Химия
Тема 2: Первоначальные химические представленияУрок 6: Чистые вещества и смеси
- Видео
- Тренажер
- Теория
Понятия «смесь», «компонент», «примесь»
В повседневной жизни каждый из нас сталкивается со множеством смесей веществ, имеет дело не только с чистыми, но и загрязненными веществами. Важно уметь различать данные понятия и уметь определять по конкретным признакам, с чем имеешь дело: чистым или загрязненным веществом, индивидуальным веществом или смесью веществ. Ведь человек хочет употреблять только ту воду, которая не содержит вредных примесей. Дышать мы хотим воздухом, не загрязненным вредными для здоровья газами. В медицине и производстве лекарственных препаратов проблема получения и использования чистых веществ особенно актуальна.
Познакомимся с основными терминами урока.
Смесь – это то, что образуется при перемешивании двух и более различных по свойствам веществ.
Вещества, составляющие смесь, называют компонентами. Например, воздух – смесь газов: азота, кислорода, углекислого газа и других.
Если масса одного компонента в десятки раз меньше массы другого компонента смеси, то его называют примесью. Говорят, что вещество загрязнено. Например, воздух может быть загрязнен угарным газом, продуктом неполного сгорания органических соединений, в частности бензина. Кстати, бензин – это смесь органических веществ – углеводородов.
Классификация смесей
Смеси отличаются друг от друга по внешнему виду. Например, соленая вода (смесь поваренной соли и воды) и смесь речного песка и воды. В первом случае нельзя увидеть границы раздела фаз твердое-жидкое. Такую смесь называют однородной (или гомогенной). Другими примерами однородных смесей являются уксус (смесь уксусной кислоты и воды), воздух, сахарный сироп.
Смесь речного песка и воды относят к неоднородным (или гетерогенным) смесям, т.к. состав такой смеси неодинаков в разных точках объема. Неоднородными являются смеси глины и воды, бензина и воды.
Рис. 1. Классификация смесей
В основном, всё, что нас окружает, – это смеси веществ. Более того, веществ, абсолютно не содержащих примесей, не бывает.
Но принято говорить об относительной чистоте вещества, т.е. вещества имеют разную степень чистоты.
Степень чистоты вещества
Если примеси не обнаруживаются при использовании вещества в технических целях, то вещество называется технически чистым. Например, вещество, из которого делают фиолетовые чернила, может иметь в своем составе примеси. Но если эти примеси никак не влияют на качество чернил, то оно - технически чистое.
Если примеси не обнаруживаются с помощью химических реакций, то вещество относят к химически чистым. Например, это дистиллированная вода.
Признаки индивидуальности вещества
Чистое вещество иногда называют индивидуальным веществом, т. к. оно обладает строго определенными свойствами. Например, только дистиллированная вода имеет температуру плавления 0 С, температуру кипения 100 С и не имеет вкуса и запаха.
А изменяются ли свойства веществ в смеси? Чтобы ответить на этот вопрос, проведем простой опыт. Смешаем порошки серы и железа (рис. 2). Мы знаем, что железо притягивается магнитом, а сера – нет. Сохранило ли железо свое свойство после смешения с серой?
Рис. 2. Перемешивание порошков серы и железа
Подействуем магнитом на смесь порошков серы и железа (рис. 3). Мы видим, что железо в смеси с серой не утратило способности к намагничиванию.
Рис. 3. Действие магнита на смесь порошков серы и железа
ВЫВОД: Свойства веществ в смеси не изменяются. Знания о свойствах компонентов смеси используют для разделения смесей и очистки веществ.
Список рекомендованной литературы
- Занимательные задачи по химии / Под ред. Н. Е. Дерябиной. – М.: ИПО «У Никитских ворот», 2010. (с. 15)
- Сборник задач и упражнений по химии: 8-й класс: к учебнику П. А. Оржековского и др. «Химия, 8 класс» / П. А. Оржековский, Н. А. Титов, Ф. Ф. Гегеле. – М.: АСТ: Астрель, 2006.
- Ушакова О. В. Рабочая тетрадь по химии: 8-й кл.: к учебнику П. А. Оржековского и др. «Химия. 8 класс» / О. В. Ушакова, П. И. Беспалов, П. А. Оржековский; под. ред. проф. П. А. Оржековского - М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2006. (с. 9)
- Химия: 8-й класс: учеб. для общеобр. учреждений / П. А. Оржековский, Л. М. Мещерякова, Л. С. Понтак. М.: АСТ: Астрель, 2005. (§3)
- Химия: неорг. химия: учеб. для 8 кл. общеобр. учреждений / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. – М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2009. (§2)
- Энциклопедия для детей. Том 17. Химия / Глав. ред. В. А. Володин, вед. науч. ред. И. Леенсон. – М.: Аванта+, 2003.
Дополнительные веб-ресурсы
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (Источник)
- Электронная версия журнала «Химия и жизнь» (Источник)
Домашнее задание
- Из учебника П. А. Оржековского и др. «Химия, 8 класс» с. 27 №№ 2, 3, 5-7, Т.
- № 46 (Занимательные задачи по химии / Под ред. Н. Е. Дерябиной. – М.: ИПО «У Никитских ворот», 2010)