Информатика
Тема 6: Цифровое творчествоУрок 4: Анимация и 3D-графика
- Видео
- Тренажер
- Теория
Анимация — это воспроизведение последовательности кадров, создающих впечатление движущейся картинки. Кадры в анимации обычно не сняты на камеру, а созданы с нуля разными способами.
Мультфильмы Диснея и японское аниме — классические примеры анимации в поп-культуре.
Направление дизайна, которое занимается создание движущихся графических элементов, называется моушн-дизайном. Моушн-дизайнеры работают над рекламой, клипами, кино, делают графику для видеороликов.
Анимацию делят на 2D и 3D:
● В 2D-анимации движение персонажей и объектов происходит в двухмерном пространств. Графические редакторы: GIMP и Adobe After Effects.
● 3D-анимация использует объемные модели в трехмерном окружении. Графические редакторы: Cinema 4D, Blender, 3ds Max.
Помимо модели, в 3D-редакторах есть ещё модели физики, движения, освещения.
3D-модели состоят из набора текстур. Текстуры — это созданные вручную или процедурно созданные изображения, которые можно накладывать на поверхности модели, чтобы добавить больше деталей. Как правило, пиксели изображения назначаются точкам 3D-поверхности с помощью текстурного наложения (mapping). По этой причине их иногда называют картами (maps). То есть, на серую 3D-модель яблока (условно сферу) сверху накладывается цветная текстура (кожурка), и еще информация о том, как с текстурой взаимодействует свет (отражение, преломление и прочее). Самое сложное это освещение, для него используются специальные модели — Ламберта, Фонга.
3D-графика может быть встроена в видео — совмещение графики и видео называется композингом.
Также бывают сцены полностью созданные в 3D — такие ролики называют Full CG — то есть они полностью состоят из компьютерной графики.
Популярные программы для работы с 3D — это платная Синема 4D и всё больше набирающий популярность бесплатный Blender. Особенности Блендера:
● бесплатный;
● многофункциональный;
● поддерживается Windows, Mac OS, Linux;
● открытый исходный код;
● множество плагинов;
● активное комьюнити.
В Блендере можно делать 3D-иллюстрации, анимацию, создавать визуальные эффекты, модели для игр и архитектурные визуализации. Для профессионалов, которые работают с 3D, Блендер — швейцарский нож, которым можно закрыть практически весь спектр задач в 3D.
В мире игр существует инструмент, который по духу напоминает Блендер. Это межплатформенная среда разработки Unity:
● бесплатная;
● многофункциональная;
● поддерживается Windows, Mac OS, Linux;
● активное комьюнити.
Unity позволяет создавать приложения, работающие на более чем 25 различных платформах, включающих персональные компьютеры, игровые консоли, мобильные устройства, интернет-приложения и другие. Это одновременно и редактор кода, и графический редактор, и настройщик логики поведения предметов в игровой сцене. Особенность этого редактора в том, что всё это можно делать и настраивать прямо во время запуска или тестирования сюжета.
Создавать свои 3D модели с нуля достаточно сложно, если вы не собираетесь идти в геймдизайн и в моушн-дизайн. Если вы не умеете работать с 3D, вы можете скачать готовые бесплатные наборы (assets) и использовать их как основу для вашего проекта.
Дополнительные материалы:
Глава 9. Трехмерная графика (Информатика. Углубленный уровень: учебник для 11 класса: в 2 ч. Ч.2 / К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013)