Литература

Тема 11: С. Есенин

Урок 1: Поэма С. А. Есенина «Анна Снегина» - произведение о судьбе человека и Родины

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория
Заметили ошибку?

Введение


Тема сегодняшнего урока – поэма С.А. Есенина «Анна Снегина» (рис. 1). Это произведение создано в последние годы жизни поэта.

Рис. 1. Сергей Александрович Есенин

Она была написана в 1925 году тридцатилетним писателем. Он, конечно же, не знает о своей скорой кончине. «Анна Снегина» – это довольно спокойное и гармоничное произведение.

В поэме автор как будто подводит итоги, размышляя о своей жизни, о судьбе страны. Можно сказать, что поэт отождествляет себя с лирическим героем поэмы, даже называет его Сергеем. Герой наделен некоторыми чертами, которые присущи и самому автору, но это не стоит воспринимать буквально. Например, рассказчик нам сообщает, что он был первый в своей стране дезертир, говорит о том, что бросил винтовку и решил воевать только посредством поэзии. Есенин же вовсе не воевал, он не был на фронте. Несмотря на то что Есенина принято считать поэтом исповедальным, говорящим о себе откровенно, все-таки не стоит рассматривать его произведения как личный дневник.

Если же поэма не является прямым рассказом автора о себе то, что же она такое? Проще всего начать разбираться в этом с ее названия. Название невольно напоминает нам название другого произведения – «Евгений Онегин». Такое созвучие имен неслучайно. Есенин явно писал свою поэму с мыслью о Пушкине и о «Евгении Онегине», даже сюжеты схожи. В обоих случаях повествуют о несчастливой любовной истории.


Поэма «Анна Снегина»


Главным героем поэмы является Сергей, он вышел из деревни, вырос в деревне, но сумел стать литератором, писателем. Когда ему было 16 лет, он был влюблен в одну девушку, ту самую Анну Снегину, позже он был вынужден уехать из своей деревни, но спустя долгое время вернулся в родные края и снова встретился с Анной. Девушка за это время успела выйти замуж, да еще и за офицера. Невооруженным глазом можно увидеть сходства героев. Евгений Онегин – Сергей, а Анна Снегина – Татьяна. Если вам такое утверждение кажется слишком смелым, давайте разберемся, что же происходит в самой поэме.

Мы наблюдаем за лирическим героем, который всему, что происходит вокруг – в деревне, в поместье, в усадьбе, – чужой. Казалось бы, герой отсюда родом, окружающие его люди не чужие, он им сопереживает, он причастен к их жизням, но он изображен как человек, который является сторонним наблюдателем событий, человеком со стороны. Он вроде как находится рядом со всеми, но вроде бы и сам по себе.

Можно сказать, что герой поэмы, как и Онегин, лишний человек, он свидетель и наблюдатель чужой жизни. Он входит в деревни, усадьбы, прогуливается по полям, автор изображает его отдельным, отрезанным от остальных. Также Сергея с Онегиным сближает артистизм. В поэмы «Анна Снегина» он выражается в непосредственной деятельности героя.

Оба героя в глазах простых мужиков представляются бездельниками, их особо ничего не заботит, тяжелым трудом они не обременены. Они свободны, и как раз это дает им возможность быть наблюдателями и свидетелями жизни в целом.

Что касается видения жизни в целом, «Анна Снегина» схожа с романом Пушкина. Это довольно свободное повествование с лирическими отступлениями. Перед нами периодически проплывают картины русской деревни, революции, какие-то исторические наброски, и сюжет не держит нас в каких-то жестких рамках причинно-следственных связей. Это лирический разговор о самых различных вещах. В первую очередь о судьбе человека, об одиночестве, о Родине и о том, как отношение к различным вещам меняется с течением времени.

Мы наблюдаем за героем довольно долго, начиная с его шестнадцатилетия и вплоть до его зрелого возраста, в котором он непосредственно находится во время действия поэмы.

С одной стороны, крестьяне его очень уважают и зовут, когда им нужно решить какие-то свои важные проблемы, а с другой стороны, его отстраненность как московского озорного гуляки, улыбающегося всем встречным, делает его чужим. Он даже внешне выглядит непривычным для деревни образом: всегда носит с собой шляпу и трость. Зачем же Сергею нужна трость? Можно сказать, что в его руках она становится еще одним символом жизни гуляки и беззаботного человека. Он идет по полям и сшибает ею зелень, не о чем не задумываясь. Потом и кровью от тяжелого труда и войны этот поэт не замазан.
             Развертывая сюжетную линию поэмы, С. Есенин создает образ деревенского вожака – Прона Оглоблина, воплотившего в себе вековой гнев народа против притеснителей и мироедов, своего рода Пугачева. Вот как историю об Оглоблине рассказывает одна из героинь поэмы, старая жена мельника, к которому Сергей прибывает на лето, покинув свою разгульную жизнь в Москве:

У них там есть Прон Оглоблин,
Булдыжник, драчун, грубиян.
Он вечно на всех озлоблен,
С утра по неделям пьян.

И нагло в третьевом годе,
Когда объявили войну,
При всем честном народе
Убил топором старшину.

Таких теперь тысячи стало
Творить на свободе гнусь.
Пропала Расея, пропала...
Погибла кормилица Русь...

 

Действие поэмы ведь происходит в период революции, в эпоху крестьянских бунтов и наступающего террора. А вот Оглоблин отличился еще в период мирного времени, убив топором человека во время спора между крестьянами из двух соседних деревень за лес. Интересно то, как относится к нему Есенин. С одной стороны, он понимает, что его герой – плохой человек и убийца, а с другой стороны, лирический герой Сергей с Оглоблиным дружит. Они между собой связаны и говорят на одном языке, взаимоотношения между ними даже чем-то напоминают семейные.

Тема бунта, тема крестьянина в его бунтарских проявлениях волновала Есенина давно. Эта тема касалась всех, так как крестьяне – основные жители России и аграрный вопрос был первым в русской политике и литературе длительное время. Как вы знаете, о народных бунтах, о Пугачевщине писал и сам Пушкин. И тут мы снова возвращаемся к образу Оглоблина, он напоминает нам пушкинского Пугачева, который, с одной стороны, лихой человек, страшный и кровавый, а с другой стороны, в нем есть какое-то обаяние. И именно это обаяние подчиняет себе даже скептически настроенного читателя. Кроме того, важно отметить, что в данном произведении Оглоблин оказывается жертвой ужасных событий: в 1920 году этого героя убивают деникинцы.

Любимое выражение Прона, которое он дважды повторяет на протяжении поэмы, – «Раз и квас». Это выражение означает «быстро сделать дело», т. е. отнять у помещиков землю и все поделить, что и происходит по ходу повествования. Используя это выражение, Есенин нам сообщает, что поспешность в захвате земель – это обычная вещь, причем главным героем захвата, когда помещики забирают землю у Снегиных, является Лабутя – брат Прона. Это является своеобразной пародией на Пугачева. С одной стороны, он лихой человек, а с другой – пьяница похуже Прона и к тому же страшный трус и враль. Фигура комическая, неприглядная, но про него говорится, что именно такой и будет верховодить в совете.

Мы видим, что отношение автора ко всем этим событиям двойственное: с одной стороны, он вроде бы и за революцию, за крестьянскую правду, крестьяне спрашивают лирического героя:

«Скажи, кто такое Ленин?»

Я тихо ответил:

«Он – вы».

Выходит, Ленин, революция – это что-то хорошее, но, с другой стороны, один герой этой революции, Прон, – человек с топором, другой – его комический брат, трус Лабутя. И такую же двойственную позицию занимал автор и в жизни, он менял свою точку зрения. И в этом просматривается какая-то верность пушкинской традиции – быть свидетелем, а не оценщиком. В этом и есть вся прелесть поэмы Есенина, в ней нет категоричности и жестко расставленных оценок, которые бы сделал его литературный антипод – Владимир Маяковский.

У Сергея Есенина репутация певца русской деревни, плакальщика по этой деревне. Но думать, что он идеализировал деревню и русского мужика, не стоит. Как раз в «Снегиной» мы видим, что автор, который действительно знал и любил русскую деревню и ее жителей, к деревенским людям, крестьянам, относится весьма саркастически, он не пытается идеализировать.

Крестьяне и крестьянская жизнь в «Снегиной» изображены не без комических ноток. Вот, например, сцена захвата помещичьей земли.

В захвате всегда есть скорость:
– Даешь! Разберем потом!
Весь хутор забрали в волость
С хозяйками и со скотом.

Дальше мы видим годы крестьянского процветания.

Эх, удаль!
Цветение в далях!
Недаром чумазый сброд
Играл по дворам на роялях
Коровам тамбовский фокстрот.
За хлеб, за овес, за картошку
Мужик залучил граммофон, -
Слюнявя козлиную ножку,
Танго себе слушает он.
Сжимая от прибыли руки,
Ругаясь на всякий налог,
Он мыслит до дури о штуке,
Катающейся между ног.

Довольно забавный крестьянин, главная его черта – прижимистость, жесткость в хозяйственных вопросах, и в то же время никакой лирической тонкости и никаких стремлений к праведности и духовности мы не видим.

Шли годы
Размашисто, пылко...
Удел хлебороба гас.
Немало попрело в бутылках
«Керенок» и «ходей» у нас.
Фефела! Кормилец! Касатик!
Владелец землей и скотом,
За пару измызганных «катек»
Он даст себя выдрать кнутом.

Если Есенин и певец русской земли и русского крестьянина, то он отнюдь не его иконописец.

Теперь поговорим о любовной линии в поэме. История любви все-таки несбывшаяся: Анна и Сергей испытывают чувства к друг другу, происходят встречи, иногда случаются ссоры, их то отталкивает, то притягивает друг к другу (рис. 2). Завершается все тем, что Анна, муж которой погиб на войне, эмигрирует, а Сергей остается на Родине и в конце поэмы получает письмо из Лондона. Что же мешает героям быть вместе? В первую очередь разница в социальном положении, разница в воспитании, у них совершенно разные жизненные пути. Они не могут преодолеть какие-то условности, созданные их происхождением, обстоятельства, и эти обстоятельства становятся для них барьером.

Рис. 2. Анна и Сергей (Источник)

Важным является то, что в любовную линию вплетается тема Родины, своей страны. Анна эту страну теряет, но она остается в ее памяти, причем ее воспоминания связаны именно с Сергеем.

Вы живы?.. Я очень рада...
Я тоже, как вы, жива.

<...>

Но вы мне по-прежнему милы,
Как родина и как весна.

Герои живут в разных сезонах и разных мирах. Анна пишет письмо в апреле, а Сергей получает его в июне. Это еще один способ автора показать внутреннее несовпадение героев.

Смена сезонов и времен года также является важной темой (рис. 3). Главной особенностью жизни в деревне является то, что человек зависит от погоды. Издревле люди уподобляли человеческую жизнь году, то есть человек проходит такие же стадии, что и природа.

Рис. 3. Природа в поэме «Анна Снегина» (Источник)

Весна – детство и юность, потом лето – зрелость, осень – время самого расцвета жизни, получения плодов и, наконец, зима – образ дряхлости, старения и смерти. Если мы посмотрим «Снегину», то заметим, что действие происходит весной, летом и в начале осени. Выходит, что отношения Анны и Сергея рассматриваются за довольно-таки длинный промежуток времени. В начале поэмы Сергей вспоминает свои молодые годы:

Когда-то у той вон калитки
Мне было шестнадцать лет,
И девушка в белой накидке
Сказала мне ласково: «Нет!»
Далекие, милые были.
Тот образ во мне не угас...
Мы все в эти годы любили,
Но мало любили нас.

Факты не меняются, а меняется отношение к ним. Сначала лирический герой говорит, что их мало любили, но уже в конце утверждает, что все-таки любили. И в его понимании выходит, что не взаимная любовь все равно каким-то таинственным образом означает ответную любовь. И это является ключом к пониманию всей поэмы.


Заключение


Во многом эта поэма о потерях, о том, что ход жизни неумолим, о том, что человек расстается с юношескими надеждами, охладевает, взрослеет и примиряется с действительностью. Жизнь течет, он созерцает ее, входит в нее, отстраняется, с ним что-то происходит, что-то происходит со страной, все течет, и все, в конце концов, ведет к расставанию и к разлуке, а когда-нибудь к неизбежной смерти. Но это чувство бренности мира в поэме сглажено за счет интонации пушкинского просветленного, спокойного принятия хода вещей, примирения со своей жизнью и судьбой.

Можно сделать вывод: не так уж важно, остались ли люди вместе или они расстались, важен не сюжет, а образ, который остается в сердце, потому что, в конце концов, все происходит в сердце человека. Если это сердце отзывчиво на красоту мира, а красоты в этой поэме много, значит, есть чувство осмысленности собственной жизни и общего хода вещей. Если глаза человека открыты, если он слышит и смотрит на мир и любит этот мир, если он любит человека, то он тоже любим и все не так уж плохо. Эта мысль довольно-таки утешительная, хотя у Есенина были и тревожные, и катастрофические мысли в произведениях этого же года, например в «Черном человеке».

 

Список литературы 

  1. Литература. 11 класс. Учебник в 2 ч./ Под ред. Журавлева В.П.
  2. Марченко А.М. Есенин Сергей Александрович // Есенин Сергей Александрович — 3-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1969.
  3. Аристов В., Сироткина И. Танцеслово: анализ истории творческих взаимоотношений Есенина и Дункан // Культурно-историческая психология. — 2011. – № 3.  

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Интернет портал «Litra.ru» (Источник)
  2. Интернет портал «50 золотых сочинений» (Источник)
  3. Интернет портал «5litra.ru» (Источник)

Домашнее задание

  1. Напишите развернутый ответ: «Отношение автора к Родине в поэме Есенина “Анна Снегина”».
  2. Ответьте на вопросы:
  1. В чем состоит художественное своеобразие поэмы С. Есенина «Анна Снегина»?
  2. Чем определяется лирический пафос поэмы С. Есенина «Анна Снегина»?
  3. Как в поэме показана новая власть?
  4. Как показаны чувства героев: Анны и Сергея?