Информатика
Тема 1: Информация вокруг насУрок 3: Некоторые способы представления информации
- Видео
- Тренажер
- Теория
Тема: Информация вокруг нас
Урок: Некоторые способы представления информации
1. Текстовая форма представления информации
На предыдущем уроке мы уже обсудили, что такое информация и какие разновидности информации существуют. Сегодня мы подробно поговорим о том, какие существуют способы представления информации.
С информацией и её представлением различными способами мы сталкиваемся ежедневно. Например, когда учитель пишет на доске тему урока, то предоставляет информацию в текстовой форме.
Многие из нас сталкивались с информацией в виде рисунков, например, запрещающих есть мороженое или приходить с животными в кинотеатр (Рис. 1, 2).
Рис. 1. Знак, запрещающий вход с мороженым (Источник)
Рис. 2. Знак, запрещающий вход с собаками (Источник)
На этом уроке мы рассмотрим основные способы представления информации.
Одной из наиболее распространенных форм представления информации является текст.
Текст – это любое словесное высказывание, напечатанное или существующее в устной форме.
Информация, представленная в форме письменного текста, называется текстовой информацией.
Всякий письменный текст – это определенная последовательность символов. Пропуск, замена или перестановка хотя бы одного символа в тексте изменяет его смысл.
На протяжении тысячелетий люди записывали информацию (Рис. 3-7).
Рис. 3. Пергамент (Источник)
Рис. 4. Папирус (Источник)
Рис. 5. Чернильное перо (Источник)
Рис. 6. Авторучка (Источник)
Рис. 7. Пишущая машинка (Источник)
В течение этого времени менялось и то на чем записывали информацию (камень, глина, дерево, папирус, пергамент, бумага), и то, с помощью чего это делали (острый камень, костяная палочка, птичье перо, перьевые ручки, авторучки, с конца XIX века для выполнения письменных работ стала применяться пишущая машинка). Но не менялось главное: чтобы внести изменения в текст, его надо было полностью переписать. А это очень длительный процесс.
Появление компьютеров коренным образом изменило технологию письма.
Среди основных плюсов использования компьютеров в качестве носителей текстовой информации можно выделить такие:
– в текст можно вносить изменения, не переписывая его;
– текст можно записать в память, длительно хранить без ущерба для носителя текста;
– текст можно отпечатать на принтере, можно делать копии без повторного набора, отправлять по электронной почте.
Письменный текст
Так как письменный текст – это определенная последовательность символов, то необходимо очень внимательно относиться к порядку и правильности знаков в нем.
Рассмотрим 2 фразы, отличающиеся одна от другой единственным, последним символом:
Кто к нам пришел!
Кто к нам пришел?
Смысл первой последовательности символов состоит в том, что вошедшего увидели и узнали (при чтении мы обозначаем её восклицательной эмоциональной окраской). Вторая последовательность символов является вопросом, подчеркивающим неизвестность и неопределенность ситуации (при чтении подчёркивается вопросительной интонацией).
Теперь рассмотрим примеры, где отсутствующая запятая меняет смысл предложения:
Как он уехал?
Как, он уехал?
Первая последовательность символов – это вопрос о том, каким образом уехал человек. Вторая последовательность символов акцентирует внимание на самом факте отъезда и выражает удивление по поводу самого факта отъезда.
Их, детей, вывезли в лагерь.
Их детей вывезли в лагерь.
В первой последовательности важно то, что вывезли в лагерь именно детей, а во второй – то, что в лагерь вывезли детей конкретных людей.
Теперь рассмотрим примеры, где важен порядок символов. Меняя положение запятой, мы поменяем и их смысл.
Казнить нельзя помиловать.
Помиловать нельзя сослать в Сибирь.
Строить нельзя сносить.
Уйти нельзя остаться.
Смысл каждой из приведенных выше фраз в отсутствующей запятой, перестановка которой меняет смысл предложения на противоположный, а именно:
Казнить, нельзя помиловать – означает то, что кого-то необходимо казнить.
Казнить нельзя, помиловать – означает то, что кого-то необходимо помиловать.
Каким видим, правильно поставленная запятая в тексте может влиять даже на судьбу человека.
2. Табличная форма представления информации
Рассмотрим следующий текст.
«Оценки за год»:
У Мухина по литературе оценка за год – «3». У Алексеевой по математике оценка за год – «5». У Дроздова по природоведению оценка за год – «5». У Галкина по природоведению оценка за год – «5». У Прохоровой по литературе оценка за год – «5». У Радугиной по математике оценка за год – «4». У Алексеевой по природоведению оценка за год – «5». У Дроздова по русскому языку оценка за год – «4». У Алексеевой по русскому языку оценка за год – «5». У Алексеевой по литературе оценка за год – «5». У Дроздова по математике оценка за год – «5». У Мухина по математике оценка за год – «3». У Мухина по русскому языку оценка за год – «3». У Прохоровой по математике оценка за год – «5». У Прохоровой по русскому языку оценка за год – «5». У Радугиной по русскому языку оценка за год – «4». У Галкина по русскому языку оценка за год – «4». У Радугиной по природоведению оценка за год – «4». У Галкина по литературе оценка за год – «4». У Радугиной по литературе оценка за год – «5». У Дроздова по литературе оценка за год – «4». У Галкина по математике оценка за год – «3». У Прохоровой по природоведению оценка за год – «5». У Мухина по природоведению оценка за год – «4».
Прочитав этот текст, попробуйте ответить на следующие вопросы:
1. Об оценках скольких учеников говорится в тексте?
2. По каким предметам приведены годовые оценки учеников?
Кто из учеников имеет «4» и «5» по математике?
Очевидно, что такой длинный текст тяжело воспринимать: если нам потребуется найти что-то определенное или ответить на вопрос по тексту, то каждый раз необходимо будет заново читать текст и выискивать в нём нужные места.
Избежать этих трудностей можно, представив этот текст в виде таблицы.
Рассмотрим таблицу, составленную по данному тексту:
Фамилия |
Предмет |
|||
Русский язык |
Литература |
Математика |
Природоведение |
|
Алексеева |
5 |
5 |
5 |
5 |
Галкин |
4 |
4 |
3 |
5 |
Дроздов |
4 |
4 |
5 |
5 |
Мухин |
3 |
3 |
3 |
4 |
Прохорова |
5 |
5 |
5 |
5 |
Радугина |
4 |
5 |
4 |
4 |
Каждая из строк таблицы (кроме первой) отведена для конкретного ученика. Каждый столбец (кроме первого) отведён под конкретный предмет.
Таким образом, в ячейке, которая стоит на пересечении соответствующего столбца и строки, мы видим оценку данного ученика по данному предмету. Например, во 2 ячейке 2 столбца стоит оценка «5». Второй столбец – это оценки по русскому языку, а вторая строка – это оценки Алексеевой. Таким образом, оценка Алексеевой по русскому языку – «5».
После представления текста в виде таблицы мы легко можем ответить на вопросы:
1. Об оценках скольких учеников говорится в тексте?
Поскольку каждому ученику соответствует строка (кроме первой), а всего строк в таблице 7, то в тексте идёт речь о 6 учениках.
2. По каким предметам приведены годовые оценки учеников?
Так как каждому предмету соответствует столбец (кроме первого), то достаточно перечислить названия этих столбцов: Русский язык, Литература, Математика, Природоведение.
3. Кто из учеников имеет «4» и «5» по математике?
Чтобы найти тех, у кого оценки «4» и «5» по математике, мы сначала ищем столбец, который соответствует этому предмету, – это столбец под номером 4. Мы видим, что оценки «4» и «5» в этом столбце стоят в строках с номерами 2, 4, 6, 7. Эти строки соответствуют Алексеевой, Дроздову, Мухиной, Радугиной. То есть, у этих 4 учеников оценки по математике «4» и «5».
Подведём итог:
Таблица – простая и удобная форма для представления и обработки однотипной информации. Таблица состоит из таких элементов: головка, боковина, прографка (Рис. 8).
Рис. 8. (Источник)
Переход от текстовой формы представления информации к табличной
Переход от текстовой формы представления информации к табличной часто помогает решать достаточно трудные задачи. Рассмотрим это на следующем примере.
Задача «Летние каникулы». Четверо друзей – Алик, Володя, Миша и Юра – собрались в доме у Миши. Мальчики оживленно беседовали о том, как они провели лето.
– Ну, Балашов, ты, наконец, научился плавать? – спросил Володя.
– О, ещё как, – ответил Балашов, – могу теперь потягаться в плавании с тобой и Аликом.
– Посмотрите, какой я гербарий собрал, – сказал Петров, прерывая разговор друзей, и достал из шкафа большую папку.
Всем, особенно Лунину и Алику, гербарий очень понравился. А Симонов обещал показать товарищам собранную им коллекцию минералов.
Назовите имя и фамилию каждого мальчика.
Для решения составим таблицу.
В качестве заголовков строк выберем фамилии друзей, а заголовков граф – их имена.
Фамилия |
Имя |
|||
Алик |
Володя |
Миша |
Юра |
|
Балашов |
- |
- |
- |
+ |
Петров |
- |
- |
+ |
- |
Лунин |
- |
+ |
- |
- |
Симонов |
+ |
- |
- |
- |
Теперь будем заполнять таблицу «-» и «+».
Так как Балашов разговаривает с Володей, то ставим «-» в ячейке Балашов-Володя (поскольку Балашов не разговаривал сам с собой, то он не может быть Володей).
Так как Балашов упоминает в разговоре Алика, то ставим «-» в ячейке Балашов-Алик.
Так как они собрались у Миши, а Петров демонстрировал им свой гербарий, находящийся в шкафу, то Миша и есть Петров. Значит, ставим «+» в ячейке Петров-Миша. Затем заполняем «-» оставшиеся ячейки в строке Петров (Петров-Алик, Петров-Володя, Петров-Юра) и в графах Миша (Балашов-Миша, Лунин-Миша, Симонов-Миша). Поскольку одной фамилии соответствует только одно имя и наоборот.
Так как гербарий понравился Лунину и Алику, то это два разных человека. Ставим «-» в ячейке Лунин-Алик.
Мы видим, что в строке Балашов в 3 ячейках стоит «-», значит, в ячейке Балашов-Юра можно поставить «+». А оставшиеся ячейки в графах Юра (Лунин-Юра, Симонов-Юра) заполняем «-».
Теперь в строке Лунин 3 минуса, значит, ставим «+» в ячейке Лунин-Володя.
Заполняем таблицу до конца: Симонов-Алик – «+», Симонов-Володя – «-». Получаем следующие имена и фамилии ребят: Симонов Алик, Лунин Володя, Петров Миша, Балашов Юра.
3. Наглядные способы представления информации
Кроме того, к таблице может быть добавлен заголовок.
Наглядные формы представления информации – это рисунки, фотографии, схемы, диаграммы и т. д.
В таком виде информация понимается и запоминается человеком лучше. Так, например, всем нравятся иллюстрированные книги. Иллюстрации помогают читателю быстро понять, о чём идёт речь, и создать в его представлении определённые образы.
Рассмотрим такой пример наглядной формы представления информации:
В современных супермаркетах каждый товар имеет на упаковке штрих-код – метку, состоящую из черных линий (Рис. 9). Для чтения штрих-кодов применяют специальные штрих-сканеры (Рис. 10). С их помощью в компьютер вводят данные о стоимости покупки.
Рис. 9. Штрих-код (Источник)
Рис. 10. Штрих-сканер (Источник)
Посмотрев на рисунок, можно сразу понять, о чем идет речь. А вот осознание текста может занять некоторое время.
Схемы используют для того, чтобы показать, как устроены окружающие нас объекты (предметы, процессы, явления) и как они связаны друг с другом.
Например, все знают схематическое изображение приставки, корня, суффикса и окончания. Поэтому вы сразу поймете, о чем идет речь, если необходимо подобрать слово, которое соответствует схеме:
Диаграммы используют для наглядного представления разных числовых данных.
С помощью диаграммы легко оценить соотношение нескольких величин. Существует много видов диаграмм, но классические диаграммы – это линейные и столбчатые (другое их название – гистограммы).
Рассмотрим следующий пример. Средние продолжительности жизни слона, крокодила, верблюда, лошади и шимпанзе равны 60, 40, 30, 25, 60 годам соответственно. Представим эти данные на линейной диаграмме. Возьмем для изображения одного года жизни отрезок длиной 1 мм. И начертим 5 горизонтальных отрезков, длины которых будут равны 60 мм, 40 мм, 30 мм, 25 мм и 60 мм соответственно:
Эти данные можно представить и в виде столбчатой диаграммы, если изобразить не отрезки, а прямоугольники, у которых одинаковые длины основания, а высоты соответствуют числам 60, 40, 30, 25, 60.
Таким образом, на этом уроке мы с вами изучили основные формы представления информации: текст, таблицы, наглядные способы (схемы, диаграммы, рисунки).
Составление, анализ, чтение диаграмм
Диаграммы значительно облегчают понимание числовой информации, а также помогают быстро сравнивать данные в них. Поэтому научимся строить и читать диаграммы.
Рассмотрим следующий пример:
В магазине «Солнышко» в понедельник продано 9 кг апельсинов, во вторник – 4 кг, в среду – 15 кг, в четверг – 7 кг, в пятницу – 9 кг. В субботу и воскресенье магазин не работает.
Попробуем составить линейную диаграмму: пусть 1 кг соответствует 1 см на изображении. Нарисуем 7 горизонтальных линии, длины которых – 9 см, 4 см, 15 см, 7 см, 9 см. В субботу и воскресенье ничего продано не было, поэтому напротив них не рисуем линии.
Получим следующую диаграмму:
Теперь рассмотрим еще одну задачу, которая поможет нам научиться читать и анализировать диаграмму.
Рассмотрим следующую диаграмму:
Рассмотрев эту столбчатую диаграмму, попробуем ответить на следующие вопросы:
1. Каково название диаграммы? (Незнайка торгует газетами)
2. Какую информацию дает диаграмма? (Пн-20 Вт-25 Ср-32 Чт-30 Пт-23 Сб-30 Вс-20)
3. В какой день недели продано больше всего газет? (В среду)
4. В какой день недели продано меньше всего газет? (В понедельник и воскресенье продано одинаковое количество газет – оно и является наименьшим)
На сколько меньше газет продал Незнайка в понедельник, чем в субботу? (На 10 газет)
Список литературы
- Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
- Босова Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- Интернет-портал Letopisi.Ru (Источник).
- Онлайн библиотека (Источник).
- Видеоуроки в сети Интернет (Источник).
Домашнее задание
- § 3.8. - 3.9. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
- Какие способы представления информации вы знаете?
- Наведите собственные примеры на каждый из способов.