Химия

Тема 4: Химическая связь. Электролитическая диссоциация

Урок 15: Повторение и обобщение темы "Химическая связь. Электролитическая диссоциация"

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория
Заметили ошибку?

Задание 1

 

Из приведенного ниже перечня выпишите формулы веществ: а) с ковалентной неполярной связью; б) с ковалентной полярной связью и в) с ионной связью.

 

BaCl2, NH3, O2, Cl2, NaCl, N2, HCl, Br2, I2, H2O, CO2, KBr, CaF2.

Решение:

Ионная связь образуется между атомами типичного металла и типичного неметалла (с разницей в значениях электроотрицательностей больше 2). Данному условию удовлетворяют следующие вещества: хлорид бария, хлорид натрия, бромид калия и фторид кальция: BaCl2, NaCl, KBr, CaF2.

Ковалентная неполярная связь возникает между атомами неметаллов с одинаковыми значениями относительной электроотрицательности. Это кислород, хлор, азот, бром и иод: O2, Cl2, N2, Br2, I2.

Ковалентная полярная связь возникает, как правило, между атомами с разными значениями относительной электроотрицательности (разница должна быть меньше 2). К таким соединениям относятся аммиак, хлороводород, вода, углекислый газ: NH3, HCl, H2O, CO2.

 

Задание 2

 

 

Отметьте в таблице знаком «плюс» пары веществ, между которыми возможны реакции ионного обмена, идущие до конца. Составьте уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.

 

 Реагирующие вещества 

 K2CO3 

 KOH 

 FeCl3 

 NaOH

 

 

 

 ZnCl2

 

 

 

 HCl

 

 

 

Решение:

Необходимо проанализировать возможность протекания реакций ионного обмена между парами веществ. Гидроксид натрия не взаимодействует с карбонатом калия, т.к. в ходе этой реакции не образуется осадок, газ или малодиссоциируемое вещество. С гидроксидом калия гидроксид натрия так же не взаимодействует. А с хлоридом железа (III) гидроксид натрия образует нерастворимое вещество – гидроксид железа (III) и хлорид натрия. Такая реакция протекает до конца. Запишем ее уравнение в молекулярной и ионных формах:

3NaOH + FeCl3 = Fe(OH)3 + 3NaCl

3Na+ + 3OH- + Fe3+ + 3Cl- = Fe(OH)3 + 3Na+ + 3Cl-

3OH- + Fe3+ = Fe(OH)3

Аналогично выясняем, что хлорид цинка взаимодействует с карбонатом калия и гидроксидом калия с образованием осадка, а не взаимодействует с хлоридом железа (III).

ZnCl2 + K2CO3 = ZnCO3↓ + 2KCl

Zn2+ + 2Cl- + 2K+ + CO32- = ZnCO3↓ + 2K+ + 2Cl-

Zn2+ + CO32- = ZnCO3

ZnCl2 + 2KOH = Zn(OH)2↓ + 2KCl

Zn2+ + 2Cl- + 2K+ + 2OH- = Zn(OH)2↓ + 2K+ + 2Cl-

Zn2+ + 2OH- = Zn(OH)2

Соляная кислота взаимодействует с карбонатом калия (при этом образуется газ) и с гидроксидом калия (это реакция нейтрализации, протекающая с образованием воды).

2HCl + K2CO3 = 2KCl + CO2↑ + H2O

2H+ + 2Cl- + 2K+ + CO32- = 2K+ + 2Cl- + CO2↑ + H2O

2H+ + CO32- = CO2↑ + H2O

HCl + KOH = KCl + H2O

H+ + Cl- + K+ + OH- = K+ + Cl- + H2O

H+ + OH- = H2O 

 Реагирующие вещества 

 K2CO3 

 KOH 

 FeCl3 

 NaOH

---

---

 ZnCl2

---

 HCl

Н2О

---

 

 

Задание 3

 

 

Поставьте в соответствие веществам из 2-го столбца температуры плавления и виды кристаллических структур из соседних столбцов, соединив их стрелками:

 

Тем-ра плавления, ˚С Вещество Вид крист. решетки
801 В атомная
2075 S ионная
113 NaCl молекулярная

Решение:

Бор – очень твердое вещество, такое свойство характрено для вещества с атомной кристаллической решеткой. S – легкоплавкое вещество, значит имеет молекулярную кристаллическую решетку, хлорид натрия  - вещество с ионной химической связью, значит, имеющее ионную кристаллическую решетку. Вы уже знаете, что вещества с атомной кристаллической структурой имеют температуры плавления больше 1500 °С, с ионной – от 700 до 1000 °С, с молекулярной – относительно низкие температуры плавления. Таким образом:

B – атомная кристаллическая решетка, температура плавления – 2075 °С

S – молекулярная кристаллическая решетка, температура плавления – 113 °С

NaCl – ионная кристаллическая решетка, температура плавления – 801 °С

 

Список рекомендованной литературы

  1. Оржековский П. А. Химия: 9-й класс: учеб. для общеобраз. учрежд. / П. А. Оржековский, Л. М. Мещерякова, Л. С. Понтак. – М.: АСТ: Астрель, 2007 (§11-18).
  2. Оржековский П. А. Химия: 9-ый класс: учеб для общеобр. учрежд. / П. А. Оржековский, Л. М. Мещерякова, М. М. Шалашова. – М.: Астрель, 2013 (§2-9).
  3. Рудзитис Г. Е. Химия: неорган. химия. Орган. химия: учеб. для 9 кл. / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. – М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2009.
  4. Хомченко И. Д. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. – М.: РИА «Новая волна»: Издатель Умеренков, 2008.
  5. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия / Глав. ред. В. А. Володин, вед. науч. ред. И. Леенсон. – М.: Аванта+, 2003.

 

Дополнительные веб-ресурсы

  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (видеоопыты по теме) (Источник)
  2. Электронная версия журнала «Химия и жизнь» (Источник)

 

Домашнее задание

  1. Какие из растворов веществ: NaOH, AgNO3, K2S, CuCl2, H2SO4 надо слить попарно, чтобы получить а) сероводород, б) гидроксид меди (II), в) хлорид серебра? Напишите полные и сокращенные ионные уравнения реакций.
  2. Из приведенного ниже перечня выпишите формулы веществ: а) с ковалентной неполярной связью; б) с ковалентной полярной связью:

BaCl2, NH3, O2, Cl2, NaCl, N2, HCl, Br2, I2, H2O.

 

Видеоурок: Повторение и обобщение темы "Химическая связь. Электролитическая диссоциация" по предмету Химия за 9 класс.