Информатика

Тема 1: Информация вокруг нас

Урок 3: Некоторые способы представления информации

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория
Заметили ошибку?


Тема: Информация вокруг нас

Урок: Некоторые способы представления информации


1. Текстовая форма представления информации


На предыдущем уроке мы уже обсудили, что такое информация и какие разновидности информации существуют. Сегодня мы подробно поговорим о том, какие существуют способы представления информации.

С информацией и её представлением различными способами мы сталкиваемся ежедневно. Например, когда учитель пишет на доске тему урока, то предоставляет информацию в текстовой форме.

Многие из нас сталкивались с информацией в виде рисунков, например, запрещающих есть мороженое или приходить с животными в кинотеатр (Рис. 1, 2).

Рис. 1. Знак, запрещающий вход с мороженым 

Рис. 1. Знак, запрещающий вход с мороженым (Источник)

 

Рис. 2. Знак, запрещающий вход с собаками 

Рис. 2. Знак, запрещающий вход с собаками (Источник)

На этом уроке мы рассмотрим основные способы представления информации.

Одной из наиболее распространенных форм представления информации является текст.

Текст – это любое словесное высказывание, напечатанное или существующее в устной форме.

Информация, представленная в форме письменного текста, называется текстовой информацией.

Всякий письменный текст – это определенная последовательность символов. Пропуск, замена или перестановка хотя бы одного символа в тексте изменяет его смысл.

На протяжении тысячелетий люди записывали информацию (Рис. 3-7).

Рис. 3. Пергамент 

Рис. 3. Пергамент (Источник)

Рис. 4. Папирус 

Рис. 4. Папирус (Источник)

Рис. 5. Чернильное перо 

Рис. 5. Чернильное перо (Источник)

Рис. 6. Авторучка 

Рис. 6. Авторучка (Источник)

Рис. 7. Пишущая машинка 

Рис. 7. Пишущая машинка (Источник)

В течение этого времени менялось и то на чем записывали информацию (камень, глина, дерево, папирус, пергамент, бумага), и то, с помощью чего это делали (острый камень, костяная палочка, птичье перо, перьевые ручки, авторучки, с конца XIX века для выполнения письменных работ стала применяться пишущая машинка). Но не менялось главное: чтобы внести изменения в текст, его надо было полностью переписать. А это очень длительный процесс.

Появление компьютеров коренным образом изменило технологию письма.

Среди основных плюсов использования компьютеров в качестве носителей текстовой информации можно выделить такие:

– в текст можно вносить изменения, не переписывая его;

– текст можно записать в память, длительно хранить без ущерба для носителя текста;

– текст можно отпечатать на принтере, можно делать копии без повторного набора, отправлять по электронной почте.

Письменный текст

Так как письменный текст – это определенная последовательность символов, то необходимо очень внимательно относиться к порядку и правильности знаков в нем.

Рассмотрим 2 фразы, отличающиеся одна от другой единственным, последним символом:

Кто к нам пришел!

Кто к нам пришел?

Смысл первой последовательности символов состоит в том, что вошедшего увидели и узнали (при чтении мы обозначаем её восклицательной эмоциональной окраской). Вторая последовательность символов является вопросом, подчеркивающим неизвестность и неопределенность ситуации (при чтении подчёркивается вопросительной интонацией).

Теперь рассмотрим примеры, где отсутствующая запятая меняет смысл предложения:

Как он уехал?

Как, он уехал?

Первая последовательность символов – это вопрос о том, каким образом уехал человек. Вторая последовательность символов акцентирует внимание на самом факте отъезда и выражает удивление по поводу самого факта отъезда.

Их, детей, вывезли в лагерь.

Их детей вывезли в лагерь.

В первой последовательности важно то, что вывезли в лагерь именно детей, а во второй – то, что в лагерь вывезли детей конкретных людей.

Теперь рассмотрим примеры, где важен порядок символов. Меняя положение запятой, мы поменяем и их смысл.

Казнить нельзя помиловать.

Помиловать нельзя сослать в Сибирь.

Строить нельзя сносить.

Уйти нельзя остаться.

Смысл каждой из приведенных выше фраз в отсутствующей запятой, перестановка которой меняет смысл предложения на противоположный, а именно:

Казнить, нельзя помиловать – означает то, что кого-то необходимо казнить.

Казнить нельзя, помиловать – означает то, что кого-то необходимо помиловать.

Каким видим, правильно поставленная запятая в тексте может влиять даже на судьбу человека.


2. Табличная форма представления информации


Рассмотрим следующий текст.

«Оценки за год»:

У Мухина по литературе оценка за год – «3». У Алексеевой по математике оценка за год «5». У Дроздова по природоведению оценка за год «5». У Галкина по природоведению оценка за год «5». У Прохоровой по литературе оценка за год «5». У Радугиной по математике оценка за год «4». У Алексеевой по природоведению оценка за год «5». У Дроздова по русскому языку оценка за год «4». У Алексеевой по русскому языку оценка за год «5». У Алексеевой по литературе оценка за год «5». У Дроздова по математике оценка за год «5». У Мухина по математике оценка за год – «3». У Мухина по русскому языку оценка за год – «3». У Прохоровой по математике оценка за год «5». У Прохоровой по русскому языку оценка за год «5». У Радугиной по русскому языку оценка за год «4». У Галкина по русскому языку оценка за год «4». У Радугиной по природоведению оценка за год «4». У Галкина по литературе оценка за год «4». У Радугиной по литературе оценка за год «5». У Дроздова по литературе оценка за год «4». У Галкина по математике оценка за год – «3». У Прохоровой по природоведению оценка за год «5». У Мухина по природоведению оценка за год «4».

Прочитав этот текст, попробуйте ответить на следующие вопросы:

1. Об оценках скольких учеников говорится в тексте?

2. По каким предметам приведены годовые оценки учеников?

Кто из учеников имеет «4» и «5» по математике?

Очевидно, что такой длинный текст тяжело воспринимать: если нам потребуется найти что-то определенное или ответить на вопрос по тексту, то каждый раз необходимо будет заново читать текст и выискивать в нём нужные места.

Избежать этих трудностей можно, представив этот текст в виде таблицы.

Рассмотрим таблицу, составленную по данному тексту:

Фамилия

Предмет

Русский язык

Литература

Математика

Природоведение

Алексеева

5

5

5

5

Галкин

4

4

3

5

Дроздов

4

4

5

5

Мухин

3

3

3

4

Прохорова

5

5

5

5

Радугина

4

5

4

4

Каждая из строк таблицы (кроме первой) отведена для конкретного ученика. Каждый столбец (кроме первого) отведён под конкретный предмет.

Таким образом, в ячейке, которая стоит на пересечении соответствующего столбца и строки, мы видим оценку данного ученика по данному предмету. Например, во 2 ячейке 2 столбца стоит оценка «5». Второй столбец – это оценки по русскому языку, а вторая строка – это оценки Алексеевой. Таким образом, оценка Алексеевой по русскому языку – «5».

После представления текста в виде таблицы мы легко можем ответить на вопросы:

1. Об оценках скольких учеников говорится в тексте?

Поскольку каждому ученику соответствует строка (кроме первой), а всего строк в таблице 7, то в тексте идёт речь о 6 учениках.

2. По каким предметам приведены годовые оценки учеников?

Так как каждому предмету соответствует столбец (кроме первого), то достаточно перечислить названия этих столбцов: Русский язык, Литература, Математика, Природоведение.

3. Кто из учеников имеет «4» и «5» по математике?

Чтобы найти тех, у кого оценки «4» и «5» по математике, мы сначала ищем столбец, который соответствует этому предмету, – это столбец под номером 4. Мы видим, что оценки «4» и «5» в этом столбце стоят в строках с номерами 2, 4, 6, 7. Эти строки соответствуют Алексеевой, Дроздову, Мухиной, Радугиной. То есть, у этих 4 учеников оценки по математике «4» и «5».

Подведём итог:

Таблицапростая и удобная форма для представления и обработки однотипной информации. Таблица состоит из таких элементов: головка, боковина, прографка (Рис. 8).

Рис. 8.

Рис. 8. (Источник)

Переход от текстовой формы представления информации к табличной

Переход от текстовой формы представления информации к табличной часто помогает решать достаточно трудные задачи. Рассмотрим это на следующем примере.

Задача «Летние каникулы». Четверо друзей – Алик, Володя, Миша и Юра – собрались в доме у Миши. Мальчики оживленно беседовали о том, как они провели лето.

– Ну, Балашов, ты, наконец, научился плавать? – спросил Володя.

– О, ещё как, – ответил Балашов, – могу теперь потягаться в плавании с тобой и Аликом.

– Посмотрите, какой я гербарий собрал, – сказал Петров, прерывая разговор друзей, и достал из шкафа большую папку.

Всем, особенно Лунину и Алику, гербарий очень понравился. А Симонов обещал показать товарищам собранную им коллекцию минералов.

Назовите имя и фамилию каждого мальчика.

Для решения составим таблицу.

В качестве заголовков строк выберем фамилии друзей, а заголовков граф – их имена.

Фамилия

Имя

Алик

Володя

Миша

Юра

Балашов

-

-

-

+

Петров

-

-

+

-

Лунин

-

+

-

-

Симонов

+

-

-

-

Теперь будем заполнять таблицу «-» и «+».

Так как Балашов разговаривает с Володей, то ставим «-» в ячейке Балашов-Володя (поскольку Балашов не разговаривал сам с собой, то он не может быть Володей).

Так как Балашов упоминает в разговоре Алика, то ставим «-» в ячейке Балашов-Алик.

Так как они собрались у Миши, а Петров демонстрировал им свой гербарий, находящийся в шкафу, то Миша и есть Петров. Значит, ставим «+» в ячейке Петров-Миша. Затем заполняем «-» оставшиеся ячейки в строке Петров (Петров-Алик, Петров-Володя, Петров-Юра) и в графах Миша (Балашов-Миша, Лунин-Миша, Симонов-Миша). Поскольку одной фамилии соответствует только одно имя и наоборот.

Так как гербарий понравился Лунину и Алику, то это два разных человека. Ставим «-» в ячейке Лунин-Алик.

Мы видим, что в строке Балашов в 3 ячейках стоит «-», значит, в ячейке Балашов-Юра можно поставить «+». А оставшиеся ячейки в графах Юра (Лунин-Юра, Симонов-Юра) заполняем «-».

Теперь в строке Лунин 3 минуса, значит, ставим «+» в ячейке Лунин-Володя.

Заполняем таблицу до конца: Симонов-Алик – «+», Симонов-Володя – «-». Получаем следующие имена и фамилии ребят: Симонов Алик, Лунин Володя, Петров Миша, Балашов Юра.


3. Наглядные способы представления информации


Кроме того, к таблице может быть добавлен заголовок.

Наглядные формы представления информации – это рисунки, фотографии, схемы, диаграммы и т. д.

В таком виде информация понимается и запоминается человеком лучше. Так, например, всем нравятся иллюстрированные книги. Иллюстрации помогают читателю быстро понять, о чём идёт речь, и создать в его представлении определённые образы.

Рассмотрим такой пример наглядной формы представления информации:

В современных супермаркетах каждый товар имеет на упаковке штрих-код – метку, состоящую из черных линий (Рис. 9). Для чтения штрих-кодов применяют специальные штрих-сканеры (Рис. 10). С их помощью в компьютер вводят данные о стоимости покупки.

Рис. 9. Штрих-код 

Рис. 9. Штрих-код (Источник)

 

Рис. 10. Штрих-сканер 

Рис. 10. Штрих-сканер (Источник)

Посмотрев на рисунок, можно сразу понять, о чем идет речь. А вот осознание текста может занять некоторое время.

Схемы используют для того, чтобы показать, как устроены окружающие нас объекты (предметы, процессы, явления) и как они связаны друг с другом.

Например, все знают схематическое изображение приставки, корня, суффикса и окончания. Поэтому вы сразу поймете, о чем идет речь, если необходимо подобрать слово, которое соответствует схеме:

Диаграммы используют для наглядного представления разных числовых данных.

С помощью диаграммы легко оценить соотношение нескольких величин. Существует много видов диаграмм, но классические диаграммы – это линейные и столбчатые (другое их название – гистограммы).

Рассмотрим следующий пример. Средние продолжительности жизни слона, крокодила, верблюда, лошади и шимпанзе равны 60, 40, 30, 25, 60 годам соответственно. Представим эти данные на линейной диаграмме. Возьмем для изображения одного года жизни отрезок длиной 1 мм. И начертим 5 горизонтальных отрезков, длины которых будут равны 60 мм, 40 мм, 30 мм, 25 мм и 60 мм соответственно:

Эти данные можно представить и в виде столбчатой диаграммы, если изобразить не отрезки, а прямоугольники, у которых одинаковые длины основания, а высоты соответствуют числам 60, 40, 30, 25, 60.

Таким образом, на этом уроке мы с вами изучили основные формы представления информации: текст, таблицы, наглядные способы (схемы, диаграммы, рисунки).

Составление, анализ, чтение диаграмм

Диаграммы значительно облегчают понимание числовой информации, а также помогают быстро сравнивать данные в них. Поэтому научимся строить и читать диаграммы.

Рассмотрим следующий пример:

В магазине «Солнышко» в понедельник продано 9 кг апельсинов, во вторник – 4 кг, в среду – 15 кг, в четверг – 7 кг, в пятницу – 9 кг. В субботу и воскресенье магазин не работает.

Попробуем составить линейную диаграмму: пусть 1 кг соответствует 1 см на изображении. Нарисуем 7 горизонтальных линии, длины которых – 9 см, 4 см, 15 см, 7 см, 9 см. В субботу и воскресенье ничего продано не было, поэтому напротив них не рисуем линии.

Получим следующую диаграмму:

Теперь рассмотрим еще одну задачу, которая поможет нам научиться читать и анализировать диаграмму.

Рассмотрим следующую диаграмму:

Рассмотрев эту столбчатую диаграмму, попробуем ответить на следующие вопросы:

1. Каково название диаграммы? (Незнайка торгует газетами)

2. Какую информацию дает диаграмма? (Пн-20 Вт-25 Ср-32 Чт-30 Пт-23 Сб-30 Вс-20)

3. В какой день недели продано больше всего газет? (В среду)

4. В какой день недели продано меньше всего газет? (В понедельник и воскресенье продано одинаковое количество газет – оно и является наименьшим)

На сколько меньше газет продал Незнайка в понедельник, чем в субботу? (На 10 газет)

 

Список литературы

  1. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
  2. Босова Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Интернет-портал Letopisi.Ru (Источник).  
  2. Онлайн библиотека (Источник).  
  3. Видеоуроки в сети Интернет (Источник).  

 

Домашнее задание

  1. § 3.8. - 3.9. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
  2. Какие способы представления информации вы знаете?
  3. Наведите собственные примеры на каждый из способов.