Литература

Тема 6: Становление и развитие реализма

Урок 3: Н.Г. Чернышевский. Роман «Что делать?»

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория
Заметили ошибку?

Предпосылки к написанию романа «Что делать?»


Мы помним, что Н.Г. Чернышевский (1828–1889) (рис. 1)

Рис. 1. Н.Г. Чернышевский (Источник)

стал писателем поневоле: это было связано с заточением писателя в одиночную камеру Алексеевского равелина Петропавловской крепости (рис. 2),

 

Рис. 2. Алексеевский равелин Петропавловской крепости (Источник)

надзиратели которой заставили Чернышевского писать (рис. 3).

Рис. 3. Н.Г. Чернышевский пишет роман «Что делать?» в Алексеевском равелине Петровпавловской крепости (Е.Д. Горовых) (Источник)

Но, несмотря на то, что роман был написан по принуждению и сразу издан (печатание романа было начато в 1863 году в журнале «Современник») (рис. 4),

Рис. 4. стр. 5 третьего номера 95-го тома «Современника», в котором начато печатание романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?» (1863) (Источник)

произведение было изъято и уничтожено. Тем не менее, роман остался в сознании нескольких русских поколений. Доказательством этого стал тот факт, что название «Что делать?», как и название «Кто виноват?» (роман, написанный несколько ранее А.И. Герценом (рис. 5)),

Рис. 5. А.И. Герцен (Источник)

вошло в поговорку: «Что делать?» и «Кто виноват?» – исконно русские вопросы».

След романа «Что делать?» в русской литературе остался не только благодаря поговорке, но и благодаря последователям, соперникам и врагам Чернышевского. Роман, который был запрещен к изданию, все время вызывал полемику. С этим неназванным, неизданным, потаённым романом полемизировали практически все русские писатели второй половины ХІХ века. Роман издавался за границей, переписывался от руки, но с ним спорили, пытались отвечать на него все крупные писатели, жившие после Чернышевского. Все это заставляет внимательнее присмотреться к роману и подумать, что же такого написал Чернышевский, что пропустила цензура и заставило всех будущих русских писателей с ним спорить.

Романы «Что делать?» и «Кто виноват?» прочно связаны и между собой, и с традицией романов ХІХ века, которая началась с А.С. Пушкина (рис. 6),

Рис. 6. А.С. Пушкин (Источник)

а завершилась на рубеже ХІХ и ХХ вв. Но наступила кульминация в развитии жанра романа. Это была традиция романов о том, что происходит здесь и сейчас. Это романы, содержание которых всегда было тесно связано со временем действия в них и со временем, когда читатель их читал, что было сходно с единством действия и времени в драматургии классицизма. Поэтому читатель привык к тому, что очередной роман, напечатанный в журнале, рассказывает о том, что происходило с героем всего несколько месяцев назад. Это был живой отклик на какие-то события. Вопросы «Что делать?» и «Кто виноват?» всегда связаны с вопросами реальной жизни человека. В сущности, все романы ХІХ века были размышлениями на тему о своем поколении:

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно… («Дума»)

М.Ю. Лермонтов (рис. 7)

Рис. 7. М.Ю. Лермонтов (Источник)

написал эти строчки в 1838 году. Прошло 5 лет со времени появления «Евгения Онегина», поэтому эти строчки могли бы быть послесловием к роману А.С. Пушкина, где фразу «Печально я гляжу на наше поколенье» мог бы сказать сам Онегин (рис. 8).

Рис. 8. Образ Евгения Онегина (Л. Тимошенко. Ил. к роману «Евгений Онегин») (Источник)

Но это могло бы быть и прологом к следующему роману, написанному самим Лермонтовым, – «Герой нашего времени», в котором фраза «Печально я гляжу на наше поколенье» могла бы принадлежать Печорину (рис. 9).

Рис. 9. Образ Печорина (П. Боклевский. Ил. к роману «Герой нашего времени») (Источник)

Вопрос «Кто виноват?» вел также к теме поколения, которое позже назвали потерянным. Это поколение начало искать ответы на вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?». У людей в жизни бывают разные проблемы: личные и общественные. Судьба отдельного человека связана с судьбой общества, поколения, страны. И так сложилось в русском романе, что мерилом для каждого отдельного героя и для его поколения становится его отношение с женщиной. Женщина выбирает героя времени, делает героя героем или антигероем (как, например, Печорина у Лермонтова). В какой-то мере и достоинства, и пороки присутствуют в каждом из литературных героев. Поэтому вопрос «Что делать?» связан и с тем, что делать, чтобы заслужить любовь женщины, которую он избрал для себя, и что делать, чтобы его поколение не прошло «без цели и следа». Семейная и общественная коллизии связываются между собой: герой времени – в той мере герой, в какой он может влюбить в себя женщину, может приблизить будущее, завоевать право называться общественным деятелем и борцом за светлое будущее. Итак, роман Чернышевского «Что делать?» вписывается в ту серию романов, которая составляет золотой фонд русской литературы, он входит в контекст общественно-исторического движения.

Непосредственным поводом для того, чтобы узник Петропавловской крепости занялся написанием романа, послужило появление другого романа этой серии. Накануне мая 1862 года, когда был арестован и заключен в крепость Чернышевский, И.С. Тургенев (рис. 10)

Рис. 10. И.С. Тургенев (Источник)

в журнале Каткова «Русский вестник» (рис. 11)

Рис. 11. Титульный лист журнала «Русский вестник» (1856) (Источник)

опубликовал свой знаменитый роман «Отцы и дети», который также связан с лермонтовской «Думой» о своем поколении:

Богаты мы, едва из колыбели,

Ошибками отцов и поздним их умом,

И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,

Как пир на празднике чужом.

…………………………………………………

Толпой угрюмою и скоро позабытой

Над миром мы пройдем без шума и следа,

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда.

И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,

Потомок оскорбит презрительным стихом,

Насмешкой горькою обманутого сына

Над промотавшимся отцом.

Лермонтовская «Дума» могла бы послужить и эпиграфом, и заключением практически к каждому из тех романов, о которых мы ведем речь. Размышления о судьбе своего поколения и о том, каким будущее видится этому поколению, занималась вся русская литература в последующие годы и десятилетия.


Романы ХІХ века – «дума» о времени и о себе


«Отцы и дети» – это попытка Тургенева продолжить лермонтовскую мысль. Он попытался среди своих современников найти отцов, но не нашел. Тургенев чувствовал себя на полпути от Лермонтова к следующему поколению. Чернышевский уже принадлежал этому новому поколению, он отвечает за детей и показывает, что Тургенев оклеветал этих детей из самых добрых побуждений. Тургенев весьма благосклонно относился к детям и их другу Базарову, новому человеку, но Чернышевский не согласен с трактовкой Тургенева, вынужденного похоронить Базарова. В семейной жизни у этих людей также ничего не получается, как не получалось у Онегина, который оказался сломлен любовным треугольником: та Татьяна, которую он полюбил, оказалась замужем. Это трагедия, о которой Пушкин молчит. Вспомним также трагедию Печорина, который оказался один, трагедию героя Герцена, не сумевшего разрушить семейный покой женщины, которую он любил. И в результате, несчастными оказались все: и она, и ее муж, и герой. Тургенев не нашел иного способа, как похоронить героя. Базаров умер, заразившись на вскрытии трупным ядом. С такой символической смертью как раз и не согласен Чернышевский. Во-первых, он находит выход из любовного треугольника. Роман начинается детективной историей о ложном самоубийстве, которое читателю, в отличие от полиции, удается разгадать вмиг. Инсценировка самоубийства, чтобы скрыться человеку, стала разрешением любовной драмы (впервые в русской литературе). Во-вторых, герой у Чернышевского оказывается способным сделать то, чего не могли сделать до него все другие герои в русской литературе. Пушкин делает Онегина учителем жизни, который поучает других, а совладать с собой не может. Герой Тургенева хвастается, что он справился с этой задачей: «Всякий человек воспитать себя должен, вот как я, например», – говорит Базаров. В романе Чернышевского появляется особенный человек, который не только говорит, но строит свою жизнь так, как он считает нужным. Впоследствии появилось выражение, которое пришло к нам из американской литературы: «человек, который сам себя сделал». Тем не менее, в русской литературе Чернышевский первым изобразил такого человека, а ответ на вопрос «что делать?» оказывался прозрачным и очевидным.

Но остается непонятным, каким образом Чернышевскому удалось обмануть цензуру и провести свой роман в печать. Роман пропагандистский, революционный, о человеке, который подпольно занимается политической деятельностью. Объяснение простое: в первых главах романа автор ловко манипулирует сознанием читателя. Его роман вызывает такое стойкое отвращение у врагов, что они уверены: роман Чернышевского дискредитирует и автора, и само произведение. Поэтому цензоры соглашаются печатать этот «ужасный» роман. Но читатель-единомышленник очень хорошо и правильно понимает роман. Такая игра с читателем и его двояким восприятием и стала тем новым, что внес Чернышевский в русскую литературу. Писатель не только ответил на вопрос «что делать?», но и показал, как это сделать.


Сквозные темы и мотивы литературы ХІХ века


Когда мы говорим о том, что все русские романы представляют собой части одного большого романа, который издавался в разных русских журналах ХІХ века и являлся многотомной эпопеей о русской жизни, о жизни поколений, о судьбах отдельных людей и судьбе страны, складывавшейся из этих отдельных судеб, то мы должны понимать, что есть определенные «скобочки», которые скрепляют эти части. Их можно назвать общими темами: тема любви, семьи, самореализации. Но есть и маленькие «скобки», которые мы назовем мотивами.

Мотив – это простейшая составная часть сюжета, это часть темы, которая выражается одним словом.

Это как в музыке: есть мелодия, а есть мотив – несколько повторяющихся нот, которые напоминают слушателю те переживания, которые уже прошли. Чередование одних и тех же мотивов скрепляет литературное произведение и делает его целостным. Практически все русские писатели до середины ХХ века знали, например, Библию (рис. 12),

Рис. 12. Библия (современное издание) (Источник)  

которая входила в круг образования людей. И все писатели знали библейские мотивы, перекочевавшие потом в их книги. Например, мотив Екклесиаста: «Суета сует» (Библия, книга Екклесиаста, глава 12, стих 8). За этими двумя словами стоит символ бессмысленности человеческого существования. Так же и для писателей ХІХ века теми «скобками», которые держали и соединяли их романы, были определенные мотивы, с помощью которых они постоянно намекали и подсказывали своим читателям, напоминая им о каких-то общеизвестных обстоятельствах. Проблема в том, что теперь, спустя годы, нам непонятны эти намеки.

Таким образом, Чернышевский в своем романе намекает на связь своего героя с героями предыдущих романов. Его особенный человек носит фамилию Рахметов, которая отдаленно напоминает придуманную Тургеневым фамилию Базаров. Эти фамилии напоминают друг друга своим тюркским происхождением, а значит, предки этих героев не были русскими людьми. Поэтому принципиально то, что та жизнь, которую описывает и Тургенев, и Чернышевский, впитала в себя слои совсем другого происхождения людей, которые до недавнего времени были пришлыми, а теперь оказались своими. И подобного рода намеками пронизаны все романы ХІХ века.

 

Список литературы

1. Сахаров В.И., Зинин С.А. Русский язык и литература. Литература (базовый и углубленный уровни) 10. – М.: Русское слово.

2. Архангельский А.Н. и др. Русский язык и литература. Литература (углубленный уровень) 10. – М.: Дрофа.

3. Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шамчикова В.М. / под ред. Ланина Б.А. Русский язык и литература. Литература (базовый и углубленный уровни) 10. – М.: ВЕНТАНА-ГРАФ.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Feb-web.ru (Источник). 
  2. Feb-web.ru (Источник).
  3. Az.lib.ru (Источник).

 

Домашнее задание

  1. Ознакомьтесь с биографией Н.Г. Чернышевского, составьте хронологическую таблицу значимых дат его жизни и творчества.
  2. Прочтите и проанализируйте роман «Что делать?».
  3. * Подготовьте доклад на тему: «Новый тип художественного мышления Н.Г. Чернышевского».