Литература

Тема 4: М. В. Ломоносов: детство, годы учения, научная и литературная деятельность

Урок 1: М.В. Ломоносов. «Случились вместе два Астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Роды и жанры литературы

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория
Заметили ошибку?

Введение


XVIII век называют веком Просвещения, в России были свои ученые-просветители, одно из главных мест среди них занимает Михаил Васильевич Ломоносов (рис. 1). О нем мы поговорим на сегодняшнем уроке.

Михаил Васильевич Ломоносов

Рис. 1. Михаил Васильевич Ломоносов (Источник)


Биография выдающегося ученого


Михаил Васильевич Ломоносов родился в ноябре 1711 года близ деревни Холмогоры Архангельской губернии. Первыми книгами, по которым М.В. Ломоносов учился грамоте, были «Псалтырь рифмованная» Симеона Полоцкого (рис. 2), «Грамматика словенская» Малетия Смотрицкого (рис. 3), «Арифметика» Леонтия Магницкого (рис. 4).

«Псалтырь рифмованная» Симеона Полоцкого

Рис. 2. «Псалтырь рифмованная» Симеона Полоцкого  (Источник

«Грамматика словенская» Мелетия Смотрицкого

Рис. 3. «Грамматика словенская» Мелетия Смотрицкого  (Источник)  

«Арифметика» Леонтия Магницкого

Рис. 4. «Арифметика» Леонтия Магницкого (Источник

В 19 лет Ломоносов покинул свой дом и отправился учиться в Москву. Он поступил в Славяно-греко-латинскую академию (рис. 5), в числе лучших учеников окончил ее. После этого поступил в университет при Петербургской академии наук (рис. 6) и закончил его.

Славяно-греко-латинская академия

Рис. 5. Славяно-греко-латинская академия (Источник)  

Петербургская академия наук

Рис. 6. Петербургская академия наук (Источник)  

Продолжил обучение в университетах Европы (рис. 7) и уже в 34 года стал профессором химии.

Марбургский университет

Рис. 7. Марбургский университет (Источник)  

Круг интересов М.В. Ломоносова включает множество наук, в него входили математика, химия, физика, астрономия, геология и география.

В 1754 году разработал проект создания Московского университета. И через год, в 1755 году, в Москве открылся этот университет, который сейчас носит имя его создателя (рис. 8).

Московский университет

Рис. 8. Московский университет (Источник

Всю жизнь ученый интересовался астрономией, наверное, потому что родом был из Холмогор. Именно там в 1692 году была открыта первая русская обсерватория.


Предыстория стихотворения


Две тысячи лет назад в древней Греции жил Клавдий Птолемей (рис. 9).

Клавдий Птолемей

Рис. 9. Клавдий Птолемей (Источник

Он утверждал, что Земля находится в центре Вселенной. Луна, Солнце и остальные планеты движутся вокруг нее, его учение получило название «геоцентрическая система». Геоцентрическая система – от слова «гео», что означает Земля.

В XVI веке Николай Коперник (рис. 10), польский ученый, разработал другую систему мироздания - Земля и планеты вращаются вокруг Солнца (гелиоцентрическая система). Гелиоцентрическая система – от слова «гелиос», что означает Солнце. Но его идеи не были приняты, а сочинения запрещены долгие годы.

Николай Коперник

Рис. 10. Николай Коперник (Источник

Долго теория Коперника была заброшена, даже в XVIII веке было мало ее сторонников.


Разбор стихотворения


В 1761 году М.В. Ломоносов пишет шуточное стихотворение под названием «Случились вместе два Астронома в пиру…» (рис. 11).

Стихотворение

Рис. 11. Стихотворение (Источник)  

Разберем слова и выражения, которые в наше время устарели, для того чтобы смысл стихотворения был понятнее (рис. 12):

Разбор устаревших выражений

Рис. 12. Разбор устаревших выражений (Источник

Жаркое – жареное кушанье, обычно мясное, или же сковорода, на которой это блюдо готовится.

Коперник и Птолемей не могли встретиться, так как жили в разное время, с разницей в 1300 лет. М.В. Ломоносов их соединяет на пиру, в месте, где не могут решаться важные споры о мироздании и Вселенной, этим приемом он создает комичность ситуации.

Споры о теориях Птолемея и Коперника продолжаются и в XVIII веке. Михаил Васильевич изображает в своем стихотворении двоих ученых, которые жарко спорят друг с другом. Рядом с ними оказывается повар, ученые спрашивает его мнение, чтобы разрешить спор. Повар, сравнивая очаг с Солнцем, поясняет на бытовом уровне, что очаг не может крутиться вокруг сковородки, на которой жарится пища. Такой прием сравнения важен в литературных произведениях.

 

Список литературы

  1. Меркин Г.С. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. – Русское слово, 2013.
  2. Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности, 5 класс – 13-е изд., стер. – М.: 2013 – 208 с.
  3. Коровина В.Я. и др. Литература. 5 класс. Учебник в 2 частях – 2-е изд. – М.: 2013. Ч. 1 – 303 с.; Ч. 2 – 303 с.
  4. Бунеев Р.Н, Бунеева Е.В. Литература. 5 класс. («Шаг за горизонт») В 2 книгах – 2-е изд., испр. и доп. – М.: 2008. – 224 с.
  5. Курдюмова Т.Ф. Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия в 2 частях – 13-е изд., стер. – М.: 2011. Часть 1 – 256 с.; Часть 2 – 256 с.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Lomonosov300.ru (Источник).
  2. Ras.ru (Источник).
  3. Physchem.chimfak.rsu.ru (Источник).

 

Домашнее задание

  1. В каких учебных заведениях М.В. Ломоносов обучался?
  2. Назовите первые книги, по которым М.В. Ломоносов учился грамоте.
  3. В каком году М.В. Ломоносов пишет стихотворение «Случились вместе два Астронома в пиру…»?