Литература

Тема 8: И.С. Тургенев

Урок 1: И.С. Тургенев «Отцы и дети»

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория
Заметили ошибку?

Введение


Мы подготовили для вас цикл уроков с общим названием «Навигатор». Каждый урок содержит краткие сведения о конкретном произведении русской литературы и помогает сориентироваться в дополнительных материалах, посвящённых ему. Предлагаю поговорить о романе Тургенева «Отцы и дети».


Произведение и эпоха


Этот текст создавался в 1860 годы, в эпоху стремительных преобразований. Не случайно автор точно указывает начало действия: Базаров и Кирсанов приезжают в Марьино 20 мая 1859 года. Тургенев показывает, как чувствует себя дворянство в решающий период готовящихся перемен. В центре внимания – среда, в которой происходит социальное и идеологическое разделение на дворян-либералов и разночинцев-демократов.


Сюжет и композиция


В усадьбу отца приезжает молодой дворянин Аркадий Кирсанов, погостить с ним едет друг Аркадия – разночинец Евгений Базаров. В усадьбе между гостем и хозяевами дома постоянно завязываются споры об искусстве, устройстве общества, прогрессе, месте человека в мире. Намечается конфликт между «нигилистом» Базаровым и дядей Аркадия Павлом Петровичем, аристократом и сторонником определённых принципов. Их конфликт впоследствии приведёт к дуэли. Аркадий и Евгений знакомятся с красавицей-вдовой Анной Одинцовой. Евгений понимает, что вопреки своим взглядам начинает испытывать подлинную любовь. Но чувства Базарова оказываются неразделёнными, он переживает жесточайший внутренний конфликт и возвращается к старым родителям, где умирает из-за собственной врачебной ошибки.

В композиции романа отметим сжатость действия во времени. От начала действия романа до смерти Базарова проходит два месяца. Но подробно описаны лишь некоторые дни, насыщенные событиями. Роман чётко делится на три части, которые соотносятся с пространственным передвижением героев. Сперва в Марьине, усадьбе Кирсановых, происходит знакомство будущих идеологических противников. Затем начинается вторая часть — проверка героев и их идей жизнью. Аркадий и Базаров отправляются в город, где знакомятся с Одинцовой, и вскоре навещают ее в Никольском. Оттуда они приезжают в деревню Базарова. Мы видим Базарова в кругу семьи и можем оценить его жизненные перспективы после университета. С отъездом Базарова от родителей начинается заключительная смысловая часть: Базаров отдаляется от Аркадия и подводит черту в отношениях с Павлом Петровичем, затем по второму кругу отправляется в Никольское, чтобы распрощаться с Одинцовой, и возвращается к родителям, где расстаётся с жизнью вообще. Трёхчастная структура поддерживается введением в роман трёх усадеб. Это Марьино, Никольское и безымянное имение родителей Базарова.


Персонажи


Персонажи делятся не столько на «отцов» и «детей», сколько по принципу, сформулированному одной из героинь: «хищные» и «ручные».

К «ручным» относятся Николай Петрович Кирсанов – отец Аркадия, вдовец, добрый и чуткий человек, ценитель природы и искусства; Фенечка – молодая возлюбленная Николая Петровича, простая и милая женщина, прекрасная мать маленького сына; Аркадий Кирсанов – молодой дворянин, который постепенно отказывается от нигилизма и становится самим собой, и Катя – сестра Одинцовой, возлюбленная, а в будущем жена Аркадия, юная девушка, стремящаяся «поймать жизненную волну». Она оказывается неожиданно сильной натурой, которая освобождает Аркадия от чуждых ему представлений.

К «хищным» относится главный герой Евгений Базаров. Молодой врач и естествоиспытатель утверждает, что первична материя, а все движения души – лишь вымысел. Но неразделённая любовь противоречит его идеям. В итоге Базаров переживает неразрешимый конфликт: он не может ни отказаться от своей теории, ни забыть о сжигающем его чувстве.

Среди «хищников» и Павел Петрович Кирсанов – «состарившийся Печорин»: гордый, холодный человек, переживший когда-то роковую любовь, которая разрушила его душу.

Особое место занимает Анна Одинцова, она слишком сильна и независима для «ручных», но оберегая себя от страстей и радикальных перемен,  не приближается к «хищным».


Жанр и проблематика


Чтобы определить жанр, давайте обратимся к проблемам, затронутым в тексте.

Пути развития России. Как дворянство может проводить преобразования в стране? Например, Николай Кирсанов несет ответственность за имение и своих крестьян, занимается хозяйством, постоянно общаясь с простым народом. Но дело у него не идет, что показывает несостоятельность дворянства в новых условиях. Павел Кирсанов, устроивший свою жизнь «на английский вкус», абстрагируется от русской действительности, не касается хозяйственных проблем и, говоря с крестьянами, «морщится и нюхает одеколон». Но не лучше обстоят дела у разночинцев. Базаров хвалится, что умеет разговаривать с мужиками и не подозревает, что в глазах крестьян он «был все-таки чем-то вроде шута горохового».

  • Старое и новое. Персонажи всех сословий хотят казаться «прогрессивными», «передовыми» людьми. Объявляют себя нигилистами дворянин Аркадий Кирсанов и разночинец Ситников. Ревностно следят за новыми веяниями и Николай Петрович Кирсанов, и тайный советник Колязин, и комичный лакей Петр. Однако по-настоящему новый дух мы ощущаем только в Базарове, у остальных стремление казаться «передовыми» остается внешним или временным. Другая группа  –  истинные аристократы по образу жизни и психологии (Павел Петрович и Анна Одинцова)  –  остаются сторонниками прежних принципов.

Однако категории «старое и новое» существуют не только в плане политическом и социальном, но и в плане психологическом, философском. Дискуссии между Базаровым и Павлом Петровичем посвящены вечным темам: возможность прогресса, наука, искусство, вера, природа, сущность человека, любовь.

Эти темы – разные стороны глубинного вопроса, лежащего в основе мировоззрения человека: что первично – дух или материя? Именно этот вопрос является в произведении главным. И именно с этими глобальными проблемами столкнутся в жизни герои романа.

Таким образом, роман включает в себя как вопросы социально-исторические, так и общечеловеческие. Перед нами социально-психологический роман.


Художественные приёмы


Одним из важнейших средств для создания внутреннего мира героя и для сопоставления персонажей между собой, является антитеза. Противопоставлены социальные группы: дворяне и разночинцы, либералы и нигилисты, аристократия и народ. Для изображения героев испольузется психологический портрет. Важна и речевая характеристика (например, изысканно-манерная речь Павла Петровича). Не забывает Тургенев о комических средствах (это пародийная сцена дуэли). Композиционно связать разные временные и пространственные планы, соединить сюжетные линии, помогают лейтмотивы: обратите внимание на описания природы (лес, осина, лопух), на мотив загадки.


Дополнительные материалы


Роман вызвал самые противоречивые оценки у критиков XIX столетия: от восхищения текстом и его главным героем до полного их неприятия. В разделе Мнения о произведении предлагаем вам различные интерпретации произведения, в том числе комментарии современных учёных.

Рекомендуем вам разбор романа - «Замысел и проблематика романа И.С. Тургенева "Отцы и дети"»

Урок Бака Здесь также даётся общий анализ романа.

Лекция Быкова Смелый и неожиданный взгляд на произведение.

Лекция Александрова Материал для тех, кто хочет лучше понять литературный контекст, в котором создавался роман Тургенева.

Вспомнить действие романа вам поможет вкладка Сюжет. Далёкие от нас явления и предметы станут понятнее, если заглянуть в Словарь и Исторический фон. Чтобы поразмышлять о проблемах, которые затрагивает Тургенев, обратитесь к вкладке Вопросы для дискуссии.

Если вам интересно, кто ещё поднимал подобные вопросы, посмотрите раздел Сквозные темы. Чтобы почитать что-то похожее, посмотрите вкладку Настроение. Увидеть, как атмосфера «Отцов и детей» передаётся в зрительных образах (в кино, в иллюстрациях к роману), вы сможете, если откроете вкладку Отражение в искусстве.

Перед вами полезные ссылки, факты, мысли исследователей и, самое главное, – вопросы. Читайте, сопоставляйте, размышляйте!