Химия
Тема 6: Окислительно-восстановительные реакцииУрок 1: Окислительно-восстановительные реакции
- Видео
- Тренажер
- Теория
Понятие ОВР, определение окислителей и восстановителей
Реакции, протекающие с изменением степеней окисления атомов, входящих в состав реагирующих веществ, называются окислительно-восстановительными. Изменение степеней окисления происходит из-за перехода электронов от восстановителя к окислителю. Степень окисления – это формальный заряд атома, если считать, что все связи в соединении являются ионными.
Окислитель – это вещество, молекулы или ионы которого принимает электроны. Если элемент является окислителем, его степень окисления понижается.
О02 + 4е-→ 2О-2 (Окислитель, процесс восстановления)
Процесс приема веществами электронов называется восстановлением. Окислитель в ходе процесса восстанавливается.
Восстановитель – это вещество, молекулы или ионы которого отдают электроны. У восстановителя степень окисления повышается.
S0 - 4е- → S+4 (Восстановитель, процесс окисления)
Процесс отдачи электронов называется окислением. Восстановитель в ходе процесса окисляется.
Составление схемы электронного баланса
Пример № 1. Получение хлора в лаборатории
В лаборатории хлор получают из перманганата калия и концентрированной соляной кислоты. В колбу Вюрца помещают кристаллы перманганата калия. Закрывают колбу пробкой с капельной воронкой. В воронку наливается соляная кислота. Соляная кислота приливается из капельной воронки. Сразу же начинается энергичное выделение хлора. Через газоотводную трубку хлор постепенно заполняет цилиндр, вытесняя из него воздух (рис. 1).
Рис. 1
На примере этой реакции рассмотрим, как составлять электронный баланс.
1. Запишем схему этой реакции:
KMnO4 + HCI = KCI + MnCI2 + CI2 + H2O
2. Расставим степени окисления всех элементов в веществах, участвующих в реакции:
K+Mn+7O-24 + H+CI- = K+CI- + Mn+2CI-2 + CI02 + H+2O-2
Степени окисления поменяли марганец и хлор.
3. Составляем схему, отражающую процесс перехода электронов:
Mn+7 + 5е- = Mn+2 окислитель, процесс восстановление
2CI- - 2е- = CI02 восстановитель, процесс окисление
4. Уравняем число отданных и принятых электронов. Для этого находим наименьшее общее кратное для чисел 5 и 2. Это 10. В результате деления наименьшего общего кратного на число отданных и принятых электронов, находим коэффициенты перед окислителем и восстановителем.
Mn+7 + 5е- = Mn+2 2
2CI- - 2е- = CI02 5
5. Переносим коэффициенты в исходную схему и преобразуем уравнение реакции.
2KMnO4 + ?HCI = ?KCI + 2MnCI2 + 5CI2 +?H2O
Однако перед формулой соляной кислоты не поставлен коэффициент, так как не все хлоридные ионы участвовали в окислительно-восстановительном процессе. Метод электронного баланса позволяет уравнивать только ионы, участвующие в окислительно-восстановительном процессе. Поэтому нужно уравнять количество ионов, не участвующих в окислительно-восстановительной реакции. А именно катионов калия, водорода и хлоридных анионов. В результате получается следующее уравнение:
2KMnO4 + 16HCI = 2KCI + 2MnCI2 + 5CI2 + 8H2O
Пример № 2. Взаимодействие меди с концентрированной азотной кислотой (рис. 2).
В стакан с 10 мл кислоты поместили «медную» монету. Быстро началось выделение бурого газа (особенно эффектно выглядели бурые пузырьки в еще бесцветной жидкости). Все пространство над жидкостью стало бурым, из стакана валили бурые пары. Раствор окрасился в зеленый цвет. Реакция постоянно ускорялась. Примерно через полминуты раствор стал синим, а через две минуты реакция начала замедляться. Монета полностью не растворилась, но сильно потеряла в толщине (ее можно было изогнуть пальцами). Зеленая окраска раствора в начальной стадии реакции обусловлена продуктами восстановления азотной кислоты.
Рис. 2
1. Запишем схему этой реакции:
Cu + HNO3 = Cu(NO3)2 + NO2↑ + H2O
2. Расставим степени окисления всех элементов в веществах, участвующих в реакции:
Cu0 + H+N+5O-23 = Cu+2(N+5O-23)2 + N+4O-22↑ + H+2O-2
Степени окисления поменяли медь и азот.
3. Составляем схему, отражающую процесс перехода электронов:
N+5 + е- = N+4 окислитель, процесс восстановление
Cu0 - 2е- = Cu+2 восстановитель, процесс окисление
4. Уравняем число отданных и принятых электронов. Для этого находим наименьшее общее кратное для чисел 1 и 2. Это 2. В результате деления наименьшего общего кратного на число отданных и принятых электронов, находим коэффициенты перед окислителем и восстановителем.
N+5 + е- = N+4 2
Cu0 - 2е- = Cu+2 1
5. Переносим коэффициенты в исходную схему и преобразуем уравнение реакции.
Cu + ?HNO3 = Cu(NO3)2 + 2NO2↑ + 2H2O
Азотная кислота участвует не только в окислительно-восстановительной реакции, поэтому коэффициент сначала не пишется. В результате, окончательно получается следующее уравнение:
Cu + 4HNO3 = Cu(NO3)2 + 2NO2↑ + 2H2O
Классификация ОВР
Классификация окислительно-восстановительных реакций
1. Межмолекулярные окислительно-восстановительные реакции.
Это реакции, в которых окислителем и восстановителем являются разные вещества.
Н2S-2 + Cl02 → S0 + 2HCl-
2. Внутримолекулярные реакции, в которых окисляющиеся и останавливающиеся атомы находятся в молекулах одного и того же вещества, например:
2H+2O-2 → 2H02 + O02
3. Диспропорционирование (самоокисление-самовосстановление) – реакции, в которых один и тот же элемент выступает и как окислитель, и как восстановитель, например:
Cl02 + H2O → HCl+O + HCl-
4. Конпропорционирование (репропорционирование) – реакции, в которых из двух различных степеней окисления одного и того же элемента получается одна степень окисления.
5. N-3H4N+5O3 → N+2O + 2H2O
Основные окислители и восстановители
Важнейшие окислители и восстановители.
Основные окислители и восстановители приведены в таблице 1.
Восстановители |
Окислители |
1. Простые вещества – металлы |
1. Простые вещества – неметаллы: галогены, кислород, озон |
2. Простые вещества – неметаллы (С, Н2, Si) |
2. Оксиды металлов в высоких степенях окисления CrO3, Mn2O7, MnO2, PbO2 |
3. Пероксид водорода Н2О2 |
3. Пероксид водорода Н2О2 |
4. Оксиды неметаллов (NO, SO2, CO и др.) |
4. Кислородсодержащие кислоты и их соли: азотная, серная, марганцевая и др. |
5. Кислородсодержащие кислоты: сернистая, азотистая, фосфористая и их соли |
5. Соли кислот хрома: хроматы, дихроматы, кислородные кислоты хлора: хлорноватистая HClO, хлорноватая HClO3, хлорная HClO4 и их соли. |
6. Бескислородные кислоты: сероводородная, хлороводородная и др. и их соли |
6. Соли некоторых металлов в высоких степенях окисления: AgNO3, CuSO4 и др. |
7. Соли, в которых металлы находятся не в высших степенях окисления: SnCl2, FeSO4, Cr2(SO4)3, MnSO4 и др. |
|
8. Аммиак NH3 |
Табл. 1. Основные окислители и восстановители
Факторы, влияющие на продукты окисления
Факторы, влияющие на конечные продукты реакции
При протекании окислительно-восстановительных реакций, конечные продукты зависят от многих факторов.
- Состав реагирующих веществ
- Температура
- Концентрация
- Кислотность среды
Рассмотрим это в случае реакции с перманганатом калия. Продукты его восстановления зависят от кислотности среды, что можно изобразить схемой:
Например, при взаимодействии перманганата калия с нитритом калия в кислой среде
Красно-фиолетовая окраска раствора переходит в бесцветную окраску.
В нейтральной среде образуется MnO2 и окраска меняется с красно-фиолетовой на коричневую.
В щелочной среде при восстановлении перманганата калия образуется манганат калия K2MnO4, который окрашен в зеленый цвет.
Окислительно-восстановительные процессы происходят в живых организмах, они широко распространены в природе: деятельность вулканов, грозовые разряды и др. многие технологические процессы основаны на окислении и восстановлении. Это и получение металлов, горение, синтез оксидов серы и азота при производстве кислот, получение аммиака.
Подведение итога урока
В ходе урока была изучена тема «Окислительно-восстановительные реакции». Вы узнали определение данных реакций, их отличия от реакций других типов. Вспомнили, что такое степень окисления, окислитель и восстановитель. Учились составлять схемы электронного баланса для окислительно-восстановительных реакций, познакомились с классификацией окислительно-восстановительных реакций.
Список литературы
- Рудзитис Г. Е. Химия. Основы общей химии. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. – 14-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
- Попель П. П. Химия: 8 кл.: учебник для общеобразовательных учебных заведений / П. П. Попель, Л. С. Кривля. – К.: ИЦ «Академия», 2008. – 240 с.: ил.
- Габриелян О. С. Химия. 11 класс. Базовый уровень. 2-е изд., стер. – М.: Дрофа, 2007. – 220 с.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- Интернет-портал «internerurok.ru» (Источник)
- Интернет-портал «hemi.nsu.ru» (Источник)
- Интернет-портал «chemport.ru» (Источник)
- Интернет-портал «Химик» (Источник)
Домашнее задание
- №№ 1-3 (с. 162) Габриелян О. С. Химия. 11 класс. Базовый уровень. 2-е изд., стер. – М.: Дрофа, 2007. – 220 с.
- Почему аммиак проявляет только восстановительные свойства, а азотная кислота – только окислительные?
- Расставьте коэффициенты в уравнении реакции получения азотной кислоты, используя метод электронного баланса: ?NO2 + ?H2O + O2 = ?HNO3