Литература
Тема 7: «Серебряный век» русской поэзииУрок 4: Основные манифесты и периодизация русского символизма. «Младшие» символисты
- Видео
- Тренажер
- Теория
Тема: Русская литература конца XIX – начала XX вв.
Урок: Основные манифесты и периодизация русского символизма. «Младшие» символисты
1. Вступление
«Символизм» - направление в европейском и русском искусстве, возникшее на рубеже XX столетия, сосредоточенное преимущественно на художественном выражении посредством символа «вещей в себе» и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия. Стремясь прорваться сквозь видимую реальность к «скрытым реальностям», сверхвременной идеальной сущности мира, его «нетленной» красоте, символисты выразили тоску по духовной свободе.
«Младшие» символисты вошли на рубеже веков и в начале 20 века. Они были последователями философа Владимира Соловьева, были мистики, он, в отличие «старших» символистов видели луч света в умирающем мире.
2. Философия символизма. Владимир Соловьев
Страстные идеальные порывы духа - это не что иное, как обращение к мистическому знанию о Высшей Реальности. В основу мистического знания легло учение Владимира Соловьева о Мировой Душе.
Рис. 1. Владимир Соловьев (Источник)
Владимир Соловьев (1853-1900), русский философ, сын знаменитого историка Сергея Соловьева, - основатель философии и символизма.
Его учение родилось из мистического опыта и лишь подтвердило мысль о Софии, Божественной Премудрости, - в книге притчей Соломона можно прочесть, что «София существовала прежде создания мира».
Рис. 2. Святая София– Божественная Премудрость (Источник)
Между миром Божественным и природным нет непроходимой пропасти. «Божественный глагол» проникает в нашу действительность и освещает ее, выявляя ее божественное содержание.
И человек, принадлежащий к обоим мирам, в мистическом (медитативном) созерцании вступает в общение с образами царства мировой Гармонии. В человеке соединены и божественное, и греховное (низменное). «Мировая Душа, или София, есть идеальное, совершенное человечество во Христе. Мировая душа между Богом и миром, враждебным ему началом».
В сне земном мы тени, тени...
Жизнь — игра теней,
Ряд далеких отражений
Вечно светлых дней.
Но сливаются уж тени,
Прежние черты
Прежних ярких сновидений
Не узнаешь ты.
Серый сумрак предрассветный
Землю всю одел;
Сердцем вещим уж приветный
Трепет овладел.
Голос вещий не обманет.
Верь, проходит тень,—
Не скорби же: скоро встанет
Новый вечный день.
9 июня 1875
Для Соловьева возможно проникнуть в явный и тайный мир. Любовь - способ соединения двух миров.
У В. Соловьева есть поэма, которая называется «Три свидания» (рассказывает о трех видениях http://www.stihi-rus.ru/1/Solovev/88.htm)
Под воздействием философии Владимира Соловьева поэты-символисты обратились к забытым учениям древних греков и египтян, духовному учению Индии о великом Космосе, о майе (иллюзии). В художественном наследии символистов нет места житейским проблемам, в нем утверждались образы, навеянные созерцанием «обеих бездн».
Милый друг, иль ты не видишь,
Что все видимое нами -
Только отблеск, только тени
От незримого очами?
Милый друг, иль ты не слышишь,
Что житейский шум трескучий
Только отклик искаженный
Торжествующих созвучий - точно определяет мироощущение символизма: реальный мир - это проекция небесного, но только искаженного человеческим сознанием.
В другом стихотворении, написанном после мистической встречи с Софией, Мировой Душой, высветился царственный образ.
Художественные искания «младосимволистов» были отмечены просветленной мистичностью, стремлением идти к «отверженным селеньям», следовать жертвенным путем пророка, не отворачиваясь от грубой земной действительности.
3. Вячеслав Иванов
Рис. 3. Вячеслав Иванов (Источник)
Вячеслав Иванов наиболее полно воплотил в своем творчестве символистскую мечту о синтезе культур, пытаясь соединить соловьевство, обновленное христианство и эллинское мировосприятие.
В. Иванов был знаменитым ученым, он изучал древнюю историю. Задача поэта - проникнуть вглубь сознания человека. Стихотворения Иванова сложны, но интересны. Он считал, что в каждом слове есть память, надо прислушаться к слову миру, чтобы понять значение. Лирический герой пытается установить мистический контакт с миром, в котором он живет.
Первый сборник стихов Иванова «Кормчие звезды» вышел в Петербурге в 1902 г. и сразу принес известность автору. Символика заглавия разгадывалась легко: кормчие звезды - это звезды, по которым кормчий правит корабль, звезды, сияющие в высоте над житейским морем, вечные и неизменные духовные ориентиры. Стихи сборника - стихи ученого-филолога и «учителя» жизни - наставника своих спутников по символизму. В «Кормчих звездах» определились основные темы, мотивы, образы поэзии Иванова: и образ России (идущий в основном от славянофильской традиции), утопия «соборности», противопоставляемая индивидуалистическому сознанию буржуазного общества, надежда на возрождение патриархально-религиозной общинности.
В 1904 г. выходит второй сборник поэта - «Прозрачность».
В 1905 г. поэт переселяется в Петербург. Квартира его становится одним из центров русской художественной жизни того времени, где собирались литераторы, художники, ученые, общественные деятели всех направлений; они читали доклады, стихи, предавались изощренным «духовным играм». Результатом этих духовных игр и страстей стали два томика стихов «Соr аrdens» («Пламенеющее сердце»), вышедшие в 1911 и 1912 гг. Это - зенит поэтического мастерства Иванова и в то же время предельной отвлеченности его поэтической мысли. В том же 1912 г. выходит сборник его стихов «Нежная тайна» - в основном нежных лирических медитаций.
В 1910-е годы, в годы войны, Иванов, как и другие поэты-символисты, озабочен судьбами России, которые он истолковывает в духе идей Владимира Соловьева. В отвлеченно-мистическом смысле он пытался понять судьбы не только Родины, но и всего человечества. И ранее, и в эти годы философские и общественно-политические взгляды Иванова были исполнены противоречий и неопределенностей.
4. Андрей Белый
Рис. 4. Андрей Белый (Источник)
Андрей Белый (псевдоним Бориса Николаевича Бугаева) (1880-1934) — русский писатель, поэт, прозаик, критик, мемуарист. Один из ведущих деятелей символизма.
Вдохновитель младосимволистского крыла движения – москвич А. Белый, организовавший поэтическое сообщество «аргонавтов». Для него символизм стал способом игры. Он проводил со стихом различные эксперименты.
В 1903 А. Белый опубликовал статью «О религиозных переживаниях», в которой вслед за Д. Мережковским – настаивал на необходимости соединить искусство и религию, но задачи выдвигал иные, более субъективные и отвлеченные – «приблизиться к Мировой душе», «передавать в лирических изменениях Ее голос». В статье Белого явственно просматривались ориентиры младшего поколения символистов – «две перекладины их креста» – культ пророка–безумца Ницше и идеи В. Соловьева. Мистические и религиозные настроения А. Белого сочетались с размышлениями о судьбах России: позицию «младосимволистов» отличала нравственная связь с родиной. А. Белому, А. Блоку, В. Иванову оказались чужды индивидуалистические признания старших символистов, декларируемый ими титанизм, надмирность, разрыв с «землей». Неслучайно один из своих ранних циклов А. Блок назовет «Пузыри земли», заимствовав этот образ из трагедии Шекспира «Макбет»: соприкосновение с земной стихией драматично, но неизбежно, порождения земли, ее «пузыри» отвратительны, но задача поэта, его жертвенное назначение – соприкоснуться с этими порождениями, низойти к темным и губительным началам жизни.
Свои прозаические произведения он называет симфониями, которые строятся сложными переплетениями нескольких тем. Сквозные темы творчества А. Белого – это безнадежное пространство деревни, жестокость современного города. Переплетение реальных впечатлений о деревне и городе, переплетение настроений.
Рис. 5. Александр Блок (Источник)
Из среды «младосимволистов» вышел крупнейший русский поэт А. Блок, ставший по определению А. Ахматовой, «трагическим тенором эпохи». Свое творчество А. Блок рассматривал как «трилогию вочеловечивания» – движение от музыки запредельного, через преисподнюю материального мира и круговерть стихий к «элементарной простоте» человеческих переживаний.
Символы призваны помочь проникнуть в суть скрытых явлений, проникнуть из мира бытового в мир бытийный. По определению В. Иванова, символы – это «знаки иной действительности». Символ увеличивает, расширяет смысл каждого слова, всего текста. Символ у символистов – не отражение, а знак иной действительности, он связывает земное, эмпирическое с мирами трансцендентными, с глубинами духа и души, с вечным. Символ связан с областью тайного.
У символа же значений всегда много, мы улавливаем только некоторые из них. В. Иванов писал о том, что символ не только «многолик и многозначен», но еще и «всегда темен в последней глубине». То есть, сколько бы значений символического слова мы ни называли, в нем остается еще что-то, быть может, самое существенное.
5. Заключение
В России развитие символизма получает весьма благодатную почву: общие эсхатологические настроения усугубляются тяжелой общественной реакцией на неудавшиеся революции 1905–1907. Пессимизм, темы трагического одиночества и фатальности бытия находят горячий отклик в русской литературе и театре. Блестящие писатели, поэты и режиссеры Серебряного века с радостью окунаются в теорию и практику символизма.
Андрей Белый пишет, что символистов нет. Новое искусство (10-й год начала 20 века) утвердилось, обрело своих читателей.
Домашнее задание
Прочитать стихотворения В. Иванова, А. Белого.
Список литературы
1. Чалмаев В.А., Зинин С.А. Русская литература ХХ века: Учебник для 11 класса: В 2 ч. – 5 –е изд. – М.: ООО 2ТИД « Русское слово – РС», 2008.
2. Агеносов В.В. Русская литература 20 века. Методическое пособие М. «Дрофа», 2002
3. Русская литература 20 века. Учебное пособие для поступающих в вузы М. уч.-науч. Центр «Московский лицей»,1995.
4. Викисловарь.
Видео и аудио материал
Андрей Белый (Источник).
Презентация
Символизм (Источник).