Информатика
Тема 3: Алгоритм и исполнителиУрок 3: Практическая работа №2. Составление алгоритмов
- Видео
- Тренажер
- Теория
Конспект
Составление линейных алгоритмов
На предыдущих уроках мы узнали, что такое алгоритм, какие бывают виды алгоритмов, и кто их исполняет.
Сегодня мы попрактикуемся в составлении алгоритмов. Это очень важные навыки. Мы уже неоднократно отмечали, что составить алгоритм, то есть объяснить другому, как выполнять те или иные задачи так, чтобы это было понятно каждому, - очень тяжело. Наша задача – научиться составлять алгоритмы для различных примеров, чтобы впоследствии, когда вы столкнётесь с необходимостью составлять алгоритмы для написания различных программ, это не составляло для вас особого труда.
Начнём мы с самых простых алгоритмов – линейных. Их составление, обычно, не вызывает особого труда. Однако, навыки составления таких алгоритмов чрезвычайно важны.
Пример 1. Составить алгоритм запуска программы Paint в ОС Windows 7.
Решение:
Вспомним из курса информатики 5 класса порядок действий для запуска программы Paint.
- Войти в меню «Пуск».
- Войти в пункт «Все программы».
- Войти в пункт «Стандартные».
- Выбрать программу «Paint».
Данный алгоритм в виде блок-схемы имеет следующий вид:
Составление алгоритмов с ветвлениями
Рассмотрим пример на составление алгоритмов с ветвлениями.
Пример 2. Составьте алгоритм для перехода дороги на светофоре.
Решение:
Возможны следующие ситуации: в тот момент, когда мы подошли к дороге горел красный или зелёный свет. Если горел зелёный свет, то можно переходить дорогу. Если же горел красный свет, то необходимо дождаться зелёного – и уже тогда переходить дорогу.
Таким образом, алгоритм имеет следующий вид:
- Подойти к светофору.
- Посмотреть на его свет.
- Если горит зелёный, то перейти дорогу.
- Если горит красный, то подождать, пока загорится зелёный, и уже тогда перейти дорогу.
Блок-схема данного алгоритма имеет вид:
Составление циклических алгоритмов
Рассмотрим пример на составление циклического алгоритма. Мы уже несколько раз обсуждали перевод чисел из десятичной системы в двоичную. Теперь пришло время чётко сформулировать этот алгоритм.
Напомним, что его принцип состоит в делении числа на 2 и записей остатков, получающихся при делении.
Пример 3. Составить алгоритм перевода чисел из десятичной системы в двоичную.
Решение:
То есть, алгоритм будет выглядеть так:
- Если число равно 0 или 1, то это и будет его двоичное представление.
- Если число больше 1, то мы делим его на 2.
- Полученный остаток от деления записываем в последний разряд двоичного представления числа.
- Если полученное частное равно 1, то его дописываем в первый разряд двоичного представления числа и прекращаем вычисления.
- Если же полученное частное больше 1, то мы заменяем исходное число на него и возвращаемся в пункт 2).
Блок-схема этого алгоритма выглядит следующим образом:
Примечание: подумайте, можно ли как-то упростить приведенную блок-схему.
«Чтение» алгоритмов
Пример 4. По заданной блок-схеме выполнить действия алгоритма для числа 23.
Решение:
- a=23
- 23+5=28
- 28<35
- 28+5=33
- 33<35
- 33+5=38
- 38>35
- 76 – двузначное число
- 76-50=26.
Ответ: 26.
На этом уроке мы разобрали примеры составления алгоритмов, а также пример «чтения алгоритма» по готовой блок-схеме.
На следующем уроке мы обсудим игры и выигрышные стратегии.
Как убить Кощея?
Наверное, все помнят из детства сказку, в которой рассказывается о местонахождении смерти Кощея Бессмертного: «Смерть моя – на конце иглы, которая в яйце, яйцо – в утке, утка – в зайце, заяц в сундуке сидит, сундук на крепкий замок закрыт и закопан под самым большим дубом на острове Буяне, посреди моря-океяна …»
Предположим, вместо Ивана-царевича бороться с Кощеем был брошен Иван-дурак. Давайте поможем Василисе Премудрой составить такой алгоритм, чтобы даже Иван-дурак смог убить Кощея.
- Конечно же, сначала необходимо разыскать остров Буян (на такие вещи, будем считать, Иван-дурак способен).
- Поскольку сундук закопан под самым большим дубом, то сначала необходимо найти самый большой дуб на острове.
- Затем нужно выкопать сам сундук.
- Прежде чем доставать зайца, необходимо сломать крепкий замок.
- Теперь уже можно достать зайца.
- Из зайца нужно достать утку.
- Из утки достать яйцо.
- Разбить яйцо и достать иголку.
- Иголку поломать.
Это тоже линейный алгоритм, хотя и более длинный, чем алгоритм запуска программы Paint.
Его блок-схема выглядит так:
На распутье…
И снова обратимся к сказочным персонажам в поисках примеров различных алгоритмов. Когда речь идёт об алгоритмах с ветвлениями, то, конечно, нельзя не вспомнить о богатыре, стоящем на распутье возле камня.
На камне написано:
«Направо пойдёшь – коня потеряешь, себя спасёшь; налево пойдёшь – себя потеряешь, коня спасёшь; прямо пойдёшь – и себя и коня потеряешь».
Попробуем составить алгоритм действий, который составил автор надписи на камне для путников?
- Если мы пойдём направо, то потеряем коня. Если же мы не пойдём направо, то у нас остаётся два варианта (мы считаем, что назад возвращаться путник не будет): пойти прямо и налево.
- В случае, если мы пойдём налево, то потеряем себя, а коня спасём.
- Если же мы пойдём прямо, то потеряем и себя, и коня.
Блок-схема этого алгоритма выглядит так:
Репка
Русские народные сказки не оставили нас и без циклического алгоритма. И, как ни странно, спрятался он в одной из самых незамысловатых сказок – «Репке».
Вспомним сюжет сказки: дед тянет-потянет – вытянуть не может. Затем на помощь к деду по очереди подходят новые персонажи – и так до тех пор, пока не приходит мышка.
Попытаемся составить алгоритм действий всех персонажей сказки для того, чтобы они всё-таки смогли вытянуть Репку.
- Изначально к Репке подошёл дед и попытался вытянуть.
- Поскольку вытянуть Репку не получилось, то понадобилась помощь следующего персонажа.
- И так происходит до тех пор, пока не появилась мышка (или, другими словами, до тех пор, пока Репку не вытащили).
В виде блок-схемы этот алгоритм выглядит следующим образом:
Список рекомендованной литературы
- Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
- Босова Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет
- Интернет портал «Сообщество взаимопомощи учителей» (Источник).
- Интернет портал «Nsportal.ru» (Источник).
- Интернет портал «Фестиваль педагогических идей» (Источник).
Рекомендованное домашнее задание
- §3.3, 3.4 (Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 6 класса);
- Постарайся самостоятельно составить линейный алгоритм из 5-6 фигур;
- Составь блок-схему циклического алгоритма выполнения домашнего задания;