Химия

Тема 8: Основные металлы и неметаллы

Урок 7: ЕГЭ. Неметаллы

  • Теория
Заметили ошибку?

Задания с выбором ответов А1-А13

 

I.  Выбор одного правильного варианта из 4 предложенных 

 

Вопрос

Комментарий

А1. Какая формула соответствует электронной конфигурации внешнего электронного уровня селена?

  1. …3s23p4
  2. …4s24p4
  3. …3s23p6
  4. …4s24p6

Селен находится в VI–A группе, значит, на последнем слое 6 электронов. В 4-ом периоде, значит, 4 электронных уровня.

 

 

 

Правильный ответ: 2

А2. У какого элемента ярче выражены неметаллические свойства:

  1. теллур
  2. сера
  3. селен
  4. кислород

Все элементы VI-A группы, а в рамках группы неметаллические свойства усиливаются снизу вверх.

 

 

Правильный ответ: 4

А3. В каком соединении сера проявляет степень окисления +6?

  1. SO2
  2. H2SO3
  3. H2SO4
  4. Al2S3

Определяем степень окисления серы в каждом веществе, зная, что О-2, а Н+1. Сумма всех степеней окисления в молекуле должна быть равна 0.

 

Правильный ответ: 3

А4. Какой из перечисленных металлов не реагирует с концентрированной серной кислотой?

  1. Медь
  2. Цинк
  3. Кальций
  4. Железо

Концентрированная серная кислота реагирует и с теми металлами, которые находятся в электрохимическом ряду напряжений правее водорода. Но она не реагирует с некоторыми металлами из-за пассивации. Среди этих металлов и железо.

Правильный ответ: 4

А5. В какой из приведенных пар оба вещества реагируют с разбавленной серной кислотой?

  1. сера и оксид серы (IV)
  2. медь и гидроксид меди (II)
  3. оксид меди (II) и хлорид меди (II)
  4. оксид меди (II) и гидроксид бария

Разбавленная серная кислота взаимодействует с основными оксидами, основаниями, металлами, находящимися в ряду напряжений до водорода и с солями, если получается осадок или газ.

 

Правильный ответ: 4

А6. В качестве реагента на можно использовать раствор, содержащий ионы:

  1. Ba2+
  2. H+
  3. Cu2+
  4. Fe2+

Качественной реакцией на серную кислоту и её соли, т.е на ион является реакция с растворимыми солями бария.

 

 

 

Правильный ответ: 1

А7. Степень окисления азота может быть:

  1. +1
  2. -4
  3. +6
  4. +7

Азот может проявлять степени окисления  от -3 до +5. В указанном интервале подходит только вариант 1.

 

 

Правильный ответ: 1

А8. Сравните устойчивость водородных соединений азота и фосфора:

  1. водородное соединение азота более устойчиво
  2. водородное соединение азота менее устойчиво
  3. оба соединения  неустойчивы
  4. оба соединения одинаково устойчивы

Водородные соединения азота NH3 – аммиак, и фосфора PH3 – фосфин.

PH3 фосфин самовоспламеняется на воздухе.

 

 

 

 

Правильный ответ: 1

А9. В каком соединении азот проявляет степень окисления +4?

  1. N2O
  2. NaNO2
  3. NaNO3
  4. NO2

Определяем степень окисления азота в каждом веществе, зная, что О-2, а Na+1. Сумма всех степеней окисления в молекуле должна быть равна 0.

 

 

Правильный ответ: 4

А10. Какую кристаллическую решетку имеет твердый аммиак?

  1. атомную
  2. молекулярную
  3. ионную
  4. металлическую

Аммиак состоит из молекул.

 

 

 

 

Правильный ответ: 2

А11. Каким способом получают аммиак в лаборатории?

  1. соединением азота с водородом
  2. разложением солей аммония
  3. восстановление оксидов азота водородом
  4. взаимодействием солей аммония с гидроксидом кальция

При промышленном производстве аммиака из водорода и азота требуются высокие температура и давление, и катализатор.

2NH4NO3 + Сa(OH) 2NH3↑ + 2H2O + Сa(NO3)2

 

 

Правильный ответ: 4

А12. С какими веществами аммиак вступает в реации соединения:

  1. кислоты
  2. кислород
  3. щелочи
  4. соли

По определению реакции соединения, аммиак вступает в реакции соединения с кислотами, образуются соли аммония.

 

 

Правильный ответ: 1

А13. Как различить растворы солей хлорида аммония и хлорида натрия?

  1. по запаху
  2. по действию нитрата серебра
  3. по действию кислоты при нагревании
  4. по действию щелочи при нагревании

Характерным запахом обладает аммиак, а не соли аммония. Они запаха не имеют.

2NH4Cl + Сa(OH) 2NH3↑ + 2H2O + СaCl2

Аммиак определяется по запаху.

 

Правильный ответ: 4

 

Задания с кратким ответом и на соответствие В1-В10

 

 

В1. Укажите число возможных реакций, протекающих с образованием водорода, которые можно провести между следующими веществами:

 

  1. Раствор серной кислоты
  2. Магний
  3. Ртуть
  4. Азотная кислота
  5. Оксид магния

Комментарий

Для решения задач о возможности взаимодействия вещества с несколькими веществами удобно делать таблицу:

 

H2SO4

Mg

Hg

HNO3

MgO

H2SO4

-

MgSO+ H2

Х

Х

MgSO+ H2O

Mg

MgSO+ H2

-

Х

Водород не выделяется

Х

Hg

Х

Х

-

Водород не выделяется

Х

HNO3

Х

Водород не выделяется

Водород не выделяется

-

Mg(NO3)+ H2O

MgO

MgSO+ H2O

Х

Х

Mg(NO3)+ H2O

-

Вещество не реагирует само с собой, поэтому по диагонали ставим прочерки.

Металлы и оксид магния не будут взаимодействовать между собой с образованием водорода. Обе кислоты будут взаимодействовать с основным оксидом MgO, но будет образовываться соль и вода. Азотная кислота любой концентрации является окислителем не за счет H+, а за счет N+5, поэтому при взаимодействии с металлами водород не выделится. Разбавленная серная кислота с Hg не взаимодействует, так как Hg стоит в ряду активности металлов после водорода, а с Mg выделяется водород.

Правильный ответ: одна реакция. 

В2. Закончите реакцию взаимодействия между медью и концентрированной азотной кислотой. Коэффициент перед формулой азотной кислоты равен:

  1. 2
  2. 4
  3. 6
  4. 8

Cu + 4HNO3 = Cu(NO3)2 + 2NO2↑ + 2H2O

N+5 + е- = N+4            2

Cu0 - 2е- = Cu+2         1

Правильный ответ: 2

 В3. Какое вещество образуется в результате цепочки превращений:

Р        …  ?

В ответ надо записать название вещества.

4P + 5O2 = 2P2O5

P2O5 + 3H2O = 2H3PO4

2NH3 + H3РO4 = (NH4)2НРO4 (гидроортофосфат аммония)

Правильный ответ: гидроортофосфат аммония

В4. При взаимодействии 6 л азота и 12 л водорода (н.у.) выделилось 2 л аммиака. Найдите выход аммиака от теоретически возможного.

Объёмы газов относятся как небольшие целые числа.

N+ 3H⇆ 2NH3

Водород находится в недостатке, вести расчёты будем относительно водорода. С 12л Н2 должно было образоваться 8л NH3.

Находим теоретический выход

Правильный ответ: 25 %

В5. Какое вещество образуется в результате следующих превращений:

NH3 …  …?

4NH+ 5ONO + 6H2O

2NO + О2 ⇄ 2NO2

4NO+ 2H2O + О2 ⇄ 4HNO3

NH+ HNO3 = NH4NO3

Правильный ответ: нитрат аммония

В6. На сгорание 1 мгаза расходуется 3 м3 кислорода. При этом образуется 2 мводяных паров и 2 м3 углекислого газа. Укажите молярную массу исходного газа.

СхНу + 2 2СО2 + 2О
3   3   3   2 м3

Из уравнения реакции видно, что весь кислород, содержащийся в воде и углекислом газе, берется из молекулярного кислорода, использующегося для окисления.

Соответственно, других элементов, кроме углерода и водорода, в исходном газе нет. Значит, это углеводород.

х = 2; у = 4, это этилен С2Н4.

М(С2Н4) = 28 г/моль.

 

Правильный ответ: 28 г/моль

 

В7. Для внесения 14 г азота на 1 м2 почвы использовали нитрат аммония. Укажите массу нитрата аммония, необходимого для внесения на 1 м2 почвы.

NH4NO3

в х г содержится 14 г азота

в 80 г содержится 28 г азота.

Решаем пропорцию х = ;  х = 40 (г).

Для внесения 14 г азота на 1 м2 почвы нужно внести 40 г нитрата аммония.

 

Правильный ответ: 40г NH4NO3

 

В8. Смесь меди и оксида меди (II) массой 38,4 г растворили в концентрированной серной кислоте. При этом выделился оксид серы (IV) объёмом 6,72 л (н.у.). Определите массовую долю оксида меди в смеси (в %).

Cu + 2H2SO4 = CuSO4 + SO2↑ + 2H2O

CuО + H2SO4 = CuSO4 + H2O

 50 %

Правильный ответ:  50 %

 

В9. Укажите номер периода, некоторые элементы которого образуют вещества с водородными связями.

Водородные связи могут образовываться только в водородных соединениях наиболее электроотрицательных элементов: N, O, F и других галогенов. N, O, F находятся во втором периоде.

Правильный ответ: период № 2

 

В10. Над разогретым порошком (Х1) пропустили водород. Полученное вещество красного цвета (Х2) растворили в концентрированной серной кислоте. Полученный раствор вещества голубого цвета (Х3) нейтрализовали раствором щелочи KOH, выпал голубой осадок (Х4), который при нагревании превратился в черный порошок (Х1). Укажите молярную массу исходного и полученного вещества.

Сульфат металла голубого цвета – это СuSO4(X3). Значит, все вещества – это соединения меди.

CuSO4 + 2KOH = Cu(OH)2↓ + K2SO4

Cu(OH)2↓  CuO + H2O

CuO +H Cu + H2O, отсюда следует, что исходное вещество – это CuO.

М(CuO) = 80 г/моль

 

Правильный ответ: М(CuO) = 80 г/моль

 

 

Задания с развернутым ответом С1-С2

 

 

Вопрос Комментарий

С1. Напишите уравнения реакций, которые нужно провести для осуществления следующих превращений:

NaBr → NaCl → ClKClO→ KCl

                             Ca(OCl)2

2NaBr + Cl2 → 2NaCl + Br2

NaCl + 2H2O  = 2NaOH + H2↑ + Cl2

3Cl2 + 6KOH(горяч., конц.) → 5KCl + KClO3 + 3H2O

2KClO 2KCl + 3O2

2Ca(OH)2 + 2Cl2 → Ca(OCl)2 + CaCl2 + 2H2O

С2. Массовая доля азота в удобрении составляет 14 %. Весь азот входит в удобрение в составе мочевины СO(NH2)2. Вычислите массовую долю мочевины в этом удобрении. 

Пусть было 100 г удобрения. Составляем пропорцию.

В 1 моль мочевины (60 г) содержится 28 г азота

В х г мочевины должно содержаться 14 г азота.

Решаем пропорцию. х = 30 г.

Отсюда следует

Правильный ответ: 30 % 

 

Подведение итога урока

 

На этом уроке вы смогли проверить свои знания по теме «ЕГЭ. Неметаллы». Вы систематизировали и закрепили знания по расширенной теме «Неметаллы», рассмотрев определенные вопросы и разобрав решения задач, которые возможны на Едином государственном экзамене.

 

Список литературы

  1. Рудзитис Г. Е. Химия. Основы общей химии. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. – 14-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
  2. Попель П. П. Химия: 8 кл.: учебник для общеобразовательных учебных заведений / П. П. Попель, Л. С. Кривля. – К.: ИЦ «Академия», 2008. – 240 с.: ил.
  3. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Химия / Каверина А. А., Добротин Д. Ю., Медведев Ю. Н., Корощенко А. С. – М.: Интеллект- Центр, 2011.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Интернет-портал «internerurok.ru» (Источник)
  2. Официальный информационный портал Единого Государственного Экзамена (Источник)
  3. Интернет-портал «chemport.ru» (Источник)
  4. Интернет-портал «Химик.ру» (Источник)

 

Домашнее задание

  1. №№ 1, 2 (с. 7), № 8 (с. 41) Рудзитис Г. Е. Химия. Основы общей химии. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. – 14-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
  2. Какие степени окисления может проявлять атом азота?
  3. Приведите примеры использования азотных и фосфорных удобрений при уходе за комнатными растениями.

 

Видеоурок: ЕГЭ. Неметаллы по предмету Химия за 11 класс.