Химия

Тема 7: Основные классы соединений, их свойства и типичные реакции

Урок 1: Классификация и номенклатура неорганических веществ

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория
Заметили ошибку?

Простые и сложные вещества

 

Неорганические вещества по составу принято делить на две группы: немногочисленную группу простых веществ (их насчитывается около 400) и очень многочисленную группу сложных веществ. Простые вещества состоят из одного химического элемента, а сложные – из нескольких.

 

 

Классификация простых веществ

 

 

Все простые вещества можно разделить на металлы и неметаллы, поскольку их свойства существенно отличаются. Металлы обладают металлическим блеском, высокой тепло- и электропроводностью, пластичны, проявляют восстановительные свойства. Неметаллы обладают очень разными физическими и химическими свойствами, но, как правило, в твердом состоянии хрупкие, плохо проводят электрический ток и тепло.

 

Граница между металлами и неметаллами условна. Существуют вещества, обладающие свойствами как металлов, так и неметаллов. Например, серый мышьяк имеет металлический блеск и электрическую проводимость (рис. 1), а другая аллотропная модификация – желтый мышьяк – имеет чисто неметаллические свойства.

Серый мышьяк

Рис. 1. Серый мышьяк

 

Классы сложных веществ

 

 

Сложные вещества обычно делят на классы: оксиды, кислоты, основания, амфотерные гидроксиды и соли (рис. 2). Данная классификация несовершенна, т. к. в ней нет места для аммиака, соединений металлов с фосфором, азотом, углеродом и т. д.

 

Классификация неорганических веществ

Рис. 2. Классификация неорганических веществ

Оксиды могут быть солеобразующими и несолеобразующими. Солеобразующим оксидам соответствуют гидроксиды и соли с элементом в той же степени окисления, что и в оксиде. Несолеобразующие оксиды не имеют соответствующих гидроксидов и солей. Таких оксидов немного: N2O, NO, SiO, CO.

Солеобразующие оксиды в зависимости от кислотно-основного характера делятся на кислотные, амфотерные и основные.

Основные оксиды образованы металлами с небольшими степенями окисления +1, +2. Амфотерные оксиды образованы переходными металлами со степенями окисления +3, +4, а также Be, Zn, Sn, Pb. Кислотные оксиды образованы неметаллами, а также металлами со степенью окисления больше, чем +4 (рис. 3).

Классификация оксидов

Рис. 3. Классификация оксидов

Кислоты – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода, способных замещаться на металлы, и кислотных остатков. Кислоты можно разделить на группы по содержанию кислорода: кислородосодержащие (например, HNO3, H2SO4, H3PO4) и бескислородные (HI, H2S) (рис. 4).

Классификация кислот

Рис. 4. Классификация кислот

Основания – это сложные вещества, состоящие из катионов металла и одного или нескольких гидроксид-анионов. В основу классификации оснований могут быть положены разные признаки. Например, их отношение к воде. По данному признаку основания делят на растворимые в воде (щелочи) и нерастворимые в воде (рис. 5).

Классификация оснований

Рис. 5. Классификация оснований

Амфотерные гидроксиды – это сложные вещества, которые имеют свойства и кислот, и оснований, и потому их формулы можно записывать в разных формах:

Zn(OH)2 = H2ZnO2
форма основания   форма кислоты

Существует несколько видов солей (рис. 6).

Виды солей

Рис. 6. Виды солей

Средние соли состоят из катионов металла (или аммония) и анионов кислотных остатков. Кислые соли, кроме катионов металла, содержат катионы водорода и анион кислотного остатка. Основные соли в своем составе содержат гидроксид-анионы.

Если соль образована двумя видами катионов металлов и одним анионом, то ее называют двойной. Например, сульфат алюминия-калия KAl(SO4)2.

Соли с двумя разными анионами и одним катионом называют смешанными. Например, Са(OCl)Cl – хлорид-гипохлорит кальция.

В комплексных солях содержится сложный ион, который принято заключать в квадратные скобки.

 

Список литературы

  1. Кузнецова Н. Е., Литвинова Т. Н., Лёвкин А. Н. Химия: 11 класс: учебник для учащихся общеобраз. учрежд. (профильный уровень): в 2-х ч. Ч.2. – М.: Вентана-Граф, 2008 (§55).
  2. Радецкий А. М. Химия. Дидактический материал. 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2011.
  3. Хомченко И. Д. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. – М.: РИА «Новая волна»: Издатель Умеренков, 2008 (с. 27–30).
  4. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия / Глав. ред. В. А. Володин, вед. науч. ред. И. Леенсон. – М.: Аванта+, 2003 (с. 156–159).

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Интернет-портал «chemnet» (Источник)
  2. Школьный Cектор Ассоциации RELARN (Источник)
  3. Интернет-портал «km.ru» (Источник)

 

Домашнее задание

  1. с. 27–29 №№ 5.1, 5.15, 5.25 из Сборника задач и упражнений по химии для средней школы (Хомченко И. Д. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. – М.: РИА «Новая волна»: Издатель Умеренков, 2008).
  2. Распределите вещества по соответствующим столбцам:

CuSO4, KOH, NaCl, NaHCO3, SO2, Mg(OH)2, CaO, SiO2, Ba(OH)2, H2S, H2SO4, KHSO4, CuOHNO3, ZnO, HNO3, Na2HPO4

ОКСИДЫ КИСЛОТЫ ОСНОВАНИЯ СОЛИ
основные кислотные амфотерные

кислородо-содержащие

бескислородные щелочи нераств. в воде кислые средние основные
                   

 

Видеоурок: Классификация и номенклатура неорганических веществ по предмету Химия за 11 класс.