Информатика

Тема 6: Цифровое творчество

Урок 4: Анимация и 3D-графика

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория
Заметили ошибку?

Анимация — это воспроизведение последовательности кадров, создающих впечатление движущейся картинки. Кадры в анимации обычно не сняты на камеру, а созданы с нуля разными способами.

Мультфильмы Диснея и японское аниме — классические примеры анимации в поп-культуре. 

Направление дизайна, которое занимается создание движущихся графических элементов, называется моушн-дизайном. Моушн-дизайнеры работают над рекламой, клипами, кино, делают графику для видеороликов. 

Анимацию делят на 2D и 3D:

● В 2D-анимации движение персонажей и объектов происходит в двухмерном пространств. Графические редакторы: GIMP и Adobe After Effects.

● 3D-анимация использует объемные модели в трехмерном окружении. Графические редакторы: Cinema 4D, Blender, 3ds Max.
Помимо модели, в 3D-редакторах есть ещё модели физики, движения, освещения. 

3D-модели состоят из набора текстур. Текстуры — это созданные вручную или процедурно созданные изображения, которые можно накладывать на поверхности модели, чтобы добавить больше деталей. Как правило, пиксели изображения назначаются точкам 3D-поверхности с помощью текстурного наложения (mapping). По этой причине их иногда называют картами (maps). То есть, на серую 3D-модель яблока (условно сферу) сверху накладывается цветная текстура (кожурка), и еще информация о том, как с текстурой взаимодействует свет (отражение, преломление и прочее). Самое сложное это освещение, для него  используются специальные модели — Ламберта, Фонга. 

 

3D-графика может быть встроена в видео — совмещение графики и видео называется композингом. 

 

Также бывают сцены полностью созданные в 3D — такие ролики называют Full CG — то есть они полностью состоят из компьютерной графики. 

Популярные программы для работы с 3D — это платная Синема 4D и всё больше набирающий популярность бесплатный Blender. Особенности Блендера:

 ● бесплатный;

 ● многофункциональный;

 ● поддерживается Windows, Mac OS, Linux;

 ● открытый исходный код;

 ● множество плагинов;

 ● активное комьюнити.

 В Блендере можно делать 3D-иллюстрации, анимацию, создавать визуальные эффекты, модели для игр и архитектурные визуализации. Для профессионалов, которые работают с 3D, Блендер — швейцарский нож, которым можно закрыть практически весь спектр задач в 3D.

В мире игр существует инструмент, который по духу напоминает Блендер. Это межплатформенная среда разработки Unity:

● бесплатная;

● многофункциональная;

● поддерживается Windows, Mac OS, Linux;

● активное комьюнити.

Unity позволяет создавать приложения, работающие на более чем 25 различных платформах, включающих персональные компьютеры, игровые консоли, мобильные устройства, интернет-приложения и другие. Это одновременно и редактор кода, и графический редактор, и настройщик логики поведения предметов в игровой сцене. Особенность этого редактора в том, что всё это можно делать и настраивать прямо во время запуска или тестирования сюжета. 

Создавать свои 3D модели с нуля достаточно сложно, если вы не собираетесь идти в геймдизайн и в моушн-дизайн. Если вы не умеете работать с 3D, вы можете скачать готовые бесплатные наборы (assets) и использовать их как основу для вашего проекта.

 

Дополнительные материалы:

Глава 9. Трехмерная графика (Информатика. Углубленный уровень: учебник для 11 класса: в 2 ч. Ч.2 / К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013)