Информатика
Тема 3: Основы работы с текстовой информациейУрок 1: Диаграммы. Создание диаграмм на компьютере (полный урок)
- Видео
- Тренажер
- Теория
Введение. Диаграммы
Москва – столица нашей Родины. Ежегодно этот замечательный город посещают миллионы туристов – иностранных и россиян.
Она привлекает величием высоток нового времени и красотой исторических объектов, таких, как, например, храм Василия Блаженного.
В Москве можно гулять пешком: бродить по паркам и наслаждаться тишиной старинных улочек, а можно с комфортом передвигаться между достопримечательностями, например, на метро.
Московский метрополитен относят к одному из самых красивых в мире, а его история и рекорды поражают.
А чтобы представить некоторые из наиболее значимых фактов о метро в Москве, будем использовать такую форму представления информации, как диаграммы.
Диаграмма (греч. Διάγραμμα (diagramma) – «изображение, рисунок, чертёж») – графическое представление данных отрезками или геометрическими фигурами, позволяющее быстро оценить соотношение нескольких величин.
- Самая глубокая станция Московского метрополитена (на данный момент) находится на глубине около 84 метров – это высота 27-этажного дома. Название этой станции – Парк Победы.
- Второе место занимает станция Тимирязевская – 63,5 м.
- Третье место делят станции Чеховская и Дубровка, построены они на глубине 62 м.
- На четвёртом месте станция Петровско-Разумовская – 61 м.
- И пятое место занимают сразу три станции – Сретенский бульвар, Марксистская и Трубная, которые расположились на глубине 60 м.
Иллюстрация / Шакуртова Ю. А.
Эти данные мы представили в более наглядном виде – в виде столбцов, отсюда и название диаграммы – столбчатая. Она позволяет нам сравнить несколько величин друг относительно друга по какому-либо параметру. В нашем случае – несколько станций московского метро по их глубине.
Но не всегда такая форма представления информации является информативной, поэтому существует ещё несколько типов диаграмм.
Типы диаграмм
Столбчатая диаграмма очень схожа с диаграммой линейной, разница лишь в том, что в последней столбцы заменяют линиями, оканчивающимися в соответствующих точках. Здесь мы как будто меняем местами оси – по вертикали вместо глубины отражаем название станций, а по горизонтали – их глубину.
Иллюстрация / Шакуртова Ю. А.
Такие диаграммы часто используются, чтобы проследить, например, среднюю продолжительность жизни разных животных или людей в странах мира. Т. е. столбчатые и линейные диаграммы удобно использовать, когда мы сравниваем разные величины, которые не ограничены общим единым значением.
А круговые диаграммы используем тогда, когда хотим показать части целого.
Оценить состав населения страны по полу (процент женщин от всего населения) или другим категориям – школьники, студенты, пенсионеры и т. д. – лучше поможет круговая диаграмма.
Москву часто называют молодёжным городом, давайте попробуем оценить, так ли это.
По данным на 2018 г., возрастной состав населения российской столицы сегодня выглядит следующим образом:
0–9 лет – 9 %;
10–19 лет – 8 %;
20–29 лет – 16 %;
30–39 лет– 17 %;
40–49 лет – 14 %;
50–59 лет – 15 %;
60–69 лет – 10 %;
старше 70 лет – 11 %.
Иллюстрация / Шакуртова Ю. А.
Эти данные удобнее всего представлять и анализировать, используя именно круговую диаграмму.
Таким образом, в зависимости от цели мы можем использовать любой из трёх рассматриваемых типов диаграмм:
- Линейную
- Столбчатую (иначе этот тип называют гистограммами, от др.-греч. ἱστός – «столб» + γράμμα – «черта, буква, написание»)
- Круговую
Давайте ещё чуть ближе познакомимся с Москвой и потренируемся отличать один вид диаграммы от другой.
По данным на начало 2021 года, Московский метрополитен состоит из 239 станций на 14 линиях.
Иллюстрация / Шакуртова Ю. А.
Какой тип диаграммы мы выбрали, чтобы отразить эти данные?
Попробуйте ответить на вопрос: на какой линии (ветке) располагается большее число станций? А меньшее? Есть ли линии с одинаковым количеством станций?
Да, действительно, диаграмма столбчатая.
Иллюстрация / Шакуртова Ю. А.
Большее число станций ПОДЗЕМНОГО МЕТРО располагается на 1-й Сокольнической линии (26), а меньшее – на Бутовской 12-й линии (7).
Туристы приезжают в Москву за культурным отдыхом и массой развлечений, которыми может удивить наша столица.
Иллюстрация / Шакуртова Ю. А.
Ориентируясь на свои интересы и хобби, вы можете выбрать:
- Художественные музеи
- Исторические музеи
- Литературные музеи
- Театральные и музыкальные музеи
- Музеи науки и техники
- Музеи транспорта
- Спортивные музеи
- Развлекательные музеи
- Смотровые площадки
- Зоопарки, планетарий и др.
Какого рода диаграмма построена, чтобы продемонстрировать соотношение музеев Москвы? Правильно – круговая.
Иллюстрация / Шакуртова Ю. А.
Глядя на эту диаграмму, можно сделать вывод, что музеев исторического и художественного направления гораздо больше, чем, например, спортивных.
Ну и, конечно, чтобы экскурсия по столице стала максимально насыщенной и приятной, нужно выбирать правильное время года для приезда. Давайте же обратимся к диаграмме, иллюстрирующей среднюю температуру в каждом из месяцев года.
Климат Москвы характеризуется чётко выраженной сезонностью, однако сильные морозы и палящий зной для этого города – редкие явления. По наблюдениям синоптиков, самым холодным месяцем года является февраль (–5,5 ℃), хотя средняя температура за последние 10 лет ниже в январе (–8 ℃), а самый теплый – июль (средняя температура в этом месяце, согласно средним данным за последние 10 лет, – 20,5 ℃).
Взгляните внимательнее на диаграмму.
Иллюстрация / Шакуртова Ю. А.
Уже догадались, к какому типу она относится? Верно, это линейная диаграмма. На ней линии, относящиеся к каждому месяцу, имеют длину, равную температуре в этом месяце.
Попробуйте сосчитать, сколько месяцев в году средняя температура в Москве ниже нуля.
Итак, получается, что 4: в январе, феврале, марте и декабре. Здорово!
Создание диаграмм на компьютере
Итак, чтобы построить диаграмму, можно воспользоваться текстовым редактором.
Здесь создадим таблицу с данными, которые будут отражены в виде диаграммы.
Используем следующую ситуацию:
Из 30 учащихся класса за контрольную работу 10 человек получили отметку «5», 16 человек – «4» и 4 человека – «3».
Составим таблицу со строками «Отметка» и «Количество учеников», заполним её данными.
Теперь выделим всю таблицу, выберем на панели вкладку «Вставка» – «Объект» – «Диаграмма».
Перед нами раскрывается окно с возможностью выбрать тип диаграммы: столбчатую, линейную (или линейчатую) и круговую.
Для нашей задачи больше подойдут столбчатая или линейчатая диаграммы.
Хорошо, а теперь попробуем, выделив ту же таблицу, построить круговую диаграмму. Как видим, результат выходит не таким, каким бы нам хотелось.
Дело в том, что при построении круговой диаграммы в программе ОПЕН ОФИС необходимо задавать данные немного в другом виде – поменяв строки и столбцы местами. Это можно сделать вручную, изменив таблицу, а можно воспользоваться Мастером диаграмм и переключить режим отображения данных, выбрав раздел «Диапазон данных» и щёлкнув «Ряды данных» в строках. Не забудьте при этом заранее выделить таблицу.
Вот так. Попробуем снова. Теперь получили нужный нам результат и видим, что число учеников, получивших четвёрку, соответствует большему сектору круговой диаграммы.
Еще раз подчеркнём, что в различных редакторах результаты выполнения одной и той же команды могут несколько отличаться. Так, например, если бы мы работали в Гугл док, результат команды «Круговая диаграмма» отражался бы корректно, но нужно быть готовым к трудностям и знать несколько вариантов выхода из них.
Обратите внимание, что при помощи инструментов редактора можно, например, добавить заголовок диаграммы (надпись с описательным текстом), легенду и подписи данных (условные обозначения значений различных рядов) для круговой диаграммы.
Наличие этих инструментов и путь к ним мало изменяются в зависимости от выбора текстового процессора. Смело можете в этом убедиться.
Таким образом, мы разобрали такую форму представления информации, как диаграммы, и научились создавать их на компьютере.
Список литературы
- Информатика. 5 класс: учебник / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.
Рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (Источник)
- Интернет-портал «Инженерный лицей НГТУ» (Источник)
Домашнее задание
- Информатика. 5 класс: учебник / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019, с. 71–72.
- Постройте столбчатую диаграмму в табличном процессоре по результатам замера роста своих друзей.
- Посмотрите с родителями содержание белков, жиров и углеводов в своём любимом продукте. По этим данным постройте круговую диаграмму в табличном процессоре.