Искусство. Поленов и его ученики
Тема 1: Искусство. Поленов и его ученикиУрок 3: Василий Поленов и его место силы
- Видео
- Тренажер
- Теория
Василий Поленов и его место силы.
Личность и замыслы
Современники называли Василия Поленова (1844–1927) «рыцарем красоты» — служителем прекрасному. Потомок дворянского рода, мастер исторической и жанровой живописи, педагог Московского училища живописи, ваяния и зодчества; ученик Павла Чистякова, учитель Исаака Левитана, Константина Коровина и других именитых художников; талантливый декоратор, организатор народных театров.
Поленов не только запечатлел в своих пейзажах романтический образ русской усадьбы, но и в реальности создал собственный «усадебный мир» в селе Бёхово Тульской области.
Из мечты — в реальность
В 1887 году Василий Поленов увидел Оку и навсегда попал под ее обаяние: «Красивые места на Оке под Серпуховом и дальше, — писал художник жене. — Вот где бы нам поселиться».
Весной 1890 года Поленовы стали обладателями усадьбы и 80 десятин бёховской земли. За устройство того «поместьица», о котором Поленов так долго мечтал, он взялся сам. Художнику хотелось, чтобы здесь нашли отражение черты, полюбившейся ему западноевропейской средневековой архитектуры.
Строительные работы длились 13 лет. На территории появились Большой дом, хозяйственные постройки, деревянный одноэтажный дом для рабочих («Дом управляющего»), фахверковый сарай (кладовая и столярная мастерская), небольшой лодочный сарай («Адмиралтейство»), бревенчатая баня для строителей, которая в конце 1930‑х годов получила название «Дом Прокофьева», мастерская Поленова («Аббатство»), маленькая Избушка для детей. Сегодня все эти здания, а также построенная в 1906 году по проекту живописца церковь Святой Троицы, кладбище в Бёхово, где похоронен художник и его семья, «Город-мастеров», туристический центр и школа В.Д. Поленова в Страхове объединены в единый Музей-заповедник им. В.Д. Поленова.
Причем здесь «Христос и грешница»?
Ключевой экспонат музея-заповедника В.Д. Поленова — эскиз картины «Христос и грешница», размещенный в мастерской Большого дома. Более того, сама усадьба и музей появилась благодаря этому произведению искусства: Александр III купил картину за 30 тысяч рублей — на эти деньги и велось строительство.
«Желание мое устроить музей осуществилось, когда нам удалось соорудить на берегу Оки дом, приспособленный к размещению коллекций, и я несказанно радуюсь, когда вижу, как приходят посетители и разглядывают наши собрания. Приходят целые экскурсии из ближайших городов, школ, из деревень, крестьяне и крестьянки с детьми».
В 1892 году Поленовский музей стал первым в России художественным музеем в деревне, доступным самому широкому кругу посетителей. И до сих пор он остается одним из главных мест притяжения всех почитателей живописи.
За всю свою историю усадьба художника не знала «чужих рук»: в течение 120 лет семья Поленовых никогда не расставалась с домом. Возможно, именно поэтому атмосфера этого места совершенно особенная.