Химия

Тема 5: Обобщение пройденного материала

Урок 5: Состав и общие свойства оснований

  • Теория
Заметили ошибку?

Общая формула и названия оснований

 

Основания – это сложные вещества, в состав которых входят атомы металлов и гидроксильные группы – ОН. Валентность гидроксильной группы равна единице. Поэтому общую формулу оснований можно записать так: Ме(ОН)n, где n – число, равное валентности металла.

 

Названия оснований состоят из двух слов: первое слово в названии – «гидроксид», а второе – название металла. Если валентность металла переменная, то она указывается в скобках в конце названия. Например:

NaOH – гидроксид натрия

Cu(OH)2 – гидроксид меди(II)

У некоторых оснований есть исторически сложившиеся названия. Например, гидроксид натрия получил название едкий натр или каустическая сода, гидроксид калия – едкое кали, гидроксид кальция – гашеная известь (пушонка). Эти названия веществ часто встречаются в технической литературе.

 

Классификация оснований

 

 

По растворимости основания делят на растворимые в воде (или щелочи) и нерастворимые в воде основания. К щелочам относятся гидроксиды натрия, калия, лития, бария. Гидроксид кальция, несмотря на то, что является малорастворимым в воде, относится к щелочам. Это связано с его едкостью. К нерастворимым основаниям относятся, например, гидроксиды алюминия, меди, двух- и трехвалентного железа (рис. 1).

 

Рис. 1. Классификация оснований

 

Свойства оснований

 

 

По своим физическим свойствам щелочи очень схожи: все они твердые, белые вещества. Правда, на воздухе гидроксиды натрия и калия поглощают пары воды и как бы расплываются. Это свойство называется гигроскопичностью. Нерастворимые в воде основания тоже твердые вещества, но могут иметь различную окраску.

 

Химические свойства щелочей и нерастворимых в воде оснований имеют и сходства, и различия. Начнем с общего для них свойства. Все основания взаимодействуют с кислотами. При этом образуются соль и вода. Данная реакция, как вы знаете, называется реакцией нейтрализации. Запишем уравнение реакции между гидроксидом бария и азотной кислотой. В результате данной реакции образуется нитрат бария и вода. Реакция нейтрализации относится к реакциям обмена.

Ba(OH)2 + 2HNO3 = Ba(NO3)2 + 2H2O

Щелочи и нерастворимые в воде основания по-разному взаимодействуют с индикаторами. Щелочи изменяют окраску индикатором, а нерастворимые оснований – нет.

Индикаторы в растворе щелочи (слева направо): фенолфталеин, метилоранж и лакмус

Рис. 2. Индикаторы в растворе щелочи (слева направо): фенолфталеин, метилоранж и лакмус

Как индикаторы реагируют на щелочную среду? Приготовим пробирки с раствором щелочи – гидроксидом натрия. Для определения кислотности используют лакмус, метилоранж, фенолфталеин. В щелочной среде лакмус окрашивается в синий цвет, метилоранж – в желтый, фенолфталеин становится малиновым.

Для щелочей характерна реакция с кислотными оксидами. В результате такого взаимодействия образуются соль и вода. Например, при взаимодействии оксида серы(IV) с гидроксидом натрия образуется сульфит натрия и вода

SO2 + 2NaOH = Na2SO3 + H2O

Нерастворимым в воде основаниям свойственна реакция разложения при нагревании на оксид металла и воду.

Например, при нагревании голубой гидроксид меди (II) разлагается на два оксида: черный оксид меди (II) и воду.

Сu(OH)2  = СuO + H2O

Щелочи могут вступать в реакцию обмена с растворами солей, если в результате реакции образуется осадок. Например, при взаимодействии сульфата меди (II) с гидроксидом натрия образуется нерастворимый в воде гидроксид меди (II) и сульфат натрия. Данная реакция относится к типу обмена.

CuSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2↓ + Na2SO4

 

Список рекомендованной литературы

  1. Сборник задач и упражнений по химии: 8-й кл.: к учеб. П. А. Оржековского и др. «Химия. 8 класс» / П. А. Оржековский, Н. А. Титов, Ф. Ф. Гегеле. – М.: АСТ: Астрель, 2006. (с. 120-123)
  2. Ушакова О. В. Рабочая тетрадь по химии: 8-й кл.: к учебнику П. А. Оржековского и др. «Химия. 8 класс» / О. В. Ушакова, П. И. Беспалов, П. А. Оржековский; под. ред. проф. П. А. Оржековского. - М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2006. (с. 111-115)
  3. Химия. 8 класс. Учеб. для общеобр. учреждений / П. А. Оржековский, Л. М. Мещерякова, М. М. Шалашова. – М.: Астрель, 2013. (§36)
  4. Химия: 8-й класс: учеб. для общеобр. учреждений / П. А. Оржековский, Л. М. Мещерякова, Л. С. Понтак. М.: АСТ: Астрель, 2005. (§46)
  5. Химия: неорг. химия: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. – М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2009. (§31)
  6. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия / Глав. ред. В. А. Володин, вед. науч. ред. И. Леенсон. – М.: Аванта+, 2003.

 

Дополнительные веб-ресурсы

  1. Интернет-портал «school-collection.edu.ru» (Источник)
  2. Химическая информационная сеть (Источник)
  3. Химия и жизнь (Источник)

 

Домашнее задание

  1. с. 129 №№ 4, 6 из Рабочей тетради по химии: 8-й кл.: к учебнику П. А. Оржековского и др. «Химия. 8 класс» / О. В. Ушакова, П. И. Беспалов, П. А. Оржековский; под. ред. проф. П. А. Оржековского. - М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2006.
  2. с. 201 №№ А1, А2 из учебника П. А. Оржековского, Л. М. Мещеряковой, М. М. Шалашовой «Химия: 8 кл.», 2013 г.

 

Видеоурок: Состав и общие свойства оснований по предмету Химия за 8 класс.