Литература

Тема 5: Максим Горький

Урок 3: Максим Горький. Пьеса «На дне»

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория
Заметили ошибку?

Введение


Мы подготовили для вас цикл уроков под общим названием «Навигатор». Они помогут вам лучше понять произведения русской литературы и сориентироваться в материалах, посвящённых этому произведению и размещённых в открытом доступе в интернете.

Предлагаю поговорить о драме Горького «На дне».


Произведение и эпоха


Пьеса Максима Горького «На дне» (читайте текст здесь) была написана в самом начале ХХ века. Это время острых социальных противоречий, споров, поисков новых путей развития общества. Далёкие от нас явления и предметы станут понятнее, если заглянуть в Словарь, а в разделе Исторический фон вы найдёте информацию об отражённой в произведении эпохе.


Проблематика


В центре пьесы – спор о человеке,  велик он  или ничтожен,  а также полемика о правде и лжи: способен ли человек выдержать правду. Параллельно поднимается множество вопросов: о смысле жизни перед лицом смерти, о призвании, бремени труда, о мечте.

Драма «На дне» вызвала неоднозначные оценки критики, и до сих пор произведение Горького остается предметом изучения. Горький не дает однозначного ответа на вопросы. Вы можете попробовать самостоятельно поразмышлять над ними, если заглянете в раздел Вопросы для дискуссии.


Сюжет и композиция


Сюжет в произведении несколько ослаблен, но это не означает, что он отсутствует. В пьесе происходят весьма драматичные события, но двигателем является не внешнее действие, а попытки героев найти правду.

Композиция пьесы строится вокруг двух конфликтов. На поверхности – конфликт любовный. Его завязкой становится появление хозяина ночлежки Костылёва, ревнующего свою жену Василису к Ваське Пеплу. Кульминация остаётся за сценой: мы узнаём, что Василиса из ревности облила кипятком свою сестру Наташу, которая нравилась  Пеплу. Развязка – Васька Пепел убивает Костылёва. Однако не этот любовный четырёхугольник движет пьесу.

Гораздо более важным оказывается второй, глубинный конфликт – социально-философский. В общем виде его развитие можно представить так: в ночлежке (крайне дешёвой гостинице для бедных) персонажи спорят о правде и смысле жизни. Неожиданно в ночлежку приходит человек – его появление и есть завязка философского конфликта. Своими словами странник внушает всем обитателям надежду на лучшее. Начинаются ожесточенные споры о правде и человеке, которые в итоге становятся кульминацией. А развязкой является самоубийство героя по прозвищу Актёр: он не смог жить без спасительного утешения. Кто участвует в этом конфликте?  Давайте посмотрим.


Персонажи


Странника, утешающего обитателей ночлежки, зовут Лука. В его имени можно увидеть намёк на лукавство, а также отсылку к евангелисту Луке. Для Горького, который был врагом христианства, это имя – проявление скептического отношения к персонажу.

Среди обитателей ночлежки выделяется независимый Сатин – он привык говорить людям правду, презирает свою убогую жизнь, но не готов заниматься работой, которая ему не по душе. Он ценит свою свободу и видит в человеке масштаб и великое предназначение. Именно ему принадлежит знаменитая фраза: «Человек… это звучит гордо!».

Бубнов – жестокий циник, не верящий ни во что хорошее в человеке. С точки зрения Бубнова, на дне жизни обнажается истинная человеческая суть: стирается наслоение цивилизации и остаются лишь животные проявления. В таком случае, по словам Бубнова, есть только одна возможность – пребывать в пассивности и опускаться, потому что всё равно «все люди на земле – лишние».

Однако в пьесе много других значимых персонажей, у каждого своя предыстория и своя судьба в ночлежке. Вспомнить героев вы можете с помощью Краткого содержания.


Жанр


Перед нами социально-философская драма – пьеса с современной бытовой тематикой и акцентом на общечеловеческих проблемах. В пьесе «На дне» изображена жизнь людей, находящихся в самом низу социальной лестницы. Но именно этим опустившимся людям автор доверяет размышления ни много ни мало – о предназначении человека.


Художественные приёмы


Проблематика пьесы поддерживается художественными приёмами, среди которых так называемый «диалог глухих»: герои говорят из разных углов, и реплики зачатую не связаны между собой. Это подчеркивает разобщённость героев, одиночество человека перед глобальными вопросами.

Отметим также зеркальное отражение эпизодов друг в друге. Например, притча Луки о праведной земле и эпизод с самоубийством Актера. Оба фрагмента дословно совпадают в финальных строчках: «А после того пошел домой — и удавился...» — «Эй... вы! Иди... идите сюда!... Там. Актер... удавился!» Это усиливает горько-ироничную, скептическую интонацию пьесы.


Дополнительные материалы по тексту


Поскольку произведение предназначалось в первую очередь для сцены, рекомендуем вам несколько постановок, созданных в разные годы (речь не идет о том, чтобы посмотреть всё от начала и до конца, но можно сравнить разные трактовки ключевых сцен, например, монолога Сатина о человеке). Эти спектакли вы найдёте в разделе Отражение в искусстве. Пьесу можно не только смотреть, но и слушать (ссылка на аудио), хотя, на наш взгляд, без визуального ряда воспринимать  это произведение  сложнее. Выбор за вами!

Вы можете также ознакомиться с различными интерпретациями драмы «На дне». Эти материалы помогут вам для ответа на уроке, при написании сочинения, будут полезны при подготовке к экзаменам и, конечно, дадут вам ключи к пониманию текста. Вы найдёте их в разделе Исследователи. Также рекомендуем вам лекцию Льва Соболева и урок Дмитрия Быкова «Чехов и Горький против Толстого».


Наши рекомендации


Если вам интересно, кто ещё из писателей размышлял над подобными вопросами, с кем Горький вступает в творческий диалог, посмотрите раздел Сквозные темы. Если вас заинтересовала драма «На дне» и вы хотели бы прочитать что-то похожее по стилю и атмосфере, посмотрите вкладку Настроение.

 

Перед вами полезные ссылки, факты, мысли исследователей и, самое главное, – вопросы. Читайте, сопоставляйте, размышляйте!