Химия
Тема 4: Химическая связь. Электролитическая диссоциацияУрок 15: Повторение и обобщение темы "Химическая связь. Электролитическая диссоциация"
- Видео
- Тренажер
- Теория
Задание 1
Из приведенного ниже перечня выпишите формулы веществ: а) с ковалентной неполярной связью; б) с ковалентной полярной связью и в) с ионной связью.
BaCl2, NH3, O2, Cl2, NaCl, N2, HCl, Br2, I2, H2O, CO2, KBr, CaF2.
Решение:
Ионная связь образуется между атомами типичного металла и типичного неметалла (с разницей в значениях электроотрицательностей больше 2). Данному условию удовлетворяют следующие вещества: хлорид бария, хлорид натрия, бромид калия и фторид кальция: BaCl2, NaCl, KBr, CaF2.
Ковалентная неполярная связь возникает между атомами неметаллов с одинаковыми значениями относительной электроотрицательности. Это кислород, хлор, азот, бром и иод: O2, Cl2, N2, Br2, I2.
Ковалентная полярная связь возникает, как правило, между атомами с разными значениями относительной электроотрицательности (разница должна быть меньше 2). К таким соединениям относятся аммиак, хлороводород, вода, углекислый газ: NH3, HCl, H2O, CO2.
Задание 2
Отметьте в таблице знаком «плюс» пары веществ, между которыми возможны реакции ионного обмена, идущие до конца. Составьте уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.
Реагирующие вещества |
K2CO3 |
KOH |
FeCl3 |
NaOH |
|
|
|
ZnCl2 |
|
|
|
HCl |
|
|
|
Решение:
Необходимо проанализировать возможность протекания реакций ионного обмена между парами веществ. Гидроксид натрия не взаимодействует с карбонатом калия, т.к. в ходе этой реакции не образуется осадок, газ или малодиссоциируемое вещество. С гидроксидом калия гидроксид натрия так же не взаимодействует. А с хлоридом железа (III) гидроксид натрия образует нерастворимое вещество – гидроксид железа (III) и хлорид натрия. Такая реакция протекает до конца. Запишем ее уравнение в молекулярной и ионных формах:
3NaOH + FeCl3 = Fe(OH)3↓ + 3NaCl
3Na+ + 3OH- + Fe3+ + 3Cl- = Fe(OH)3↓ + 3Na+ + 3Cl-
3OH- + Fe3+ = Fe(OH)3↓
Аналогично выясняем, что хлорид цинка взаимодействует с карбонатом калия и гидроксидом калия с образованием осадка, а не взаимодействует с хлоридом железа (III).
ZnCl2 + K2CO3 = ZnCO3↓ + 2KCl
Zn2+ + 2Cl- + 2K+ + CO32- = ZnCO3↓ + 2K+ + 2Cl-
Zn2+ + CO32- = ZnCO3↓
ZnCl2 + 2KOH = Zn(OH)2↓ + 2KCl
Zn2+ + 2Cl- + 2K+ + 2OH- = Zn(OH)2↓ + 2K+ + 2Cl-
Zn2+ + 2OH- = Zn(OH)2↓
Соляная кислота взаимодействует с карбонатом калия (при этом образуется газ) и с гидроксидом калия (это реакция нейтрализации, протекающая с образованием воды).
2HCl + K2CO3 = 2KCl + CO2↑ + H2O
2H+ + 2Cl- + 2K+ + CO32- = 2K+ + 2Cl- + CO2↑ + H2O
2H+ + CO32- = CO2↑ + H2O
HCl + KOH = KCl + H2O
H+ + Cl- + K+ + OH- = K+ + Cl- + H2O
H+ + OH- = H2O
Реагирующие вещества |
K2CO3 |
KOH |
FeCl3 |
NaOH |
--- |
--- |
↓ |
ZnCl2 |
↓ |
↓ |
--- |
HCl |
↑ |
Н2О |
--- |
Задание 3
Поставьте в соответствие веществам из 2-го столбца температуры плавления и виды кристаллических структур из соседних столбцов, соединив их стрелками:
Тем-ра плавления, ˚С | Вещество | Вид крист. решетки |
801 | В | атомная |
2075 | S | ионная |
113 | NaCl | молекулярная |
Решение:
Бор – очень твердое вещество, такое свойство характрено для вещества с атомной кристаллической решеткой. S – легкоплавкое вещество, значит имеет молекулярную кристаллическую решетку, хлорид натрия - вещество с ионной химической связью, значит, имеющее ионную кристаллическую решетку. Вы уже знаете, что вещества с атомной кристаллической структурой имеют температуры плавления больше 1500 °С, с ионной – от 700 до 1000 °С, с молекулярной – относительно низкие температуры плавления. Таким образом:
B – атомная кристаллическая решетка, температура плавления – 2075 °С
S – молекулярная кристаллическая решетка, температура плавления – 113 °С
NaCl – ионная кристаллическая решетка, температура плавления – 801 °С
Список рекомендованной литературы
- Оржековский П. А. Химия: 9-й класс: учеб. для общеобраз. учрежд. / П. А. Оржековский, Л. М. Мещерякова, Л. С. Понтак. – М.: АСТ: Астрель, 2007 (§11-18).
- Оржековский П. А. Химия: 9-ый класс: учеб для общеобр. учрежд. / П. А. Оржековский, Л. М. Мещерякова, М. М. Шалашова. – М.: Астрель, 2013 (§2-9).
- Рудзитис Г. Е. Химия: неорган. химия. Орган. химия: учеб. для 9 кл. / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. – М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2009.
- Хомченко И. Д. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. – М.: РИА «Новая волна»: Издатель Умеренков, 2008.
- Энциклопедия для детей. Том 17. Химия / Глав. ред. В. А. Володин, вед. науч. ред. И. Леенсон. – М.: Аванта+, 2003.
Дополнительные веб-ресурсы
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (видеоопыты по теме) (Источник)
- Электронная версия журнала «Химия и жизнь» (Источник)
Домашнее задание
- Какие из растворов веществ: NaOH, AgNO3, K2S, CuCl2, H2SO4 надо слить попарно, чтобы получить а) сероводород, б) гидроксид меди (II), в) хлорид серебра? Напишите полные и сокращенные ионные уравнения реакций.
- Из приведенного ниже перечня выпишите формулы веществ: а) с ковалентной неполярной связью; б) с ковалентной полярной связью:
BaCl2, NH3, O2, Cl2, NaCl, N2, HCl, Br2, I2, H2O.