Химия
Тема 8: Основные металлы и неметаллыУрок 7: ЕГЭ. Неметаллы
- Теория
Задания с выбором ответов А1-А13
I. Выбор одного правильного варианта из 4 предложенных
|
Вопрос |
Комментарий |
|
А1. Какая формула соответствует электронной конфигурации внешнего электронного уровня селена?
|
Селен находится в VI–A группе, значит, на последнем слое 6 электронов. В 4-ом периоде, значит, 4 электронных уровня.
Правильный ответ: 2 |
|
А2. У какого элемента ярче выражены неметаллические свойства:
|
Все элементы VI-A группы, а в рамках группы неметаллические свойства усиливаются снизу вверх.
Правильный ответ: 4 |
|
А3. В каком соединении сера проявляет степень окисления +6?
|
Определяем степень окисления серы в каждом веществе, зная, что О-2, а Н+1. Сумма всех степеней окисления в молекуле должна быть равна 0.
Правильный ответ: 3 |
|
А4. Какой из перечисленных металлов не реагирует с концентрированной серной кислотой?
|
Концентрированная серная кислота реагирует и с теми металлами, которые находятся в электрохимическом ряду напряжений правее водорода. Но она не реагирует с некоторыми металлами из-за пассивации. Среди этих металлов и железо. Правильный ответ: 4 |
|
А5. В какой из приведенных пар оба вещества реагируют с разбавленной серной кислотой?
|
Разбавленная серная кислота взаимодействует с основными оксидами, основаниями, металлами, находящимися в ряду напряжений до водорода и с солями, если получается осадок или газ.
Правильный ответ: 4 |
|
А6. В качестве реагента на
|
Качественной реакцией на серную кислоту и её соли, т.е на ион
Правильный ответ: 1 |
|
А7. Степень окисления азота может быть:
|
Азот может проявлять степени окисления от -3 до +5. В указанном интервале подходит только вариант 1.
Правильный ответ: 1 |
|
А8. Сравните устойчивость водородных соединений азота и фосфора:
|
Водородные соединения азота NH3 – аммиак, и фосфора PH3 – фосфин. PH3 фосфин самовоспламеняется на воздухе.
Правильный ответ: 1 |
|
А9. В каком соединении азот проявляет степень окисления +4?
|
Определяем степень окисления азота в каждом веществе, зная, что О-2, а Na+1. Сумма всех степеней окисления в молекуле должна быть равна 0.
Правильный ответ: 4 |
|
А10. Какую кристаллическую решетку имеет твердый аммиак?
|
Аммиак состоит из молекул.
Правильный ответ: 2 |
|
А11. Каким способом получают аммиак в лаборатории?
|
При промышленном производстве аммиака из водорода и азота требуются высокие температура и давление, и катализатор. 2NH4NO3 + Сa(OH)2
Правильный ответ: 4 |
|
А12. С какими веществами аммиак вступает в реации соединения:
|
По определению реакции соединения, аммиак вступает в реакции соединения с кислотами, образуются соли аммония.
Правильный ответ: 1 |
|
А13. Как различить растворы солей хлорида аммония и хлорида натрия?
|
Характерным запахом обладает аммиак, а не соли аммония. Они запаха не имеют. 2NH4Cl + Сa(OH)2 Аммиак определяется по запаху.
Правильный ответ: 4 |
Задания с кратким ответом и на соответствие В1-В10
В1. Укажите число возможных реакций, протекающих с образованием водорода, которые можно провести между следующими веществами:
- Раствор серной кислоты
- Магний
- Ртуть
- Азотная кислота
- Оксид магния
Комментарий
Для решения задач о возможности взаимодействия вещества с несколькими веществами удобно делать таблицу:
|
|
H2SO4 |
Mg |
Hg |
HNO3 |
MgO |
|
H2SO4 |
- |
MgSO4 + H2↑ |
Х |
Х |
MgSO4 + H2O |
|
Mg |
MgSO4 + H2↑ |
- |
Х |
Водород не выделяется |
Х |
|
Hg |
Х |
Х |
- |
Водород не выделяется |
Х |
|
HNO3 |
Х |
Водород не выделяется |
Водород не выделяется |
- |
Mg(NO3)2 + H2O |
|
MgO |
MgSO4 + H2O |
Х |
Х |
Mg(NO3)2 + H2O |
- |
Вещество не реагирует само с собой, поэтому по диагонали ставим прочерки.
Металлы и оксид магния не будут взаимодействовать между собой с образованием водорода. Обе кислоты будут взаимодействовать с основным оксидом MgO, но будет образовываться соль и вода. Азотная кислота любой концентрации является окислителем не за счет H+, а за счет N+5, поэтому при взаимодействии с металлами водород не выделится. Разбавленная серная кислота с Hg не взаимодействует, так как Hg стоит в ряду активности металлов после водорода, а с Mg выделяется водород.
Правильный ответ: одна реакция.
|
В2. Закончите реакцию взаимодействия между медью и концентрированной азотной кислотой. Коэффициент перед формулой азотной кислоты равен:
|
Cu + 4HNO3 = Cu(NO3)2 + 2NO2↑ + 2H2O
N+5 + е- = N+4 2 Cu0 - 2е- = Cu+2 1 Правильный ответ: 2 |
||||||||||||||
|
В3. Какое вещество образуется в результате цепочки превращений: Р В ответ надо записать название вещества. |
4P + 5O2 = 2P2O5 P2O5 + 3H2O = 2H3PO4 2NH3 + H3РO4 = (NH4)2НРO4 (гидроортофосфат аммония) Правильный ответ: гидроортофосфат аммония |
||||||||||||||
|
В4. При взаимодействии 6 л азота и 12 л водорода (н.у.) выделилось 2 л аммиака. Найдите выход аммиака от теоретически возможного. |
Объёмы газов относятся как небольшие целые числа. N2 + 3H2 ⇆ 2NH3 Водород находится в недостатке, вести расчёты будем относительно водорода. С 12л Н2 должно было образоваться 8л NH3. Находим теоретический выход Правильный ответ: 25 % |
||||||||||||||
|
В5. Какое вещество образуется в результате следующих превращений: NH3 |
4NH3 + 5O2 2NO + О2 ⇄ 2NO2 4NO2 + 2H2O + О2 ⇄ 4HNO3 NH3 + HNO3 = NH4NO3 Правильный ответ: нитрат аммония |
||||||||||||||
|
В6. На сгорание 1 м3 газа расходуется 3 м3 кислорода. При этом образуется 2 м3 водяных паров и 2 м3 углекислого газа. Укажите молярную массу исходного газа. |
Из уравнения реакции видно, что весь кислород, содержащийся в воде и углекислом газе, берется из молекулярного кислорода, использующегося для окисления. Соответственно, других элементов, кроме углерода и водорода, в исходном газе нет. Значит, это углеводород. х = 2; у = 4, это этилен С2Н4. М(С2Н4) = 28 г/моль.
Правильный ответ: 28 г/моль
|
||||||||||||||
|
В7. Для внесения 14 г азота на 1 м2 почвы использовали нитрат аммония. Укажите массу нитрата аммония, необходимого для внесения на 1 м2 почвы. |
NH4NO3 в х г содержится 14 г азота в 80 г содержится 28 г азота. Решаем пропорцию х = Для внесения 14 г азота на 1 м2 почвы нужно внести 40 г нитрата аммония.
Правильный ответ: 40г NH4NO3
|
||||||||||||||
|
В8. Смесь меди и оксида меди (II) массой 38,4 г растворили в концентрированной серной кислоте. При этом выделился оксид серы (IV) объёмом 6,72 л (н.у.). Определите массовую долю оксида меди в смеси (в %). |
Cu + 2H2SO4 = CuSO4 + SO2↑ + 2H2O CuО + H2SO4 = CuSO4 + H2O
Правильный ответ:
|
||||||||||||||
|
В9. Укажите номер периода, некоторые элементы которого образуют вещества с водородными связями. |
Водородные связи могут образовываться только в водородных соединениях наиболее электроотрицательных элементов: N, O, F и других галогенов. N, O, F находятся во втором периоде. Правильный ответ: период № 2
|
||||||||||||||
|
В10. Над разогретым порошком (Х1) пропустили водород. Полученное вещество красного цвета (Х2) растворили в концентрированной серной кислоте. Полученный раствор вещества голубого цвета (Х3) нейтрализовали раствором щелочи KOH, выпал голубой осадок (Х4), который при нагревании превратился в черный порошок (Х1). Укажите молярную массу исходного и полученного вещества. |
Сульфат металла голубого цвета – это СuSO4(X3). Значит, все вещества – это соединения меди. CuSO4 + 2KOH = Cu(OH)2↓ + K2SO4 Cu(OH)2↓ CuO +H2 М(CuO) = 80 г/моль
Правильный ответ: М(CuO) = 80 г/моль
|
Задания с развернутым ответом С1-С2
| Вопрос | Комментарий |
|
С1. Напишите уравнения реакций, которые нужно провести для осуществления следующих превращений:
Ca(OCl)2 |
2NaBr + Cl2 → 2NaCl + Br2 NaCl + 2H2O = 2NaOH + H2↑ + Cl2↑ 3Cl2 + 6KOH(горяч., конц.) → 5KCl + KClO3 + 3H2O 2KClO3 2Ca(OH)2 + 2Cl2 → Ca(OCl)2 + CaCl2 + 2H2O |
| С2. Массовая доля азота в удобрении составляет 14 %. Весь азот входит в удобрение в составе мочевины СO(NH2)2. Вычислите массовую долю мочевины в этом удобрении. |
Пусть было 100 г удобрения. Составляем пропорцию. В 1 моль мочевины (60 г) содержится 28 г азота В х г мочевины должно содержаться 14 г азота. Решаем пропорцию. х = 30 г. Отсюда следует
Правильный ответ: 30 % |
Подведение итога урока
На этом уроке вы смогли проверить свои знания по теме «ЕГЭ. Неметаллы». Вы систематизировали и закрепили знания по расширенной теме «Неметаллы», рассмотрев определенные вопросы и разобрав решения задач, которые возможны на Едином государственном экзамене.
Список литературы
- Рудзитис Г. Е. Химия. Основы общей химии. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. – 14-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
- Попель П. П. Химия: 8 кл.: учебник для общеобразовательных учебных заведений / П. П. Попель, Л. С. Кривля. – К.: ИЦ «Академия», 2008. – 240 с.: ил.
- Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Химия / Каверина А. А., Добротин Д. Ю., Медведев Ю. Н., Корощенко А. С. – М.: Интеллект- Центр, 2011.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- Интернет-портал «internerurok.ru» (Источник)
- Официальный информационный портал Единого Государственного Экзамена (Источник)
- Интернет-портал «chemport.ru» (Источник)
- Интернет-портал «Химик.ру» (Источник)
Домашнее задание
- №№ 1, 2 (с. 7), № 8 (с. 41) Рудзитис Г. Е. Химия. Основы общей химии. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. – 14-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
- Какие степени окисления может проявлять атом азота?
- Приведите примеры использования азотных и фосфорных удобрений при уходе за комнатными растениями.

…
…
…