впадают в спячку.
На территории пустынь и полупустынь человек разводит верблюдов, овец, коз, ближе к водоемам выращивает различные овощи, фрукты, бахчевые культуры. Кроме того, в прикаспийской низменности в пределах полупустынь и пустынь ведется добыча газа, нефти, соли, вблизи городов развиты различные отрасли промышленности.
3. Горные области
В горных территориях не действует закон широтной зональности, а действует закон высотной поясности. Высотная поясность - закономерная смена природных условий, природных зон и ландшафтов в горах.
Количество природных зон в горах зависит от двух причин: от высоты гор и их удаленности от экватора (географического положения). Чем выше горы и чем ближе они располагаются в экватору, тем больше в них будет природных зон. Таким образом, наибольшее количество природных зон характерно для Кавказа и Алтая, так как именно эти горы являются самыми высокими на территории России и расположены ближе к экватору (на юге России).
Смена природных условий и природных зон в горах происходит гораздо быстрее, чем на равнинах. Надо отметить, что на размещение природных зон в горных системах также влияет положение склона. Растительность и животный мир горных районов очень разнообразен вследствие большого количества природных зон и различных климатических, природных, геологических условий.
В горах имеются природные зоны, которых нет на равнинах, например, альпийские и субальпийские луга, а также нивальный пояс (ледники).
В горах холоднее, ниже атмосферное давление, меньше кислорода в воздухе, больше перепад высот, выше степень ультрафиолетового излучения и другие особенности. Все это оказало влияние на природу гор, заселение их территорий человеком и его хозяйственную деятельность.
В горах разводят скот, добывают полезные ископаемые, выращивают различные сельскохозяйственные культуры (например, ячмень, овес, чай, овощи), занимаются народными промыслами. В горы люди едут отдыхать, лечиться. В 2014 году Россия проводит XXII зимние Олимпийские игры в предгорьях и горных территориях Кавказа.
При этом не смотря на многие положительные черты жизни в горах, не надо забывать, что в горных территориях тяжелее жить, чем на равнинах, перемещаться, заниматься хозяйством, строительством. В горах бывают оползни, землетрясения, снежные лавины.
4. Съемка фильма «Белое солнце пустыни»
Знаменитый фильм «Белое солнце пустыни» снимали на побережье Каспийского моря в Дагестане на фоне пустыни и барханов.
5. Озеро Баскунчак
Озеро Баскунчак лежит на высоте -21 метр, соленость озера около 300 промилле, мощность солей достигает 10-18 метров. Соль озера используют в пищу, химической промышленность, на берегах озера есть лечебницы.
6. Баксанское ущелье
Баксанское ущелье ведет к подножью Эльбруса на Кавказе. В ущелье есть реки и минеральные источники.
Домашнее задание
Параграф 37, 38, 39.
1. Расскажите о природе полупустынь России.
Список литературы
Основная
1. География России: Учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений/ Под ред. А.И. Алексеева: В 2 кн. Кн. 1: Природа и население. 8 кл.- 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 320 с.
2. География России. Природа. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ И.И. Баринова. – М.: Дрофа; Московские учебники, 2011. – 303 с.
3 География. 8 кл.: атлас. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, ДИК, 2013. – 48 с.
4. География. Россия. Природа и население. 8 кл.: атлас – 7-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2010 – 56 с.
Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники
1. География. Современная иллюстрированная энциклопедия / А.П. Горкин - М.: Росмэн-Пресс, 2006. - 624 с.
Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ
1. Тематический контроль. География. Природа России. 8 класс: учебное пособие. – Москва: Интеллект-Центр, 2010. – 144 с.
2. Тесты по географии России: 8-9 классы: к учебники под ред. В.П. Дронова «География России. 8-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений»/ В.И. Евдокимов. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 109 с.
3. Готовимся к ГИА. География. 8 класс. Итоговое тестирование в формате экзамена./ авт.-сост. Т.В. Абрамова. – Ярославль: ООО «Академия развития», 2011. – 64 с.
4. Тесты. География. 6-10 кл.: Учебно-методическое пособие/ А.А. Летягин. – М.: ООО «Агентство «КРПА «Олимп»: «Астрель», «АСТ», 2001. – 284 с.
Материалы в сети Интернет
1. Федеральный институт педагогических измерений (Источник).
2. Русское географическое общество (Источник).
3. География (Источник).
4. Сочи 2014 (Источник).