Химия
Тема 7: Химия неметалловУрок 7: Аммиак и соли аммония
- Видео
- Тренажер
- Теория
Получение и свойства аммиака
При высокой температуре и высоком давлении в присутствии платинового катализатора азот реагирует с водородом с образованием аммиака:
N2 + 3H2 = 2NH3 + Q
Эта реакция имеет большое практическое значение, так как аммиак используется для производства азотных удобрений.
Рассмотрим свойства аммиака. Это бесцветный газ с резким запахом, хорошо растворяющийся в воде. Водный раствор аммиака называется нашатырным спиртом.
Аммиак способен взаимодействовать с кислородом. При горении аммиака образуется азот и вода:
4NH3 + 3O2 = 2N2 + 6H2O
Если для процесса окисления аммиака использовать катализатор – платину, то процесс ускоряется и образуется оксид азота (II) и вода:
4NH3 + 5O2 = 4NO + 6H2O
Аммиак способен взаимодействовать с хлороводородом. При этом образуется вещество, относящееся к классу солей – хлорид аммония (рис. 1):
NH3 + HCl = NH4Cl
Рассмотрим механизм данной реакции (рис. 2). При образовании ковалентной полярной связи с атомами водорода азот использует 3 электрона, а два электрона остаются свободными. К этим двум электронам притягивается атом водорода, имеющий частичный положительный заряд. В результате образуется катион аммония NH4+ и хлорид-анион. NH4Cl – соль, хлорид аммония. В этой реакции аммиак ведет себя как основание.
Аммиак способен реагировать и с другими кислотами, растворимыми в воде. В результате таких реакций образуются соответствующие соли аммония.
Распознавание солей аммония
Соли аммония можно распознать с помощью характерной реакции – взаимодействия со щелочами. В результате этих реакций выделяется аммиак, который легко распознается по характерному запаху.
Например, при взаимодействии хлорида аммония с гидроксидом натрия образуется хлорид натрия, аммиак и вода:
NH4Cl + NaOH = NaCl + NH3 + H2O
Список литературы
- Оржековский П. А. Сборник задач и упражнений по химии: 9-й кл.: к учебнику П. А. Оржековского и др. «Химия. 9 класс» / П. А. Оржековский, Н. А. Титов, Ф. Ф. Гегеле. – М.: АСТ: Астрель, 2007 (с. 91–97).
- Оржековский П. А. Химия: 9-й класс: учеб. для общеобраз. учрежд. / П. А. Оржековский, Л. М. Мещерякова, Л. С. Понтак. – М.: АСТ: Астрель, 2007 (§34).
- Оржековский П. А. Химия: 9-ый класс: учеб для общеобр. учрежд. / П. А. Оржековский, Л. М. Мещерякова, М. М. Шалашова. – М.: Астрель, 2013 (§§20, 21).
- Рудзитис Г. Е. Химия: неорган. химия. Орган. химия: учеб. для 9 кл. / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. – М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2009.
- Хомченко И. Д. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. – М.: РИА «Новая волна»: Издатель Умеренков, 2008.
- Энциклопедия для детей. Том 17. Химия / Глав. ред. В. А. Володин, вед. науч. ред. И. Леенсон. – М.: Аванта+, 2003.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (видеоопыты по теме) (Источник)
- Электронная версия журнала «Химия и жизнь» (Источник)
- Интернет-портал «kristallikov.net» (Источник)
- Интернет-портал «chemport.ru» (Источник)
Домашнее задание
с. 153 № 2 из учебника П. А. Оржековского «Химия: 9-ый класс» / П. А. Оржековский, Л. М. Мещерякова, М. М. Шалашова. – М.: Астрель, 2013.