Информатика

Тема 3: Основы работы с текстовой информацией

Урок 1: Диаграммы. Создание диаграмм на компьютере (полный урок)

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория
Заметили ошибку?

Введение. Диаграммы

 

Москва – столица нашей Родины. Ежегодно этот замечательный город посещают миллионы туристов – иностранных и россиян.

 

Она привлекает величием высоток нового времени и красотой исторических объектов, таких, как, например, храм Василия Блаженного.

В Москве можно гулять пешком: бродить по паркам и наслаждаться тишиной старинных улочек, а можно с комфортом передвигаться между достопримечательностями, например, на метро.

Московский метрополитен относят к одному из самых красивых в мире, а его история и рекорды поражают.

А чтобы представить некоторые из наиболее значимых фактов о метро в Москве, будем использовать такую форму представления информации, как диаграммы.

Диаграмма (греч. Διάγραμμα (diagramma) – «изображение, рисунок, чертёж») – графическое представление данных отрезками или геометрическими фигурами, позволяющее быстро оценить соотношение нескольких величин.

  1. Самая глубокая станция Московского метрополитена (на данный момент) находится на глубине около 84 метров – это высота 27-этажного дома. Название этой станции – Парк Победы.
  2. Второе место занимает станция Тимирязевская – 63,5 м.
  3. Третье место делят станции Чеховская и Дубровка, построены они на глубине 62 м.
  4. На четвёртом месте станция Петровско-Разумовская – 61 м.
  5. И пятое место занимают сразу три станции – Сретенский бульвар, Марксистская и Трубная, которые расположились на глубине 60 м.

Иллюстрация / Шакуртова Ю. А.

Эти данные мы представили в более наглядном виде – в виде столбцов, отсюда и название диаграммы – столбчатая. Она позволяет нам сравнить несколько величин друг относительно друга по какому-либо параметру. В нашем случае – несколько станций московского метро по их глубине.

Но не всегда такая форма представления информации является информативной, поэтому существует ещё несколько типов диаграмм.

 

Типы диаграмм

 

 

Столбчатая диаграмма очень схожа с диаграммой линейной, разница лишь в том, что в последней столбцы заменяют линиями, оканчивающимися в соответствующих точках. Здесь мы как будто меняем местами оси – по вертикали вместо глубины отражаем название станций, а по горизонтали – их глубину.

 

Иллюстрация / Шакуртова Ю. А.

Такие диаграммы часто используются, чтобы проследить, например, среднюю продолжительность жизни разных животных или людей в странах мира. Т. е. столбчатые и линейные диаграммы удобно использовать, когда мы сравниваем разные величины, которые не ограничены общим единым значением.

А круговые диаграммы используем тогда, когда хотим показать части целого.

Оценить состав населения страны по полу (процент женщин от всего населения) или другим категориям – школьники, студенты, пенсионеры и т. д. – лучше поможет круговая диаграмма.

Москву часто называют молодёжным городом, давайте попробуем оценить, так ли это.

По данным на 2018 г., возрастной состав населения российской столицы сегодня выглядит следующим образом:

0–9 лет – 9 %;

10–19 лет – 8 %;

20–29 лет – 16 %;

30–39 лет– 17 %;

40–49 лет – 14 %;

50–59 лет – 15 %;

60–69 лет – 10 %;

старше 70 лет – 11 %.

Иллюстрация / Шакуртова Ю. А.

Эти данные удобнее всего представлять и анализировать, используя именно круговую диаграмму.

Таким образом, в зависимости от цели мы можем использовать любой из трёх рассматриваемых типов диаграмм:

  1. Линейную
  2. Столбчатую (иначе этот тип называют гистограммами, от др.-греч. ἱστός – «столб» + γράμμα – «черта, буква, написание»)
  3. Круговую

Давайте ещё чуть ближе познакомимся с Москвой и потренируемся отличать один вид диаграммы от другой.

По данным на начало 2021 года, Московский метрополитен состоит из 239 станций на 14 линиях.

Иллюстрация / Шакуртова Ю. А.

Какой тип диаграммы мы выбрали, чтобы отразить эти данные?

Попробуйте ответить на вопрос: на какой линии (ветке) располагается большее число станций? А меньшее? Есть ли линии с одинаковым количеством станций?

Да, действительно, диаграмма столбчатая.

Иллюстрация / Шакуртова Ю. А.

Большее число станций ПОДЗЕМНОГО МЕТРО располагается на 1-й Сокольнической линии (26), а меньшее – на Бутовской 12-й линии (7).

Туристы приезжают в Москву за культурным отдыхом и массой развлечений, которыми может удивить наша столица.

Иллюстрация / Шакуртова Ю. А.

Ориентируясь на свои интересы и хобби, вы можете выбрать:

  1. Художественные музеи
  2. Исторические музеи
  3. Литературные музеи
  4. Театральные и музыкальные музеи
  5. Музеи науки и техники
  6. Музеи транспорта
  7. Спортивные музеи
  8. Развлекательные музеи
  9. Смотровые площадки
  10. Зоопарки, планетарий и др.

Какого рода диаграмма построена, чтобы продемонстрировать соотношение музеев Москвы? Правильно – круговая.

Иллюстрация / Шакуртова Ю. А.

Глядя на эту диаграмму, можно сделать вывод, что музеев исторического и художественного направления гораздо больше, чем, например, спортивных.

Ну и, конечно, чтобы экскурсия по столице стала максимально насыщенной и приятной, нужно выбирать правильное время года для приезда. Давайте же обратимся к диаграмме, иллюстрирующей среднюю температуру в каждом из месяцев года.

Климат Москвы характеризуется чётко выраженной сезонностью, однако сильные морозы и палящий зной для этого города – редкие явления. По наблюдениям синоптиков, самым холодным месяцем года является февраль (–5,5 ℃), хотя средняя температура за последние 10 лет ниже в январе (–8 ℃), а самый теплый – июль (средняя температура в этом месяце, согласно средним данным за последние 10 лет, – 20,5 ℃).

Взгляните внимательнее на диаграмму.

Иллюстрация / Шакуртова Ю. А.

Уже догадались, к какому типу она относится? Верно, это линейная диаграмма. На ней линии, относящиеся к каждому месяцу, имеют длину, равную температуре в этом месяце.

Попробуйте сосчитать, сколько месяцев в году средняя температура в Москве ниже нуля.

Итак, получается, что 4: в январе, феврале, марте и декабре. Здорово!

 

Создание диаграмм на компьютере

 

 

Итак, чтобы построить диаграмму, можно воспользоваться текстовым редактором.

 

Здесь создадим таблицу с данными, которые будут отражены в виде диаграммы.

Используем следующую ситуацию:

Из 30 учащихся класса за контрольную работу 10 человек получили отметку «5», 16 человек – «4» и 4 человека – «3».

Составим таблицу со строками «Отметка» и «Количество учеников», заполним её данными.

Теперь выделим всю таблицу, выберем на панели вкладку «Вставка» – «Объект» – «Диаграмма».

Перед нами раскрывается окно с возможностью выбрать тип диаграммы: столбчатую, линейную (или линейчатую) и круговую.

Для нашей задачи больше подойдут столбчатая или линейчатая диаграммы.

Хорошо, а теперь попробуем, выделив ту же таблицу, построить круговую диаграмму. Как видим, результат выходит не таким, каким бы нам хотелось.

Дело в том, что при построении круговой диаграммы в программе ОПЕН ОФИС необходимо задавать данные немного в другом виде – поменяв строки и столбцы местами. Это можно сделать вручную, изменив таблицу, а можно воспользоваться Мастером диаграмм и переключить режим отображения данных, выбрав раздел «Диапазон данных» и щёлкнув «Ряды данных» в строках. Не забудьте при этом заранее выделить таблицу.

Вот так. Попробуем снова. Теперь получили нужный нам результат и видим, что число учеников, получивших четвёрку, соответствует большему сектору круговой диаграммы.

Еще раз подчеркнём, что в различных редакторах результаты выполнения одной и той же команды могут несколько отличаться. Так, например, если бы мы работали в Гугл док, результат команды «Круговая диаграмма» отражался бы корректно, но нужно быть готовым к трудностям и знать несколько вариантов выхода из них.

Обратите внимание, что при помощи инструментов редактора можно, например, добавить заголовок диаграммы (надпись с описательным текстом), легенду и подписи данных (условные обозначения значений различных рядов) для круговой диаграммы.

Наличие этих инструментов и путь к ним мало изменяются в зависимости от выбора текстового процессора. Смело можете в этом убедиться.

Таким образом, мы разобрали такую форму представления информации, как диаграммы, и научились создавать их на компьютере.

 

Список литературы

  1. Информатика. 5 класс: учебник / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (Источник)
  2. Интернет-портал «Инженерный лицей НГТУ» (Источник)

 

Домашнее задание

  1. Информатика. 5 класс: учебник / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019, с. 71–72.
  2. Постройте столбчатую диаграмму в табличном процессоре по результатам замера роста своих друзей.
  3. Посмотрите с родителями содержание белков, жиров и углеводов в своём любимом продукте. По этим данным постройте круговую диаграмму в табличном процессоре.

 

Видеоурок: Диаграммы. Создание диаграмм на компьютере (полный урок) по предмету Информатика за 5 класс.